В 2017 году чистая прибыль компаний, ассоциированных с Лебедевым и его партнерами, составила 54 млн руб. В это число, вероятно, не входит доход от рекламы в личных блогах. За заметку в ЖЖ дизайнер берет 260 тыс., за пост в Facebook или Telegram — 80–100 тыс. По словам самого предпринимателя, блоги дают ему больше денег, чем студия дизайна.

«Студия Артемия Лебедева» — бренд, знакомый даже людям, далеким от дизайнерской индустрии. Работы компании, принадлежащей эксцентричному предпринимателю, часто попадают в поле зрения СМИ и вызывают ожесточенные споры. Среди известных проектов — дизайн поисковика «Яндекс», логотип и навигация для московского метро, клавиатура «Оптимус» и другие дизайнерские решения, с которыми многие жители России сталкиваются ежедневно.

Сам Артемий Лебедев набрал популярность благодаря своим блогам. Эпатажные посты в ЖЖ, а затем и на других площадках, принесли дизайнеру известность и стабильный заработок на рекламе. При этом основатель студии неохотно говорит о своих доходах, придерживаясь правила «деньги любят тишину». Но открытые источники могут многое рассказать о бизнесе Артемия Лебедева и о том, сколько может зарабатывать самый известный дизайнер России.

Как «бизнес на диване» превратился в известную студию дизайна

Карьеру предпринимателя Лебедев начал в 1992 году. После возвращения из США, где он жил с родителями с 14 лет, Артемий поступил на факультет журналистики МГУ. Однако уже на 2 курсе он был отчислен за неуспеваемость.

Примерно в это же время возникла студия «А-Квадрат», созданная Артемием и его приятелем Тимуром. Первым заказом стал логотип для банка «Эра», за который партнеры получили $50 тыс. В конце 1992 года Лебедев вышел из проекта и учредил собственную компанию «Артографика». По воспоминаниям дизайнера, его единственным офисом был диван в гостиной, а для привлечения заказчиков ему пришлось создать портфолио для 20 выдуманных клиентов.

Интересный факт: Артемий по-прежнему советует использовать этот прием начинающим дизайнерам и представителям других творческих профессий. По его словам, при поиске сотрудников он одинаково оценивает работы для реальных и вымышленных проектов.

В 1995 году дизайнер создает свой личный сайт tema.ru, а в 1996-м появляется фирма «WebDesign», которая спустя 3 года превратится в «Студию Артемия Лебедева». Партнерами Лебедева по бизнесу стали Денис Шохин, Константин Моршнев и Демьян Кудрявцев. Шохин и Моршнев по-прежнему занимают руководящие посты в студии, а Демьян Кудрявцев сегодня известен как владелец газеты «Ведомости» и бывший гендиректор «Коммерсанта». Основной упор был сделан на создание сайтов, так как услуга становилась все более востребованной среди крупных компаний.

Влияние студии постепенно возрастало: Рунет находился в зачаточном состоянии, и конкурентов у Лебедева практически не было. В 1997 году компания получила заказ на разработку веб-сайта для Центробанка России. В 2000 году портфолио студии пополнилось сайтом поисковой системы «Яндекс», а также новостными порталами «Лента.ру» и «Газета.ру».

Рисунок 1. Дизайн «Яндекса» в 1999 году

Рисунок 1. Дизайн «Яндекса» в 1999 году

Со временем «Студия Артемия Лебедева» стала одним из самых узнаваемых дизайнерских брендов страны. Широкая известность бизнеса во многом объясняется активностью самого Артемия. Еще в 90-е годы стал одним из первых блогеров Рунета и занял лидирующие позиции в «Живом Журнале». Экспрессивная подача материала с обилием ненормативной лексики стала фирменной фишкой Лебедева и позволила привлечь большую аудиторию.

Чем сегодня занимается Артемий Лебедев

За свою историю «Студия» успела поработать над проектами для «Microsoft», «Samsung», «Газпрома», «Альфа-банка» и других известных компаний. Со временем бизнес становился все более разноплановым. Сегодня деятельность компаний Артемия Лебедева можно разделить на несколько крупных ветвей:

  • Студия графического дизайна. Логотипы, шрифты, графика для рекламы, брендбуки и разработка сайтов.
  • Студия промышленного дизайна. Все, что требует не только красоты, но и функциональности — электроника, промышленные товары и оборудование, оформление городских улиц, навигация и т п.
  • Кафетериус. Сеть кофеен и фабрика-кухня. Почти все объекты работают в Москве.
  • Издательство. Переводит и печатает книги, большинство из которых относится к профессиональной или бизнес-литературе.
  • Магазинус. Продажа красивых и полезных товаров — как собственных, так и предоставленных другими компаниями или частными лицами.
  • Публикация рекламы в личных блогах. Артемий ежедневно выкладывает посты в ЖЖ, Telegram, Facebook и Instagram.

При этом далеко не весь бизнес оформлен на самого Артемия Лебедева. «Студия» и сопутствующие проекты представлены более чем десятком юридических лиц, а часть активов принадлежит партнерам дизайнера. Все бренды тесно связаны друг с другом: даже информация о «Кафетериусе» публикуется именно на сайте студии.

Это интересно: по мнению Лебедева, имя и фамилия основателя компании — лучший бренд, который будет уместным практически в любой сфере деятельности.

Рисунок 2. Обстановка в «Кафетериусе»

Рисунок 2. Обстановка в «Кафетериусе»

Сеть «Кафетериус» занимает особое место в списке бизнес-проектов Артемия. Под этим брендом объединены 11 кофеен, из которых одна расположена в Риге, а остальные — в Москве. Однако все эти заведения принадлежат сторонним предпринимателям, которые используют бренд и концепцию «Кафетериуса» на партнерских началах.

Полезная информация: Сколько стоит открыть кофейню в 2019 году

Какой доход приносит бизнес Артемия Лебедева

О доходах своих компаний Артемий предпочитает не распространяться. Подробная информация об активах, принадлежащих Лебедеву и его партнерам, впервые появилась в журнале «Inc.» в 2017 году. В открытых источниках журналисты нашли 13 юридических лиц, принадлежащих предпринимателю и его партнерам. Информацию о чистой прибыли этих компаний можно найти на портале «Росстата».

Таблица 1. Чистая прибыль компаний Артемия Лебедева с 2013 по 2017 г.

Название юридического лица

Чистая прибыль, млн руб.

2017

2016

2015

2014

2013

ООО «Студия Артемия Лебедева

10,68

17,49

-17,68

-29,84

14,98

ООО «Интердизайн»

-2,76

3,52

-9,00

-8,59

15,63

ООО «Смелый ход»

20,14

4,07

-18,58

-18,14

9,38

ООО «Студия промышленного дизайна»

4,93

2,60

-6,55

-18,07

3,60

ООО «Студия Интернет-дизайна»

16,93

-3,20

17,20

-17,68

7,02

ООО «Веб-дизайн»

1,49

0,22

10,71

-25,92

7,85

ООО «Ротабаннер»

0,76

2,78

-7,63

-37,02

12,95

ООО «Дизайн всего»

1,11

0,96

1,78

16,48

2,57

ООО «Юрлицо в Питере»

0,03

1,78

-2,91

6,18

3,15

ООО «Кафетериус»

-2,75

-6,38

-4,25

-17,52

5,64

ООО «Бедный Йорик»

5,86

1,3

-16,02

-39,88

23,32

ООО «Графдизайн»

0,15

0,40

-2,11

-41,15

-0,75

ООО «Артдизайн»

-2,53

1,25

8,59

-34,57

9,30

Суммарный итог:

54,04

26,79

-46,45

-265,72

114,64

Источник: Росстат

В 2017 году бизнес принес 54,04 млн дохода. Перечисленные юридические лица охватывают деятельность подразделений «Студии», «Кафетериуса» и других сопутствующих проектов. Самые большие деньги приносят фирмы, связанные с графическим и веб-дизайном.

Любопытно, что 2014 и 2015 год бизнес закончил с крупными убытками. Показатели ухудшились из-за снижения выручки, что косвенно указывает на уменьшение количества заказов в этот период. В публичных источниках нет никаких конкретных указаний на причины столь резкой просадки. Тем не менее в 2016 году бизнес закончил с прибылью, продолжив положительный тренд в 2017-м.

Рисунок 3. Прибыль в 2013–2017 гг.

Рисунок 3. Прибыль в 2013–2017 гг.

Заработок на рекламе в блогах

Прибыль от рекламы в блогах, вероятно, проходит через неизвестное прессе ООО или ИП. В противном случае доходы одного из юридических лиц оставались бы относительно стабильными: при низких затратах на ведение блогов они регулярно приносят хорошие деньги. По словам самого Лебедева, реклама дает ему гораздо больше денег, чем деятельность студии.

Цитата: «Блоги приносят больше денег, чем дизайн, конечно. […] У меня довольно скромная зарплата, и основные деньги я зарабатываю сам, на блоге.»

Рисунок 4. Ведение блогов приносит дизайнеру стабильный доход

Рисунок 4. Ведение блогов приносит дизайнеру стабильный доход

Прибыль от рекламы зависит от количества заявок. Сегодня Лебедев публикует посты в ЖЖ, Instagram, Telegram и Facebook. Обычно реклама в его блогах появляется раз в 1–2 недели. В своем интервью для YouTube-канала «Вдудь» Артемий поделился примерами расценок на рекламные посты:

  • Запись в ЖЖ — 260 тыс. руб.
  • Пост в Facebook — 80 тыс. руб.

Кроме того, по информации «Медиалогии», рекламный пост в Telegram-канале дизайнера стоит 100 тыс. руб. Эту информацию косвенно подтверждает одно из публичных предложений самого блогера. В начале 2018 года он разместил ссылки на 10 Telegram-каналов в рамках одного поста, взяв с каждого заказчика по 10 тыс. руб.

Спустя 24 года после своего открытия частная «студия на диване» стала самым заметным брендом на дизайнерском рынке страны, а ее создатель — одним из топовых блогеров Рунета. Работы компании нередко вызывают споры, но в конечном счете обычно проходят проверку временем. По словам Артемия, рецепт успеха в любом деле можно выразить одной фразой: «Нормально делай — нормально будет».