Каждый бухгалтерский счет имеет две части – дебет и кредит. В бухгалтерском учете, проще говоря, первое – приход, второе – расход. При этом любая сумма отражается одновременно на дебете одного и кредите второго счета. Это принцип двойной проводки. Впервые он был применен более 500 лет назад.

 

Понятия дебета и кредита присущи исключительно бухгалтерии. В этом смысле кредит – совсем не то, что сумма, полученная в банке в качестве займа. Дебет и кредит в бухгалтерском учете составляют базу для отражения всех хозяйственных операций. Чтобы понять, как именно они применяются, придется ознакомиться с некоторыми основными понятиями.

Отражение операций

Все действия, которые совершает хозяйствующий субъект, отражаются на его бухгалтерских счетах. Каждый связан с определенными объектами и операциями. В специально разработанном типовом общепринятом Плане счетов им присвоены названия и номера от 1 до 99. Организации разрабатывают на основе типового собственный План. В него также включаются субсчета, номер которых отделяется от основного дефисом или косой чертой.

Вот несколько номеров с наименованиями, которые будут использованы в примерах ниже:

Исследования останков ушедших цивилизаций доказали, что бухгалтерский учет велся уже тысячелетия назад. В те давние времена людям было также необходимо делать записи о купленных и проданных товарах, а также о полученных деньгах. Самые ранние подтверждения тому были найдены на территории древней Месопотамии (теперь Ирак, Сирия и Турция), их возраст составляет около 7 тыс. лет.

Дебет и кредит

Дебет (Дт) и кредит (Кт) – два взаимосвязанных элемента бухгалтерского счета, с помощью которых отражается исполнение обязательств и движение средств. Простыми словами, это приход – расход, актив – пассив.

Каждый счет делится на две части, два столбца. Левый – Дт, правый – кредит Кт. Каждая операция должна быть обязательно отражена в виде суммы на взаимодействующих счетах. Такие действия называются двойной бухгалтерской проводкой. Сумма должна пройти на счетах дважды – один раз в разделе «Дт», второй раз – в графе «Кт».

Такая взаимосвязь называется корреспонденцией.

Чтобы определить, куда записать конкретную сумму, придется проанализировать операцию. Если активы приумножаются, это дебет. Если происходит выплата или возникают обязательства, это второй столбец.

Все проводки обязательно записываются, таким образом обеспечивается непрерывность учета. Каждой присваивается порядковый номер, при этом указывается документ-основание.

Рис. 1. Расчет через кассу

Рис. 1. Расчет через кассу

Примеры проводок

Таблица 1. Выплата заработной платы

Дт счета

Кт счета

Сумма, руб.

Описание

Основание

50-1

51

100 000

С р/с в кассу внесены средства на выплату заработной платы.

Приходный касс. ордер, чековая книжка.

70

50-1

100 000

Выдана из кассы зарплата работникам.

Расходный касс. ордер, ведомость.

Источник: правила бухучета

В дополнение: Подробнее о счете 50 «Касса»

Таблица 2. Расчеты с покупателями

Дт счета

Кт счета

Сумма, руб.

Описание

Основание

51

62-1

15 000

Расчеты с покупателем ООО «Уют».

Выписка № 10 с р/с в банке.

51

62-2

5 000

Расчеты с покупателем ИП Иванов А.А.

Выписка № 11 с р/с в банке.

Источник: правила бухучета

Историческая справка

Считается, что термины «дебет» и «кредит» вошли в бухгалтерский обиход более 500 лет назад, будучи заимствованными из лексикона итальянских ростовщиков. Принято связывать их использование с именем итальянского математика Луки Пачоли. В 1494 году он опубликовал первый труд о двойном учете.

Рис. 2. Атрибуты древнего бухучета

Рис. 2. Атрибуты древнего бухучета

До этого применялись понятия прихода и расхода. С латинского термины переводятся так: «debet» означает «он должен», «credit» – «он доверяет».

Остается добавить, что произносятся оба слова с ударением на первый слог.