Андрей Климентьевич Гнатюк прошел путь от инженера-технолога на заводе «Тензор» до руководителя агентства «ИМА пресс». Сегодня это один из самых влиятельных политтехнологов в России. Среди самых видных проектов: «СПИД-инфо», издательское агентство, коммуникационное объединение «ГРУППА ИМА». PR-лидер отличается дружелюбием, он хороший семьянин с широким кругом приятелей и близких людей. В свободное от бизнеса время увлекается организацией близких ему по духу некоммерческих проектов в области культуры, искусства и истории.

Андрей Климентьевич Гнатюк – один из самых влиятельных современных российских политтехнологов, руководитель холдинга, больше известного на рынке как «ИМА-пресс». Родился 18 ноября 1961 года. Семья проживала в сибирском городке Северск, секретном объекте оборонной промышленности СССР (кодовое название – Томск-7).

Родители познакомились в Харькове во время учебы (отец – в Харьковском университете, мать – в Библиотечном институте). После распределения отец, как специалист-радиолог, был направлен в Северск.

Его университеты

Андрей Гнатюк окончил Московский полиграфический институт в 1983 году по специальности «Технология полиграфического производства». С 1983 по 1989 год – инженер-технолог Приборного завода «Тензор» Минсредмаша в Дубне. Его руководители вспоминают в качестве особой черты характера дотошность, внимание к деталям, пунктуальность в выполнении любого задания. Деятельность в качестве инженера оставила глубокий отпечаток на профессиональных склонностях будущего PR-лидера и сформировала принципы работы над проектами в любой области.

Гнатюк в своих немногочисленных интервью подчеркивал, что он рассматривает задачи прежде всего как технолог. Такой подход, как правило, обеспечивает успешность всех его начинаний.

Начало

На волне перестройки в Агентстве печати «Новости» (АПН) в конце 80-х годов была создана молодежная редакция, куда Андрея Гнатюка пригласили на работу. С 1989 по 1994 год Гнатюк занимал должность заместителя главного редактора Информационно-молодежного агентства «ИМА-пресс».

Его самые известные проекты конца 80-х и начала 90-х – газета «СПИД-инфо», а также книгоиздание. Как говорит в интервью сам Гнатюк, «мы издавали то, что никто не издавал». Через некоторое время «ИМА-пресс» вышло из состава АПН, став самостоятельной организацией, а в скором времени сделалось наиболее известной в культурной среде Москвы издательской компанией.

Деятельность ИМА под руководством Гнатюка не ограничивалась только столицей. В издательстве вышла книга «Митьки». Произведение питерского автора В. Шинкарева с предисловием Б. Гребенщикова мгновенно стало культовым. «ИМА-пресс» выпустило книгу стихов Олега Григорьева. Первыми в России издало сборник Бродского «Осенний крик ястреба» и «Философию неравенства» Бердяева.

«ИМА-пресс» взялось за выпуск эмигрантского альманаха «Мулета» по договоренности с французскими издателями эпатажного сборника. Перечисленные проекты не были коммерческими, поэтому «ИМА-пресс» печатало большими тиражами товар массового спроса – детективы, готические романы и фантастику.

Изданием «СПИД-инфо», которое постепенно приобрело завидную популярность у читателей, достигнув рекордной планки в три миллиона экземпляров, «ИМА-пресс» перестало заниматься. Как объяснял сам А. Гнатюк, проект стал ему неинтересен.

В середине 90-х, не переставая издавать книги, ИМА постепенно переключилась на рекламу и дизайн. Эти отрасли оказались более прибыльными. Компании удалось добиться заметных успехов и даже обеспечить себе международное признание. Работы дизайнеров ИМА вошли в мировые каталоги, плакаты и книги оказались в крупнейших музеях и библиотеках.

В это же время ее лидера и руководителя все больше начинает интересовать политика. В 1996 году он становится управляющим партнером ООО «Центр политического консалтинга «Никколо М». В 1999 году возглавляет агентство «ИМА-консалтинг», положившее начало холдингу «ГРУППА ИМА».

Фото: Президент «ГРУППА ИМА» Андрей Гнатюк

Фото: Президент «ГРУППА ИМА» Андрей Гнатюк

ИМА-пресс сейчас

«ГРУППА ИМА» была создана в 2003 году. Холдинг объединяет несколько компаний. Каждая из них сосредоточена на одном из направлений деятельности, востребованной в сфере интегрированных маркетинговых коммуникаций. Сегодня «ГРУППА ИМА» использует в качестве рыночного бренда свое старое название «ИМА-пресс», так как именно этот нейм помнит или слышало большинство сегодняшних заказчиков компании.

Андрей Климентьевич Гнатюк по-прежнему возглавляет компанию в должности ее президента и, как правило, лично руководит наиболее значимыми проектами. За последнее десятилетие таких проектов можно насчитать несколько десятков, многие из них – международные.

Для справки: специализация «ИМА-пресс» – большие комплексные проекты. В них востребованы все коммуникационные инструменты и соответствующие работы различного типа. Это креатив, айдентика и дизайн, полиграфия и производство медийных продуктов, организационная и PR-поддержка.

Вот несколько примеров деятельности компании в социальной, экономической, политической и культурной сферах (проекты поделены по типам, так как чаще всего являются периодическими или серийными):

  • создание Российско-итальянского Форума-диалога по линии гражданских обществ и серия мероприятий в рамках этого форума;
  • участие России в международных книжных ярмарках;
  • международные встречи на высшем уровне – ИМА проводила первый саммит стран БРИК и саммит ШОС в 2009 году;
  • саммит АТЭС в 2014 году и другие;
  • коммуникационное сопровождение празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне;
  • информационное сопровождение выборов в Государственную думу и выборов Президента;
  • информационное сопровождение деятельности министерств и ведомств, в том числе Правительства Москвы, Министерства образования и науки РФ.

А также была оказана PR-поддержка крупных международных мероприятий, направленных на укрепление международных связей России и развитие имиджа страны. Речь идет о так называемых «перекрестных годах» России и других стран. Например, в 2006 году был проведен Год Китая в России и Год России в КНР.

Друзья и партнеры Андрея Гнатюка

Друзей у Андрея Гнатюка очень много. По свидетельствам людей, хорошо его знающих, на протяжении многих лет стремится, чтобы их становилось все больше. Немало известных персон, составляющих интеллектуальную элиту страны, считают Гнатюка если не другом, то хорошим приятелем. Отмечают его талант и стремления сохранить и укрепить дружеские отношения.

Тем не менее круг действительно близких друзей не так велик. Дружит он с ними очень давно, со времен сотрудничества в «ИМА-пресс» 90-х годов. Как правило, они сегодня никак не связаны с ним по бизнесу, хотя и являются известными и успешными персонами. В качестве таковых можно назвать Михаила Куснировича и Андрея Бильжо.

В числе широкого круга друзей можно назвать Леонида Парфенова, урбаниста Григория Ревзина, экономиста Александра Долгина. А также театрального деятеля Михаила Швыдкого, музыкантов Андрея Макаревича, Алексея Айги, Евгения Маргулиса, Михаила Шаца и Татьяну Лазареву, политика Илью Клебанова, режиссера Павла Лунгина и многих других.

Андрей Гнатюк устраивает праздники, костюмированные перформансы с музыкальной программой, вовлекая иногда до сотни человек в свои культуртрегерские проекты-перформансы. В качестве примеров такого праздника можно привести юбилей фильма «Начало» в кинотеатре «Иллюзион» или фестиваль современного искусства.

Фото: Андрей Климентьевич Гнатюк

Фото: Андрей Климентьевич Гнатюк

Личное

А. К. Гнатюк женат, у него два сына, две дочери и внучка. Одно из главных увлечений – организация и проведение каких-либо некоммерческих проектов, темой которых интересуется лично. Оно, по-видимому, отнимает все свободное от основной работы время.

Такого рода деятельность присуща Андрею Гнатюку еще с 90-х годов по «ИМА-пресс». Как и в те времена, увлечение не имеет отношения к коммерции. «ИМА-пресс» продолжает издавать время от времени книги, не предназначенные для продажи. Проводятся культурологические конференции с приглашением видных специалистов из различных областей культуры и искусства.

С подачи Гнатюка, под его руководством и финансированием, группа профессиональных историков подготовила уникальное издание «Хронотоп». Здесь исторические события и роль России в мировой истории поданы наглядно. Они визуализированы по принципу – какие процессы происходили в разных частях света в одно и то же время.