Карго доставка является комбинированной услугой, которая также включает логистику, таможенное оформление, хранение и пр. Она позволяет заказывать товары из других стран и не переживать по поводу оформления документов.

Термин в сфере логистики и ВЭД под названием «Карго» возник относительно недавно – в начале 2000 г. Именно в то время появился массовый поток импортных товаров из таких стран, как Китай, Турция, ОАЭ. В отличие от принятой в коммерции официальной терминологии, касающейся международной перевозки грузов (ИМКОТЕРМС), «Карго» является неофициальным названием.

Тем не менее оно широко используется в существующей коммерческой практике и логистических схемах. Особенно при массовых поставках товаров для клиентов интернет-магазинов (например, таких как «Тао бао» или «Алиэкспресс») и трансграничной торговле (мелкие оптовые поставки, «челночный» бизнес). Фактически это формат комбинированной услуги (логистика, таможенное оформление, хранение) по экспортно-импортным поставкам товаров, т.е. «от двери до двери».

Схема поставки товаров

Чтобы пояснить принцип работы схемы и определить, «карго доставка» что это на самом деле, приведем практический, в качестве примера, случай.

  1. Допустим, имеется предприниматель (ИП), у которого свой бутик в ТЦ по продаже сувенирной продукции и мелких бытовых мелочей. Весь товар покупается через китайский «Тао бао» и складируется в приграничном городе Хэйхе.
  2. Заказанный товар прибыл в город Хэйхэ, и его нужно переправить через границу – в г. Благовещенск. Есть два варианта. Первый – можно весь товар везти самому и его декларировать по полной схеме. Это займет очень много времени, чтобы даже просто заполнить декларацию.

    Также придется изрядно потратиться на таможенную пошлину, особенно если вес партии груза выше установленной нормы в 25 кг на одного человека. Плюс еще нужно учесть транспортные расходы, где все это хранить в Китае. По второму варианту предприниматель обращается в логистическую компанию, которая занимается поставкой груза через границу по схеме «Карго». Найти такие компании нетрудно – в печатных СМИ, в интернете, по одному слову «Карго» в их названии.

    Визитные карточки таких фирм вам с большим, навязчивым порой удовольствием, дадут целый набор на любом пограничном переходе, в аэропорту или на вокзале.

  3. Предприниматель заключает либо простое формальное соглашение с фирмой (чаще всего дается что-то типа расписки по принятому у клиента грузу), либо это вообще происходит без каких-либо формальностей по организации поставки. Далее клиент оплачивает перевозку из расчета доллар/юань/ рубль за 1 кг. И все.

    Дальше работает уже фирма-посредник. Никаких деклараций, никаких документов для такой отправки со стороны клиента не требуется. Всю работу выполняет только фирма – «карго логист».

  4. Прибыв в г. Благовещенск, предприниматель получает свой груз у представителя фирмы «Карго».

Специфика работы

  • Во-первых, они из мелкооптовых партий груза, грузовых мест (упаковок, коробок, пакетов и мешков) клиентов собирают крупную партию груза – в контейнер, стандартный авиационный паллет, автофуру. Это позволяет значительно снижать стоимость услуг для клиентов, тем самым привлекая большую их часть на рынке мелкооптовых перевозок и стандартных почтовых отправлений. Причем груз может быть отправлен любым способом, в том числе с применением комбинации видов транспорта (мультимодальные перевозки) – авиа, ж/д и автотранспорт, реже – морскими контейнерами.
  • Во-вторых, при подготовке документов, необходимых для таможенного оформления груза, используются уже готовые инвойсы, которые оформляются тут же, в фирме, или через какую-нибудь подставную торговую компанию. Там же изготавливаются все необходимые сертификаты на товар и т.п.
  • В-третьих, при декларировании груза на таможне карго логистические компании используют не конкретное указание типа товара, а всего лишь общее наименование, но в соответствии с кодами ТНВЭД. Это позволяет снизить значительно таможенную пошлину. Например, может быть задекларировано «елочные  игрушки», а в реальности большая часть партии груза – это  бижутерия. Т.е. «Карго» – фактически серая схема и почти что контрабанда, так как формального нарушения закона вроде бы нет.
    Естественно, таможенники не могут проверять каждый контейнер или каждую коробку с товаром. Такая проверка или таможенный досмотр обычно проводится выборочно, по определенной системе (профилю риска). Но даже если какой-то контейнер или партию груза арестуют, грузоотправителя оштрафуют за несоответствие сведений в поданной декларации, то потеряв 1 такую партию, фирма-логист успешно провезет другие 10.
    Тем самым фирма все равно компенсирует легко все свои убытки и останется в хорошей прибыли. Даже если такая фирма потеряет своих клиентов, она возникнет тут же под другим привлекательным названием.

К этому следует добавить и тот факт, что нередко такие схемы имеют вид хорошо отлаженных трансграничных полуконтрабандных коридоров, в том числе и не без использования коррупционного фактора, связанного с соответствующим персоналом пограничных переходов, таможней и т.п.

Преимущества и недостатки

По большому счету схема поставки товара «Карго» для клиента имеет единственный положительный момент – это экономия  времени при оформлении перевозки груза через границу. Клиент платит деньги – фирма-логист занимается всеми вопросами логистики и таможенного оформления.

Минусов и рисков у такой схемы перевозки несколько больше.

  • Во-первых, нередко соглашение между клиентом и фирмой имеет условно-формальный характер. Если даже и оформляется, подписывается какой-то договор или выдается какая-то квитанция, то можно быть уверенным, что в таком документе все равно вся ответственность за сохранность перевозки будет на клиенте – грузовладельце.
  • Во-вторых, такие оправки не страхуются. Поэтому вряд ли удастся получить компенсацию за товар даже в виде каких-то выплат со стороны страховщика.
  • Поскольку декларирование партий груза по карго-схеме производится фирмой в «сером варианте», то риски ареста контейнера, задержки груза, его конфискации несут клиенты. Редко когда можно будет призвать такую фирму к ответственности через суд, тем более если она находится в другой стране.
  • Нередко товар идет до места назначения дольше, чем заявлено фирмой. Сроки доставки могут растянуться до 2-3 месяцев и даже больше.

Подробнее о плюсах и минусах этого способа доставки рассказано на канале Easy China Business:

Соответствие законодательству

С общей позиции закона, в частности российского Таможенного Кодекса, такие схемы работы по трансграничной перевозке, как «Карго», не имеют ничего криминального. Это обычный логистический форвардный сервис (транспортное экспедиторское обслуживание).

Единственное место, где может возникнуть конфликт с законом, – это декларирование груза. Насколько грамотно и профессионально работают декларанты такой фирмы-перевозчика. Т.е. правильно ли декларируется груз, с тем чтобы он не вызвал подозрений у таможенников и не был ими подвергнут тщательному досмотру, аресту или вообще конфискации. Тут все зависит от того, как относится фирма-посредник к своей репутации, сколько лет она работает с клиентами на рынке перевозок.

Поэтому, прежде чем обратиться в такую компанию, нужно поинтересоваться ее историей, репутацией, почитать отзывы в интернете.

В тему: Анализ 7 транспортных компаний России.

Стоимость услуги

На рынке мелкооптовых мультимодальных трансграничных перевозок, т.е. по схеме «Карго», работает множество фирм. Среди них существует очень жесткая конкуренция, и во многом благодаря этому цены доставки груза на порядок ниже, чем при стандартных экспедиторских или почтовых отправках.

Например, клиент купил 2 тонны бамбукового паркета в оптовой фирме в г. Гуань Чжоу. Место назначения – Иркутск. Срок доставки составил 2 недели. За все пришлось заплатить всего 820 долларов.
Другой пример. Китай. Приграничный город Хуньчунь (провинция Цзилинь). Перевозка партии груза кафельной плитки (партия – 2 500 кг). Стоимость составила 8 юаней за 1 кг. Доставка на 2-й день.
Дорого, так как фирма считает, что плитка – это рискованный груз, может легко повредиться. К тому же переход через пограничный пункт в п. Краскино только автомобильный. Дорога от границы до склада фирмы-перевозчика в п. Славянка просто опасна для езды.

Во многом цена доставки по схеме «карго» определяется не только типом груза¸ срочностью, его стоимостью, расстоянием, но и конъюнктурой рынка в конкретный период времени, сезоном.