Анна Дмитриевна Меркулова генеральный директор ГК «Моспроект-3», успешный руководитель и опытный строитель. За 8 лет смогла создать на базе ГУП один из крупнейших проектных холдингов Москвы.
Анна Меркулова – руководитель одного из ведущих инженерно-строительных холдингов Москвы ГК «Моспроект-3». Компания принимает участие в реализации множества стратегически важных проектов столичного Стройкомплекса. Группа компаний «Моспроект-З» зарекомендовала себя в качестве надежного партнера московского правительства. В настоящее время холдинг принимает активное участие в строительстве новых линий и станций столичного метрополитена, включая БКЛ, а также – в создании сети хордовых магистралей. Деятельность компании отмечена многочисленными отраслевыми и профильными премиями, а сама Анна Меркулова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За строительство транспортных объектов», благодарственными письмами и грамотами правительства Москвы и городского Стройкомплекса.
Образование и начальный этап карьеры
Меркулова Анна Дмитриевна родилась 21 июля 1982 года в семье инженеров-строителей. В 2004 году с отличием окончила Московский государственный строительный университет и начала работать по специальности в крупном международном холдинге. Прошла путь от инженера до вице-президента компании, занимаясь, в том числе, вопросами государственно-частного партнерства.
При ее участии разработаны проекты платных дорог на Северном обходе города Одинцово и между Москвой и Санкт-Петербургом. Она стала одним из авторов первого проекта реконструкции устаревших «клеверных» автомобильных развязок в московском регионе: в основе лежала предложенная Меркуловой и не имевшая на тот момент аналогов в России технология сооружения эстакад методом циклической продольной надвижки.
Руководство холдингом
Профессионализм и креативный подход специалиста к работе оказались востребованными в команде мэра Сергея Собянина, взявшего курс на кардинальное решение транспортных проблем мегаполиса. В 2012 году Анна Меркулова возглавила ГУП «Моспроект-3», который под ее руководством был объединен с проектными организациями «Моспромпроект» и «МНИИТЭП». В результате создан мощный инженерно-строительный холдинг с компетенциями в сферах проектирования дорог и метрополитена, а также организации современных транспортно-пересадочных узлов.
Создание холдинга на базе «Моспромпроекта», «МНИИТЭП» и «Моспроекта-3», по мнению бывшего руководителя Стройкомлпекса Москвы, в настоящее время вице-премьера Марата Хуснуллина, позволило сохранить опыт советских проектных организаций и адаптировать его в современности. Оптимизации деятельности «Моспроекта-3» и привлечению к его работе лучших специалистов, по мнению Хуснуллина, способствовал профессионализм Меркуловой.
Меркулова Анна – генеральный директор ГК «Моспроект-3»
К знаковым проектам холдинга относятся возведение: нескольких участков Люблинско-Дмитровской, Сокольнической и Троицкой линий метро, станции «Беломорская», участков Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, строительство транспортно-пересадочных узлов МЦК и др. За последние 8 лет компания запроектировала более 2 тыс. км наземных и подземных магистралей, а также свыше 4 млн кв. м жилых и коммерческих зданий.
В настоящее время в компании работают более 1,5 тысяч человек. Постоянное наращивание компетенций сотрудников является базовой корпоративной ценностью холдинга. В частности, осенью 2020 года в группе компаний проводилось обучение по актуальной во всем мире теме проектирования и строительства в условиях карстовых деформаций. Автором этого и многих других образовательных курсов выступила лично гендиректор «Моспроект-3». Меркулова Анна проводит обучающие курсы в Московской школе управления Сколково. Она также инициировала открытие международной образовательной программы в области строительства подземных магистралей и коммуникаций.
Внедрение передовых технологий
Возглавляемая Меркуловой Анной Дмитриевной компания – признанный лидер в области внедрения технологий цифрового информационного моделирования (BIM), использование которых позволяет на этапе проектирования решить вопросы взаимной увязки самых разных систем между собой. По словам Меркуловой, BIM, в частности, позволяет выдерживать высокий темп проектирования и ввода объектов в эксплуатацию, который задает город, а также позволяет создавать проекты бескомпромиссного качества, полностью соответствующие высоким техническим и эстетическим требованиям, предъявляемым к современному метро.
Работы по широкому внедрению BIM-технологий в проектировании ведутся в холдинге по нескольким основным направлениям, в числе которых:
- создание подразделений BIM-координации в рамках каждого института холдинга;
- освоение технологии 3D-сканирования (в 2020 году в «Моспроект-3» опробовано применение самого современного 3D-сканера «FARO»);
- участие в межведомственной городской рабочей группе по внедрению BIM-технологий.
Важным этапом внедрения BIM-технологий в практику холдинга стала реализация Северного дублера Кутузовского проспекта. Компания систематизировала данные для централизованного управления проектом и создала библиотеку инфраструктурных элементов и нормативных документов. В результате практическое применение информационных технологий на этапе проектирования значительно расширено. С помощью BIM холдинг создал около 90% разделов архитектурной модели новой станции метрополитена «Славянский мир», разработал инженерные системы водоснабжения, водоотведения, вентиляции и кабельные трассы станции. В настоящее время группа компаний «Моспроект-3» выполняет на основе BIM-технологий проектирование Троицкой линии метро.
По словам Меркуловой Анны, цифровая информационная модель позволяет формировать детализированные графики календарно-сетевого планирования. Применение технологии дает возможность определять точные объемы и сроки поставки материалов и оборудования на строительную площадку. Кроме того, использование BIM оптимизирует архитектурно-планировочные решения компоновки станционных комплексов и уменьшает «пятно застройки». В результате затраты города на вынос коммуникаций, переустройство улично-дорожных сетей, снос строений и вырубку зеленых насаждений значительно минимизируются.
Нестандартные решения
В процессе работы «Моспроекту-3» приходится решать уникальные задачи, связанные с необходимостью вписать каждый объект как в городской ландшафт, так и в сложное пространство инфраструктурных подземных коммуникаций. Многие решения холдинга под руководством Анны Дмитриевны Меркуловой получили высокую оценку экспертов и положительные отзывы профессионального сообщества. К таким относятся:
- проект сооружения выхода на железнодорожной станции «Авиамоторная», а также проект установки защитного трубчатого экрана в месте неустойчивых обводненных грунтов в районе строительства;
- проект сооружения станции «Нижегородская» и транспортно-пересадочного узла над ней методом «сверху вниз», позволивший сократить сроки строительства;
- ледогрунтовое ограждение вокруг контура будущего тоннеля для защиты от плывунов на станции «Окружная» Люблинско-Дмитровской линии столичной подземки;
- джет-технология струйной цементации грунтов;
- специальные методы водопонижения при прокладке линий метрополитена.
Анна Меркулова на вручении медали ордена «За заслуги перед Отечеством»
Отраслевые эксперты отмечают, что разработки «Моспроекта-3» не только способствуют решению экологических и технических проблем, но и экономят городской бюджет. Например, холдинг создал проект сооружения участка Троицкой линии метро в районе станции «Улица Новаторов» (на пересечении улицы Пилюгина и Ленинского проспекта) закрытым способом под защитой буротрубного экрана и набрызгбетона для удержания забоя. Его реализация позволит избежать перекладок городских коммуникаций стоимостью в несколько миллиардов рублей. В 2020 году проект удостоен диплома Тоннельной ассоциации России.
Интересные факты об Анне Меркуловой
Одним из секретов высокой работоспособности Анны Меркуловой является ее любовь к спорту. Она занимается бегом, горными лыжами и фигурным катанием на водных лыжах.