Компания «Автотор» занимает десятую часть автомобильного рынка России, является одной из крупнейших компаний в сегменте автомобилепроизводства. Осуществляет сборку автомобилей и производство по полному циклу. Предприятие отличается высоким качеством изготовленной продукции, отмеченным известными зарубежными партнерами.

Краткая информация:

  • Название компании: «Автотор».
  • Правовая форма деятельности: Общество с ограниченной ответственностью.
  • Вид деятельности: сборочное производство автомобилей.
  • Выручка за 2017 год: 45,8 млрд руб.
  • Бенефициары: Сергей Щербаков, Владимир Щербаков.
  • Численность персонала: более 2,5 тыс. чел.
  • Сайт компании: www.avtotor.ru.

ООО «Автотор» занимается сборкой и производством автомобилей в России (г. Калининград). В настоящее время является одним из крупнейших предприятий в России в своей области, производит в год до 250 тыс. легковых и грузовых автомобилей различных торговых брендов. Линейка производимых товаров включает в себя самые известные и популярные в России марки автомашин. Играет ведущую роль в балансе экономики Калининградской области, является крупным работодателем. История холдинга насчитывает практически четверть века; за это время она произвела более 1,8 млн автомобилей лучших иностранных автомобильных брендов.

История создания и развития компании «Автотор»

Компания «Автотор» была основана в 1994 году - тогда возник замысел создания крупного сборочного производства на территории России. Одним из основателей организации является Владимир Щербаков, который вместе с группой других инвесторов в 1996 году разработал Программу развития, инвестировал средства в покупку сборочной линии завода компании Nissan.

Интересные факты. Владимир Щербаков на закате существования Советского Союза занимал пост первого заместителя Премьер-министра СССР (несколько месяцев в 1991 году). Во времена основания «Автотора» был президентом Международного фонда содействия приватизации и иностранным инвестициям «Интерприватизация». По некоторым данным, именно работа на этой должности дала возможность основать сборочное производство.

Еще до начала строительства объекта в 1996 году было заключено партнерское соглашение с автомобильной компанией Kia. В соответствии с ним, было решено локализовать сборочное производство в Калининграде, в экономической зоне региона, условия которой в дальнейшем позволили закупать и ввозить комплектующие детали, материалы из-за рубежа без уплаты налоговой пошлины.

Завод построен в 1997-м на месте завода «Янтарь»: оказались реконструированы старые корпуса предприятия, возведены новые постройки, смонтировано оборудование и т. д. Тогда же было отлажено и запущено производство: первым автомобилем с конвейера вышел Kia Clarus. Мощность завода на начальном этапе развития составила 10 тыс. автомашин в год, хотя за этот период удалось выпустить не более 1679 моделей.

В 1998 г. ситуация ухудшилась: масштабный экономический кризис, произошедший в России и мире, едва не привел к остановке производства и закрытию предприятия. Однако благодаря грамотной управленческой политике руководства такого сценария удалось избежать, постепенно преодолеть проблемы и даже несколько нарастить объемы производства.

Подробнее об известном кризисе российской экономики 1998 года можно узнать в материале: «Кризис 1998 года в России: причины, хроника, последствия».

В следующем году было начато сотрудничество с известной компанией BMW, в рамках соглашения с которой «Автотор» был переоборудован в соответствии с требованиями автопроизводителя: были построены новые склады, оборудованы производственные цеха, подведены ж/д пути и др. Открытие завода BMW состоялось в 1999 г.

Уже на следующий год объем производства холдинга превысил 10 тыс. автомобилей. Была внедрена новая технология CKD, позволившая производить на конвейере поочередную сварку кузова, его окраску и сборку. По этой технологии в 2002-м начался серийный выпуск кроссоверов Kia Sportage и Kia Sportage Grand.

В 2004 г. «Автотор» начал работу с крупнейшей корпорацией General Motors. Сначала на конвейере завода начали выпускаться Opel и Chevrolet, чуть позже специалисты компании приступили к сборке премиальных марок Cadillac и Hummer.

Интересный факт. Одним из ключевых принципов работы «Автотора» является высокое качество; оценив результаты партнерства, BMW в 2005-м приняла решение производить все свои модели на заводе компании в Калининграде.

В следующем году руководство предприятия приступило к увеличению уровня производительности, закупке и монтажу нового оборудования. Это оказалось связано с соглашением с GM по выпуску очень популярного тогда авто Chevrolet Lacetti. Объем производства вырос до 50 тыс. шт. в год.

В 2007-м на заводе был выпущен 100 000-й автомобиль. Следующие несколько лет «Автотор» продолжал увеличивать мощности, вводить в эксплуатацию новые цеха с современным оборудованием. В 2011-2012 гг. в сотрудничестве с Hyundai Motor начато производство грузовых и коммерческих автомобилей.

Рисунок 1. Объекты «Автотора» с высоты птичьего полета. Источник: fishki.net

Рисунок 1. Объекты «Автотора» с высоты птичьего полета.
Источник: fishki.net

К этому времени производитель достиг пика своей работы – он оказался на втором месте в России по количеству выпущенных автомобилей после «АвтоВАЗа». В 2013-м заключены соглашения:

  • с Hyundai по производству легковых авто марок i-40 и Equus;
  • с Kia по изготовлению машин по полному циклу.

В это время возникли грандиозные планы по созданию автомобильного кластера в регионе, состоящего из нескольких десятков заводов разного рода.

Однако рост напряженности в политической и экономической сферах в 2014-2015 гг., ввод международных санкций в отношении российских компаний привел к резкому падению в стране покупательской способности населения и спроса на автомашины. В этот же период американская корпорация GM была вынуждена уйти с российского рынка.

Интересный факт. В 2016-м «Автотор» перешел на систему государственной поддержки; это было связано с окончанием срока действия таможенных льгот. Также существует мнение, что именно получение гос. субсидий из бюджета страны позволило холдингу спокойно преодолеть этот непростой этап развития.

Несмотря на кризис на автомобильном рынке РФ, производитель укреплял сотрудничество с Kia и Hyundai, развивал совместные инвестиционные проекты. Так, в 2016 г. начался выпуск премиального седана Genesis, суббренда Hyundai.

Через год компания грандиозно отметила свое 20-летие, организовав массовые гуляния и мероприятия в Калининграде.

Сейчас последствия кризиса на рынке постепенно преодолеваются, и сотрудничество с партнерами продолжает развиваться – в 2017 году началось производство коммерческих автомобилей Hyundai по полному циклу.

С рейтингом самых крупных машиностроительных компаний в РФ можно ознакомиться здесь: «Обзор 7 крупнейших машиностроительных заводов России».

Направления производственной деятельности компании «Автотор»

Сейчас «Автотор» является одним из крупнейших и самых опытных производителей автомобилей в РФ: за 20 лет работы на нем выпускалось более 90 моделей легковых, коммерческих и грузовых автомобилей известных иностранных брендов.

Кратко. Компания занимает более 9% от общего объема произведенных и проданных в России автомобилей; в экономике Калининградской области занимает свыше 48% от объема обрабатывающего производства, 39% от суммы налогов и сборов. Также холдинг сотрудничает с сотнями предприятий малого и среднего бизнеса в регионе, обеспечивая их заказами.

Сейчас на объектах предприятия работает более 2,5 тыс. человек, но учитывая смежные предприятия, общее количество сотрудников превышает 30 тыс.

Ведется сотрудничество с брендами BMW, Kia, Hyundai и Genesis.

  1. На заводе, построенном по стандартам BMW, производится вся линейка продуктов этой компании, модели:

    3-й серии;

    5-й серии;

    7-й серии;

    кроссоверы X1, Х3, X4, X5 и X6.

    Завод занимает территорию в 7 га, вся информационная система находится в непосредственной связи с BMW AG в Мюнхене, где расположен центр глобальной информационно-производственной сети автомобильного гиганта.

    Интересный факт. Современное оборудование, профессиональный штат и система оценки позволяет выпускать самые качественные машины среди всех предприятий BMW.

  2. За все время сотрудничества с Kia Motors на «Автоторе» удалось выпустить более 700 тыс. автомобилей этой марки. Сегодня большая часть автомобилей бренда, продаваемых на российском рынке, изготовлена на заводе в Калининграде. Выпускаются следующие модели:

    Ceed;

    Cerato;

    Stinger;

    Mohave;

    Quoris;

    Sorento XM;

    Sorento Prime;

    Soul;

    Picanto;

    Optima;

    Sportage.

    Компании продолжают развивать и углублять стратегическое партнерство.

  3. С Hyundai Motor также сложилось взаимовыгодное сотрудничество. Практически все машины этого бренда, которые выпускались/выпускаются в «Автоторе», становились бестселлерами на рынке. Сейчас производятся модели:

    Equus;

    Elantra;

    Tucson;

    Santa Fe;

    Grand Santa Fe.

    Рисунок 2. Сборочное производство на «Автоторе». Источник: knia.ru

    Рисунок 2. Сборочное производство на «Автоторе».
    Источник: knia.ru

  4. Автомобили марки Genesis выпускаются в нескольких моделях:

    G80;

    G90;

    G90 limo.

Также идет производство коммерческих автомобилей, грузовиков в различных модификациях: Hyundai HD35, HD65, HD78, HD120, HD170.

Поставка продукции в России и на другие рынки проходит с помощью железнодорожных и морских перевозок. «Автотор» занимает значительную долю в объеме грузоперевозок Калининградской области.

Ознакомиться с ретроспективой развития автомобилепроизводства в РФ можно в статье: «Этапы развития производства автомобилей в России».

Руководство и показатели выручки

Компания «Автотор» неохотно раскрывает данные о собственниках. По данным за 2016 год, структура акционеров была следующей:

  • 99,68% акций – ООО «Автотор холдинг» (бенефициар – Сергей Щербаков);
  • 0,32% акций – Владимир Щербаков.

Генеральным директором в данный момент является Александр Сорокин, Председателем Совета директоров – Валерий Горбунов.

По показателю выручки сборочно-производственное предприятие входит в число крупнейших частных компаний России по версии журнала Forbes.

Таблица 1. Показатели выручки компании «Автотор» в 2010-2017 гг.

Год

Значение выручки, руб.

2017

45,8 млрд

2016

41,2 млрд

2015

36 млрд

2014

40,9 млрд

2013

42,8 млрд

2012

33,6 млрд

2011

26,7 млрд

2010

21,4 млрд

Источник: audit-it.ru, e-ecolog.ru

График 1. Динамика изменения выручки компании «Автотор» в 2010-2017 гг.

График 1. Динамика изменения выручки компании «Автотор» в 2010-2017 гг.

Социальная ответственность

«Автотор» уделяет большое внимание аспектам устойчивого развития:

  • построению эффективного, благополучного рабочего коллектива и конструктивной атмосферы на предприятии;
  • спонсорской и благотворительной активности;
  • охране окружающей среды.
  1. В рамках принятой кадровой политики реализуется ряд программ, направленных на нахождение, трудоустройство, подготовку и мотивирование сотрудников.

    Студенты вузов и средне-профессиональных учебных заведений Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов проходят практику на производстве, оценивают особенности работы, свои возможности и дальнейшие перспективы.

    При принятии в штат новые сотрудники проходят обучение и подготовку по имеющейся системе адаптации; уже работающий персонал проходит курсы повышения квалификации для повышения своего профессионального мастерства.

    Рисунок 3. Работники «Автотора» на фоне 100-тысячной BMW, изготовленной на заводе. Источник: zr.ru

    Рисунок 3. Работники «Автотора» на фоне 100-тысячной BMW, изготовленной на заводе.
    Источник: zr.ru

    На работе ведется мониторинг результативности каждого работника; для трудолюбивых и результативных сотрудников открываются возможности карьерного роста.

    На предприятии действует мотивационная программа, действуют конкурсы «Лучший по профессии» и другие корпоративные мероприятия, которые стимулируют и вознаграждают выдающихся работников.

    Также реализуется внутренняя социальная программа, предоставляющая выплаты сотрудникам в различных жизненных ситуациях, организует коллективные отпуска и др.

  2. «Автотор» оказывает спонсорскую поддержку различным организациям:

    БФ творческого наследия Микаэла Таривердиева;

    Музею мирового океана;

    Православной гимназии в Калининграде.

    Холдинг выступает спонсором различных спортивных турниров, музыкальных фестивалей и др.

    Интересный факт! «Автотор» в настоящее время ведет строительство крупного физкультурно-оздоровительного комплекса «Автотор-Арена» в Калининграде площадью 40 тыс. кв. м.

  3. Компания в своей деятельности стремится минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Есть 3 аспекта работы в этом направлении:

    Воздействие на воздушную среду. Ведется мониторинг загрязнения атмосферы, на предприятии работают пыле-, газоочистные установки, не допускающие выбросы вредных соединений в воздух.

    Использование водных ресурсов. В соответствии с нормами российских законов фиксируется рациональный расход воды для производственных и прочих нужд на объектах, производится очистка сточных вод.

    Контроль отходов производства. Проведена инвентаризация имеющихся отходов, ведется сотрудничество с компаниями, занимающимися безопасной утилизацией и рециклингом отходов.

Компания «Автотор» за более 20 лет развития смогла стать одним из лидеров российского машиностроения. В рамках стратегии развития она намерена и дальше увеличивать свою долю на рынке РФ и производственные возможности.

Видео. Ролик о строительстве масштабного спортивного комплекса «Автотор-Арена»: