Для производства товаров нужно сырье, электроэнергия, помещение, зарплата работникам и еще много чего. Все эти затраты называются издержками производства. Их разделяют на постоянные, переменные, прямые, косвенные и другие виды. Эффективное предприятие старается снижать этот показатель, чтобы получить больше прибыли и поднять уровень рентабельности.

Затраты на изготовление товаров или оказание услуг называют издержками производства. Умение их правильно определить, посчитать и оптимизировать помогает организовать эффективную работу компании.

От бухгалтерских до безвозвратных

Затраты делят на всевозможные виды в зависимости от того, с какой точки зрения их рассматривают. Можно анализировать конкретное предприятие, отрасль производства, процесс изготовления одного изделия или партию товара, рассматривать небольшой промежуток времени (день, неделя) или долгосрочный период.

Таблица 1. Некоторые виды издержек

Название

Характеристика

Индивидуальные

Траты отдельно взятого хозяйствующего субъекта

Постоянные

Не зависят от объема выпуска продукции

Переменные

Уменьшаются или увеличиваются, если выпускают больше или меньше товаров

Общие

Переменные + постоянные

Средние

Приходящиеся на единицу производства. Рассчитываются как общие издержки, деленные на объем произведенной продукции

Прямые

Однозначно и полностью относятся к производству конкретного товара

Косвенные

Относятся к затратам компании в целом. Они распределяются пропорционально между всей произведенной продукцией. Например, арендная плата, расходы на рекламу, погашение % по кредиту и т. д.

Бухгалтерские (явные)

В денежной форме (оплата материалов, зарплата работникам, амортизация). Отражаются в учете

Экономические

Явные + неявные затраты (деньги, которые можно было бы получить за альтернативное использование ресурсов)

Обращения

Реализация, реклама, аренда, по содержанию продавцов, т.д.

Дополнительные

Гарантийное обслуживание, сортировка, упаковка, транспортировка

Безвозвратные

Осуществляются фирмой один раз, не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах

Источник: составлено автором

Еще бывают трансакционные (бюрократические) затраты – связаны с поиском информации, командировками, заключением договоров, защитой прав собственности, сглаживанием рисков.

Некоторые затраты сложно оценить деньгами, например потерянное время, накопленная усталость, нанесенный окружающей среде вред. Их относят к общественным или социальным расходам.

В дополнение: Как рассчитать эксплуатационные издержки.

Себестоимость

Для определения величины издержек в бухгалтерской или статистической отчетности используется понятие «себестоимость». Это денежные текущие траты предприятий на изготовление, реализацию продукции.

Фото: rawpixel/pixel

Фото: rawpixel/pixel

Виды себестоимости:

  • плановая – составление (сметной) калькуляции отдельных статей;
  • нормативная – рассчитанная по стандартам;
  • фактическая – действительные показатели;
  • коммерческая – на тару, упаковку, доставку товара до пункта назначения, сбытовые расходы.

В калькуляцию себестоимости входят:

  • материальные затраты (сырье, топливо, необходимые для производства материалы, комплектующие);
  • основная и дополнительная зарплата;
  • отчисления во внебюджетные фонды;
  • амортизация;
  • расходы на рекламу, обучение персонала, консультации, техническую поддержку.

В зависимости от особенностей предприятия классификация расходов может меняться.

Полезная информация: Пример расчета себестоимости продукции.

Снижение показателя

Чтобы определить пути повышения прибыли предприятия, необходимо оптимизировать издержки. Сделать это можно несколькими способами:

  • внедрять новые технологии, лучше использовать оборудование, сокращать управленческие расходы, брак;
  • грамотно организовывать процессы и методы труда, улучшать использование основных фондов;
  • оптимизировать логистику, снабжение;
  • изменить номенклатуру товара;
  • улучшить использование природных ресурсов, состав, качество сырья;
  • осваивать новые площади, машины, т.д.
Фото: rawpixel/pixel

Фото: rawpixel/pixel

Фирмы, работающие на снижение затрат, наиболее устойчивы, экономически эффективны. Они успешно конкурируют в условиях агрессивной рыночной среды, поддерживая стабильную рентабельность.

Предприятия явно не могут игнорировать основные финансовые законы. Нельзя организовать бизнес, а далее не уделять ему внимания. Над экономическими показателями надо работать, приводя их к нормам.