Составление моделей с учетом движения денег, прибыли, убытков и сведения баланса недостаточно, чтобы оценить реальное финансовое положение компании. Чтобы вовремя предпринять антикризисные меры, нужно проводить более глубокий анализ с расчетом коэффициентов автономии и обеспеченности своими средствами, показателей ликвидности и фондоотдачи, оборачиваемости активов, рентабельности продаж. Но для принятия решений мало рассчитать значения, их нужно сравнивать с прошлыми, плановыми и отраслевыми.

Рассказывает эксперт

Лилия Саетгалиева, бизнес-тренер, специалист по антикризисному анализу, владелец онлайн-школы антикризисного анализа Capitalis

2020 г. оказался очень сложным. 70% российских предприятий признаны пострадавшими в результате пандемии коронавируса. Предусмотреть все риски бизнесу бывает довольно сложно. Однако и в обычное время компании сталкиваются со многими трудностями.

Большую роль в цепочке необходимых для функционирования фирмы шагов играет антикризисный анализ. Он включает в себя широкий спектр исследования: ресурсы, деньги, маркетинг, налоги, персонал, маржинальный и инвестиционный анализ.

Работа с финансовыми отчетами многих предприятий привела меня к выводу, что до таких высоких материй, как «эффективность использования ресурсов», малый и средний бизнес практически не доходит. Чаще есть отчет о движении средств, в котором фиксируют реальные денежные потоки. В последнее время стали составлять модели, в которых добавляют данные о прибылях и убытках, управленческий баланс.

Что именно нужно считать

Рассмотрим на примере, какие финансовые показатели  при антикризисном анализе относят к основным.

Фото: freepik.com/macrovector

Фото: freepik.com/macrovector

Скачать модель.

Фондоотдача

Начнем с эффективности использования внеоборотных активов. В нашем примере по производству мебели в их состав входят основные средства (ОС), то есть оборудование на сумму 2 568 542 руб. Фондоотдача равна примерно 16% – на каждый вложенный рубль ОС предприятие получает 16 руб. выручки. Если на следующий год параметр снизится, это будет означать, что оборудование используют неэффективно.

Коэффициент автономии

Показатель характеризует финансовую устойчивость предприятия. Активы баланса компании по выпуску мебели составляют 15 321 534 руб., собственный капитал – 5 832 583 руб., тогда коэффициент равен 0,38. То есть, 38% источников финансирования активов состоят из своих средств, 62% – из заемных.

Фото: freepik.com/vectorjuice

Фото: freepik.com/vectorjuice

Если смотреть по мировому нормативу коэффициента – 0,5, предприятие не является финансово устойчивым по этому показателю. Риск банкротства при этом повышается. Коэффициент особенно актуален, когда российский бизнес закредитован. Сейчас все больше компаний запасаются заемными средствами с целью выживания в условиях ограничения деятельности. Прогнозы экспертов свидетельствуют о том, что не все предприятия смогут выплатить долги, поскольку просто не выживут.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов (ОА) собственными источниками формирования

Это еще один важный показатель финансовой устойчивости. Рассчитаем на основе наших данных. Норматив – 0,1, что означает, что хотя бы на 10% ОА должны быть обеспечены своими источниками.

В нашем примере мы чуть-чуть не дотягиваем до этого значения. Опять вопрос закредитованности. Желательно, чтобы уровень собственных ресурсов вырос по отношению к заемным. То есть, зарабатываем прибыль с помощью займов, гасим постепенно долги и увеличиваем объем собственного капитала.

Показатель текущей ликвидности

Определяем коэффициент отношением ОА к краткосрочным обязательствам. Посмотрим на нашем примере. У нас коэффициент равен 1,09, тогда как норматив – 2. То есть, оборотные активы дважды должны покрывать краткосрочные обязательства в ближайшие 1,5–2 месяца. Нам не хватает 5 684 264 руб. Это:

  • продажи, полученные в деньгах и виде отсрочки платежа, то есть дебиторская задолженность;
  • запасы на складе: сырье, материалы и продукция, готовая к реализации.

Рентабельность продаж

Считают, как отношение чистой прибыли к выручке. В примере он равен 9,34%, то есть, на каждый вложенный рубль поступлений получаем 9,34 копейки чистого дохода. Этот показатель нужно сравнивать с плановыми данными, цифрами прошлых периодов, среднеотраслевыми и значениями конкурентов.

Оборачиваемость оборотных средств

У нас составляет 5,97 за год, всех активов – 2,64, что в днях одного оборота – соответственно, 61,1 и 138,04 дней. Чем быстрее происходит кругооборот, тем больше мы сможем заработать.

Фото: freepik.com/teravector

Фото: freepik.com/teravector

Падение количества и увеличение длительности одного оборота в днях говорит о том, что на каком-то этапе цикла происходит задержка. Это может быть:

  • отгрузка товара со склада;
  • производство;
  • продажи.

Наша задача – найти эти узкие места с целью повышения эффективности бизнес-процесса.

Рентабельность активов

В нашем примере показывает, что каждые 25 копеек, вложенные в имущество предприятия, приносят 1 рубль чистого дохода. Падение параметра покажет, что эффективность использования ресурсов снижается.

Вывод

Анализ всех этих коэффициентов, контроль их соответствия отраслевым значениям помогут удержать компанию на ногах. Кроме того, важно управлять и другими направлениями бизнеса.

Фото: freepik.com/freepik

Фото: freepik.com/freepik

Как не допустить попадания в кризис и выйти из него, если уже в нем оказались, я подробно расписала в чек-листе «13 шагов выхода из кризиса».

Скачать чек лист.