Лоббизм всегда преследует цель продвижения чьих-то интересов. Это могут быть социальные группы, предприятия, целые отрасли и даже конкретные лица. Понятие получило негативную окраску, так как лоббисты не всегда используют в деятельности законные методы. В то же время лоббирование – значимый процесс для принятия определенных решений, так как доносит до чиновников важность определенных проблем, дает расширенную информацию.

Лоббизм, как политическое понятие, обозначает воздействие на органы управления и власти любого уровня с целью принятия решений в интересах определенных социальных групп, партий, общественных движений, организаций, лиц. Деятельность лоббистов невозможно рассматривать только с негативной или положительной стороны. Если даже сбросить с весов незаконные способы лоббирования, продвижение чьих-либо интересов всегда будет сопровождаться ущемлением прав других групп.

Немного истории

Изначально лобби называли крытые галереи и проходы в монастырях. В переводе lobby с англ. – это «коридор», lobium с латинского – «галерея».

В 17 веке слово начали применять для обозначения вестибюля в британском парламенте. До того как зайти в зал заседаний, члены парламента собирались здесь, чтобы без официоза обсудить проблемы до голосования. На таких «встречах без галстуков» принимали участие не только депутаты, но и различные заинтересованные лица, которых не допускали на пленарные заседания. Последние пытались донести до парламентариев информацию, которая могла повлиять на принятие решений.

Такие кулуарные беседы и легли в основу нового политического понятия lobby, которое переводится с английского как «кулуары». То есть лоббирование чьих-либо интересов дословно обозначает «обсуждения в лобби».

Современное понятие

Сегодня принятие решений представителями любой ветви власти зависит от полноты имеющейся в их распоряжении информации. Если сбросить с весов коррупционную составляющую, то воздействовать на чиновников можно вполне законно. Именно информация, которую различными способами доносят лоббисты до властей, становится стимулом для принятия определенных решений.

Но информация связана со временными и финансовыми издержками. Поэтому заинтересованные лица не всегда готовы воздействовать на депутатов, даже если выгоды от такого влияния на лицо.

Так, простому избирателю, которому не безразлично принятие решения, чтобы донести до ответственного лица свою позицию, необходимо писать письма, звонить. Если эти шаги не дают результатов, необходимо привлекать прессу, организовывать митинги, демонстрации, доводить проблему до общественного резонанса. Но не всегда все эти усилия оправдывают полученные результаты. Поэтому чаще всего простые граждане не занимаются лоббированием своих интересов, так как издержки намного превышают полученные выгоды.

Активистам до всего есть дело. Источник: freepik.com/kues1

Активистам до всего есть дело.
Источник: freepik.com/kues1

Другое дело, когда принятие нормативного акта существенно влияет на интересы группы лиц (организаций, компаний, партий). Так, производители определенных товаров зависят от решений, связанных с регулированием цен, условиями импорта, экспорта, объемами госзакупок. Поэтому они для поддержки связи с представителями власти используют любые способы лоббирования своих интересов.

Чаще всего создают объединения производителей, которые принимают непосредственное участие в обсуждениях, организуют встречи, брифинги, оказывают давление на чиновников. Но для принятия решения могут использовать и более агрессивные способы: митинги, демонстрации, проплаченные статьи, телепередачи, призванные спровоцировать общественный резонанс. Любые способы влияния на законодателей, направленные на принятие выгодного для определенной группы решения, и являются лоббизмом.

Основные виды

Для определения типов лоббизма применяют различные классификации, в зависимости от сторон-участников, методов и целей.

Заинтересованные лица могут лоббировать экономические, политические или правовые вопросы. В зависимости от вида стороны, которая принимает решение, лоббирование бывает исполнительным, законодательным или судебным.

По методу воздействия можно выделить лоббизм:

  1. Прямой – взаимодействие с госорганами путем переговоров, переписки и пр.
  2. Косвенный – опосредованное давление путем организации митингов, формирования общественного мнения.

Применяемые технологии и существующее законодательство делит методы на легальные (открытые) и нелегальные (закрытые).

Таблица 1. Виды лоббизма

Классификация

Тип

Цели

  • экономический;
  • социокультурный;
  • социальный.

Сферы

  • региональный;
  • отраслевой.

Объекты

  • муниципальный;
  • правительственный;
  • парламентский;
  • президентский.

Отношение к политической системе

  • внешний;
  • внутренний.

Тип политической системы

  • плюралистический;
  • корпоративный.

Существуют и другие классификации. На основных типах лоббизма остановимся подробнее.

Парламентский

Принятие любых законов всегда затрагивает интересы определенных групп.

Обсуждения? Источник: newsru.com

Обсуждения?
Источник: newsru.com

Работа по лоббированию начинается еще на этапе разработки нормативного акта, продолжается во время обсуждений, внесения поправок, выходит на финальный этап при голосовании. К дебатам и разработке часто привлекают экспертов, но основными лоббистами здесь выступают сами парламентарии. От них заинтересованная сторона ожидает отстаивания своей позиции. За лоббирование депутаты получают поддержку финансового и организационного характера при следующих выборах.

Правительственный

Лоббирование на уровне исполнительной власти связан с:

  • разработкой законопроектов, которые утверждаются на этом уровне или поступают в дальнейшем на рассмотрение в парламент;
  • толкованием законов, нормативных актов.

Представители органов исполнительной власти, отстаивая интересы определенных организаций, рассчитывают получить в компании работу на высокопоставленной должности после ухода в отставку.

Внутренний

Именно правительственный и парламентский лоббизм относится к внутреннему, так как интересы групп отстаивают сами политики.

Внешний

В этом случае речь идет о деятельности различных ассоциаций производителей, юридических компаний, агентств, которые занимаются консультациями, связями с общественностью. Они подходят к организации лоббистской кампании комплексно. Эксперты знают не только механизмы принятия решений, но и методы влияния на ответственных лиц. Поэтому они обеспечивают информационную поддержку, организацию различных мероприятий, прямое взаимодействие с чиновниками.

Плюралистический

Встречается в странах, где демократическая политическая система позволяет на равных условиях отстаивать интересы разным группам. Давление на власть не противоречит конкурентной борьбе и способствует различным политическим и общественным процессам:

  1. Лоббисты становятся посредниками между чиновниками и гражданами.
  2. Появляется возможность определить приоритеты на основании реального сопоставления интересов.
  3. К принятию решений привлекаются граждане, которые, в принципе, не имеют прямого влияния на власть.

В демократических странах именно лоббизм помогает представлять общественные интересы.

Корпоративный

В странах с авторитарной системой власти речи о свободе мнений не идет. На рынке интересов на первый план выходят приоритеты определенных лиц, корпораций. Они «решают» вопросы чаще всего незаконными путями. В ход идут подкуп, шантаж, продвижение интересов «своими» чиновниками.

Читайте, с какими опасностями столкнется постиндустриальное общество.

Методы

Влиять на органы власти лоббисты могут легальными и нелегальными путями. Способы могут быть разными, сочетать несколько методов.

К вполне законной относится организация:

  • личных переговоров, встреч;
  • выступлений во время обсуждений законопроектов в комиссиях и комитетах;
  • привлечения к разработке нормативных актов различных экспертов;
  • проведения социологических опросов, научных исследований с освещением результатов;
  • публикаций в прессе, проведения дебатов, интервью, съемок телепередач, выступлений лидеров мнений;
  • законно организованных собраний, митингов;
  • встреч представителей властей с общественностью.

Не на последнем месте стоит и давление с мест, когда в адрес чиновника направляют многочисленные личные и групповые обращения от граждан.

Митинг как способ давления. Источник: freepik.com/rawpixel-com

Митинг как способ давления.
Источник: freepik.com/rawpixel-com

К нелегальным методам относят:

  • подкуп чиновников;
  • шантаж должностных лиц;
  • действия заинтересованных «своих» лиц, которых продвигали во власть целенаправленно для отстаивания интересов отдельных групп.

Именно незаконные методы, связанные с коррупцией, нивелируют положительные стороны лоббизма.

Подходы в разных странах

Прямо или косвенно лоббирование существует во всех государствах. Но официальное отношение к процессу значительно отличается:

  • США, Канада – регулируется на законодательном уровне;
  • Германия – работает на основании нескольких законов;
  • Франция – считается незаконным;
  • Индия – приравнен к коррупции.

Группы влияния в России

Корни лоббирования в России уходят еще в царский период конца 19 века. Тогда различные предпринимательские союзы использовали методы влияния на власть, вплоть до персонального воздействия, для получений льгот, нужных законов.

В советский период ведомства и министерства любыми путями пытались «выбить» для своей структуры не только необходимые решения, но и ресурсы. Распространено было отстаивание интересов определенных сфер по территориальному признаку. Так, нефтяников, газовиков лоббировали тюменские чиновники, шахтеров – кемеровские, агропромышленный комплекс – ставропольские и краснодарские. К моменту распада Союза сформировался слой толкачей – распределителей, снабженцев, доставал. Знаменитые бани, охоты, которые устраивали для чиновников, – это тоже один из способов лоббирования своих интересов, имеющий коррупционную подоплеку.

Яркий пример лоббистских организаций – профсоюзы. Но в советский период их деятельность была скорее номинальной.

Формироваться институт легального давления начал во время перестройки, когда появились первые деловые клубы, объединения, фонды.

Мы ведь договоримся?

Мы ведь договоримся?

В современной России доминирует госкапиталистическая модель, предусматривающая 2 схемы взаимодействия между частным капиталом (ЧК) и государственным служащим (ГС):

  • ЧК – ГС – ЧК: владельцы бизнеса финансируют чиновника или оказывают на него давление, в результате получают выгодное для себя решение;
  • ГС – ЧК – ГС: госслужащий продвигает выделение ресурсов частному капиталу, от которого получает часть средств в виде вознаграждения.

Кроме скрытой «подковерной» борьбы, направленной на оказание влияния на чиновников со стороны крупного бизнеса, в России работает форма открытого публичного диалога. Яркий пример – борьба против строительства башни «Газпрома» в Санкт-Петербурге.

Неоднократно в России пытались регламентировать лоббизм. Но все законопроекты, независимо от их названия, встречали сопротивление со стороны различных структур. Никаких нормативных актов, которые бы регулировали лоббистскую деятельность в РФ, на 2021 г. не существует.

Правовой основой выступают отдельные статьи Конституции, дающие право объединяться, создавать союзы для защиты интересов, обращаться лично и коллективно в госорганы.

Не будем рассуждать, почему до сих пор распространена схема принятия нужных решений на государственном уровне под влиянием финансово-промышленные групп, которые используют личные связи, финансовые вливания и пр. не совсем законные методы.

Но несмотря на периодически возникающие громкие скандалы, связанные с лоббированием, законы о противодействии коррупции и организованной преступности не могут принять в России на протяжении 20 лет. Видимо, это тоже противоречит чьим-то интересам.

Выводы

Нельзя относиться к лоббированию только как к негативному или исключительно позитивному процессу. В любом случае, лоббисты будут отстаивать интересы не общества в целом, а отдельных групп, лиц. Однозначно частная позиция может быть как полезной для социума, так и противоречить всеобщим интересам. Поэтому на первый план выходит, насколько легальные методы применяются, какие цели преследуются при оказании давления на власть.