Упрощенное определение оферты – это предложение (не договор!) с конкретными условиями конкретному человеку или группе лиц. Предложение может быть устным, письменным, электронным. Самый распространённый вид – публичная оферта, с которой в повседневной жизни человек сталкивается регулярно, когда ему предлагают какие-либо услуги.

В последнее время слово оферта можно услышать применительно к рекламе по телевидению или радио. Однако что означает юридический термин, дикторы не объясняют. Постараемся разобраться в определении и выяснить, зачем нужно знать об оферте далекому от мира финансов человеку.

Определение и признаки

Термин пришел в российское право, как и множество других понятий, из римского права. Слово произошло от латинского «offero» ‒ предлагать. Определение, записанное в Гражданском кодексе, так и звучит: офертой называется официально направленное одним лицом другому предложение о заключении соглашения на условиях, определенных отправителем.

То есть, оферта простыми словами – это предложение в любой форме – устной или письменной. Чтобы разобраться, действительно ли вы столкнулись с офертой или каким-то другим юридическим термином, выделим основные признаки понятия:

  1. Определенность и полнота информации. В документе или формулировке содержится полная и понятная информация, а также подробности заключения договора. Часто людям, пользующимся интернетом, по телефону предлагают сменить провайдера, описывая преимущества выбранного тарифа. Это и есть оферта, поскольку менеджер знакомит потенциального клиента с подробностями условий и юридических аспектов будущей сделки.
  2. Направленность. Создатель предложения имеет намерение заключить сделку.
  3. Адресность. Оферта направлена на конкретного человека или аудиторию.
  4. Безотзывность. Предложение действует до тех пор, пока не иссякнет срок, указанный в документе. Отменить предложение другими способами нельзя.

Фактически, оферта – это не сам договор, а только действия, предшествующие формальному заключению какой-либо сделки.

В дополнение: Что такое франшиза и ее преимущества.

Рисунок 1. О сложном с юмором

Рисунок 1. О сложном с юмором

Дополнительные термины

Форма предложения может быть разной: бумажные или электронные деловые письма, информация в устном разговоре с последующим подтверждением, проект договора, содержащий все условия будущей сделки. Основные сопровождающие термин определения:

  • оферент – сторона, выдвигающая приглашение к сотрудничеству;
  • акцептант – сторона, которой послание адресовано;
  • акцепт – факт заключения соглашения на выдвинутых условиях.

Если принять оферту (акцептовать ее), то это означает заключение договора. Факт принятия – это не обязательно подпись в документе, это могут быть какие-либо другие действия: оплата, галочка в нужной строке, регистрация на сайте. Например, при посещении сайта часто выпадает окно « Разрешить использование личной информации». Сервису Google необходим доступ к запросам пользователя для предложения ему контекстной рекламы. Поэтому он предлагает предоставить необходимые сведения в обмен на посещение веб-страницы.

Еще один пример – посадка в общественный транспорт. Если вы сели в автобус, то это говорит о вашем согласии ехать, но вы берете на себя обязательство оплатить проезд.

Объяснение термина в видео:

Виды оферт

Рассмотрим виды оферт, которые чаще всего упоминаются в отрыве от юридических документов:

  1. Свободная. Как правило, оформленное таким образом предложение ориентировано на несколько человек и не подразумевает обязательного согласия в какой-либо срок. Главная цель свободной оферты – определение основных потребностей и проверка работы маркетинговых ходов компании. Широко используется в массовой рассылке.
  2. Твердая. В противовес свободной форме, твердая оферта направлена конкретному адресату с указанием сроков, в которое он может приобрести услугу или купить какой-либо товар.
  3. Закрытая или безотзывная. Отказаться от сделки при получении согласия принимающей стороны оферент уже не может. Таким образом, если на почту клиенту пришло письмо от банка на получение кредита на выгодных условиях, коммерческая организация обязана выдать кредитную карту даже без проверки кредитной истории. Правда, банки тщательно проверяют личную информацию клиентов перед тем, как составлять подобные предложения.
  4. Публичная. Это самый распространенный вид понятия, с которым любой человек сталкивается ежедневно. По сути, это любое приглашение или побуждение к действию, направленное на неопределенную группу лиц и содержащее конкретное предложение. Например, предложенное официантом меню или предоставленный салоном красоты прейскурант услуг – все это публичная оферта. Покупатель в праве требовать исполнения указанных в предложении услуг.

Почему же определение часто упоминается в рекламе? Дело в том, что некоторые виды рекламы тоже относятся к оферте. Она признается таковой, если, например, покупка совершена на условиях, указанных в рекламном каталоге или на объявлении. Однако если реклама просто описывает отличительные особенности своего товара, не предлагая специальных условий для заключения сделки, то ее нельзя считать публичной офертой.