Аудиоверсия статьи, прослушать

Каждое предприятие использует набор материалов, цена которого выражается в виде издержек производства. В зависимости от объема включаемых в расчеты расходов они делятся на постоянные, переменные, общие, средние и предельные. Управление ими помогает добиться лучшего распределения активов и повысить прибыль предприятия.

Для определения отпускных цен на создаваемые продукты нужно знать точную сумму затрат, которую несет предприятие. Отсутствие расчетов этой области чревато получением недостаточного объема прибыли, когда издержки производства превышают размер итоговых доходов. Вторая крайность – установление слишком высокой наценки приводит к тому, что товар становится неинтересен покупателям, и они начинают искать замену у конкурентов.

Научная трактовка

В зависимости от предметной области под издержками понимается набор финансовых отчислений организации. В общем смысле под ними подразумеваются «затраты в денежной форме, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции». Такая трактовка понятия дана в словаре Райзберга, Лозовского и Стародубцевой.

Не вдаваясь в научные тонкости, суть термина сводится к подсчету затрат, которые несет организация для создания продукции и ведения текущей деятельности. Кроме явных расходов на закупку сырья и материалов, выплату зарплаты персоналу, к ним относится амортизация, средства по обслуживанию кредита и операционные виды убытия финансовых активов предприятия.

Простейший способ вычислить примерную величину общих трат – обратиться к отчету о прибылях и убытках фирмы.

Статьи документа, выделенные синей рамкой, можно причислять к общим издержкам, которые были у компании в 2018 году. Их сумма составит 16 256 900 + 2 830 400 + 723 900 + 458 820 = 20 270 020 рублей.

В реальности экономические издержки – более широкое понятие, помимо явных бухгалтерских (внешних) расходов включающее неочевидные (вмененные) оттоки финансовых активов. В научных кругах их называют «упущенными возможностями». Они основаны на том, что предприниматель может направить собственные активы на другие цели и получать при этом альтернативный доход.

Простейший пример: средства, потраченные на покупку материалов, можно использовать по-другому – положить на счет в банке, получая прибыль в виде процента по вкладу. Они не отражаются в бухгалтерской отчетности.

Группировка по классам

В зависимости от вида подсчитываемых расходов издержки объединяются в группы.

Рисунок. Классификация издержек производства

Рисунок. Классификация издержек производства

В финансовом менеджменте их принято делить по направлениям:

  1. Переменные – вид затрат, напрямую связанный с масштабами работы предприятия. Расширение объемов одновременно влечет рост этой категории издержек. Конкретный набор зависит от специализации фирмы. Для производственников – это отчисления на покупку сырья, материалов, полуфабрикатов, электроэнергию, обслуживание оборудования, оплату труда рабочим. Для торговой компании набор переменных трат включает цену закупки, упаковки, зарплату продавцов и менеджеров.
  2. Постоянные – особенность этих видов явных издержек состоит в том, что они остаются неизменными при любых масштабах работы предприятия. Это средства, направленные на оплату аренды, ремонта помещений, содержание управляющих кадров, рекламу.

    Деление расходов на постоянные и переменные в экономике происходит условно. В реальности, в зависимости от финансовых итогов работы компании, они могут изменяться в большую или меньшую сторону. Пример: лишение административного аппарата премии из-за получения низкого уровня чистой прибыли по итогам года.

  3. Общие (совокупные, валовые) – суммированная величина расходов, которые были у фирмы в отчетном периоде. Одновременно включает постоянные и переменные статьи.
  4. Средние – расходы, приходящиеся на создание 1 единицы продукции. Показатель удобен для расчета рентабельности производства конкретного вида изделия. При необходимости можно рассчитать отдельно усредненные постоянные и переменные издержки.
  5. Предельные (маржинальные) – затраты, которые несет компания на изготовление дополнительных единиц продукции. Пример: при стандартном месячном объеме выпуска цеха в 1 500 холодильников таковыми будут издержки, которые возникнут у организации при увеличении масштабов производства сверх установленной планки (на 1, 10, 14 … штук).
  6. Замыкающие – максимально возможные траты, при которых производство остается выгодным бизнесмену. Превышение порога расходов не обеспечит рентабельность, и фирма начнет нести убытки.

В зависимости от временного фактора издержки бывают кратко- или долгосрочными. На величину первых руководство компании повлиять не может ввиду недостаточности времени для реагирования.

По умолчанию коротким считается интервал в 1 месяц, хотя в реальности все зависит от сферы работы предприятия. Для компаний пищепрома, выпускающих скоропортящиеся продукты, этот отрезок составляет несколько дней. 

Техника расчета

Чтобы установить правильную взаимосвязь между закупками и посильными для фирмы объемами выпуска, нужно знать величину издержек производства. Большинство легко просчитывается, если вести детальный учет расходов.

Таблица 1. Формулы расчета

Вид

Формула

Переменные (VC)

*

Постоянные (FC)

FC =

Общие (TC)

TC = VC + FC

Средние общие (ATC)

ATC = TC/Q, где Q – объем выпуска

Средние постоянные (AFC)

AFC = FC/Q

Средние переменные (AVC)

AVC = VC/Q

Предельные (MC)

, где  – изменение объемов производства

*в старой форме отчетности данные сводились в единой строке 2120 «Себестоимость»

Хотя издержки поддаются подсчетам, финансисты компаний редко делают по ним аналитику. Часто при разработке политики ценообразования берется цена на близкий по качеству товар и прибавляется или отнимается ощущаемая разница. Но упрощенный подход не обеспечивает полноценную минимизацию расходов.

Материал в тему: Как рассчитать эксплуатационные расходы.

Тонкости планирования

Без учета и планирования затрат невозможно вести финансовый контроль на предприятии. Такие компании не в состоянии просчитать собственную выгоду, в результате чего особенно чувствительны к влиянию конкуренции. Главная задача грамотной политики заключается в том, чтобы найти такие объемы производства, которые обеспечат максимальную прибыль при минимальных издержках.

Настоящим двигателем прогресса в этом плане становится «эффект масштаба». Суть экономического понятия: при наращивании объемов выпуска организация начинает автоматически сокращать постоянные расходы.

Графическая интерпретация эффекта масштаба

Графическая интерпретация эффекта масштаба

По горизонтали отмечены возможные объемы выпуска Q (Output), а по вертикали средние издержки C (Average cost). Кривая LRAC (долгосрочных средних затрат – long run average cost) будет иметь положительный эффект до точки пересечения С1 и Q2. Задача-минимум для руководства организации – не выходить за пределы отрезка Q-Q2. Выход за рамки этого диапазона сопровождается частичной потерей управляемости и снижением гибкости реагирования компании на внешние факторы (действия конкурентов, изменение вкусов покупателей, условий работы с поставщиками и контрагентами).

Небольшие предприятия при планировании и контроле расходов производства часто обходятся стандартными калькуляторами, таблицами Microsoft Excel. Для облегчения управления крупным бизнесом разработаны готовые программные продукты 1С, Audit Expert, Галактика.