Коворкинг простыми словами – это работа отдельных специалистов над проектами на общей территории. Бизнес-модель возникла в 2005 году. Система помогает экономить на арендной плате и позволяет избежать оборудования дополнительных рабочих мест. Она очень популярна за рубежом. В России работодатели пока относятся к ней осторожно.
В XXI коворкинг (искаженно – «коворк») стал одной из наиболее интересных и перспективных форм взаимодействия работающих людей. Поскольку это иностранный термин, его значение следует разобрать подробно.
Академическое определение
Сам термин является англоязычным. Co-working (coworking) – буквально «совместная работа».
Говоря простыми словами, это бизнес-модель, в которой за участником не закрепляется рабочее место, и он свободно пользуется общим рабочим пространством. Каждый трудится над собственным индивидуальным проектом, имея также возможность взаимодействовать с окружающими. При характеристике коворкинга часто упоминается эффект синергии – суммированная результативность работы всех участников в итоге превышает результат, который был бы получен, если бы они действовали сообща.
Подробное объяснение термина
По сути, эта модель представляет собой компромисс между офисом и работой на дому. Основной формой является центр на базе арендных отношений. Рабочее пространство снимается на определенный срок. Оплата может быть помесячной, понедельной или почасовой. При этом, как правило, оборудуются и помещения для общего использования – конференц-залы, комнаты отдыха, переговоров. В коворкинг-центрах также обычно есть интернет-связь.
Итак, коворкинг простыми словами – эта работа отдельных арендаторов на общей территории над индивидуальными проектами.
Кому выгоден коворкинг
Такой тип организации рабочего пространства очень удобен для стартапов, малого бизнеса с небольшими оборотами. Но и крупные компании давно открыли для себя выгоды системы. Им нет нужды оборудовать отдельное рабочее место, если сотрудник будет работать недолго или нерегулярно.
Поскольку модель сходна и с индивидуальной деятельностью, и с работой в офисе, она представляет интерес для следующих участников:
- фрилансеры, для которых домашняя обстановка не создает нужных условий;
- работники, приглашенные компанией для выполнения разовой работы.
Достоинства и недостатки такой системы можно представить в виде таблицы.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Происходит экономия на арендной плате, по сравнению со стандартным офисом. Каждый участник (компания) платит только за конкретное рабочее место. | В отличие от работы на дому, приходится вносить арендную плату. |
Участники общаются между собой, обмениваясь контактами и идеями.
| Участники могут отвлекать друг друга. |
Центры имеют строгие правила работы, исключающие шум и другие негативные условия. | Неизбежны транспортные расходы, которые отсутствуют при работе на дому. |
Источник: публикации
Примеры
Очень распространенная в России модель коворкинга – салон красоты, где каждый специалист отдельно арендует рабочее место. Здесь могут работать:
- парикмахер;
- мастер маникюра;
- массажист;
- косметолог.
При этом все вправе пользоваться комнатой отдыха, санузлом и хозяйственными помещениями.
Рис. 1. Бьюти-коворкинг: места визажистов
Также в подобной форме работают детские клубы и клубы мастер-классов. Каждый участник (в данном случае педагог или мастер) снимает помещение на определенное время.
Историческая справка
Впервые термин «co-working» прозвучал в 2005 году. Идея принадлежала молодому американскому программисту Берту Ньюбергу. В США такая модель стала очень популярной. Возникли настоящие гиганты коворкинга. Один из них – компания WeWork.
WeWork была создана в 2010 году, ее штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Компания специализируется на предоставлении рабочих пространств. К началу 2019 года в ее ведении находилось около 10 млн кв. футов офисных помещений.
В России к этой идее относятся очень осторожно – многие работодатели еще не готовы предоставить сотрудникам относительную свободу и боятся возникновения дополнительных расходов. Основные сферы, где наблюдается движение в эту сторону, – IT, менеджмент, дизайн, маркетинг.
Рис. 2. Фрилансеры
Наиболее перспективными являются Москва и Санкт-Петербург. Согласно данным рейтинга OneTwoTrip for Business, после этих городов по количеству коворкинг-центров осенью 2018 г. лидировал Екатеринбург, где их открыто 17. Второе место принадлежит Новосибирску (16 центров), третье – Самаре (13 центров).
Итак, в России модель пока не является особенно популярной, но постепенно ее применение в бизнесе набирает обороты.