Обзор рынка чая и покупательских предпочтений полезен менеджерам и собственникам магазинов, которые производят мелкооптовые закупки для формирования оптимального ассортимента товарной группы.
По данным ассоциации «Росчайкофе» Россия занимает 4 место в мире по объему потребления чайных напитков вслед за Индией, Китаем и Турцией. Внутреннее производство чая в России демонстрируют уверенную динамику к увеличению, хотя в последние два года его темпы незначительно снизились. По состоянию на 2013 год, около 60% чая, поступающего в торговлю, было произведено на фабриках нашей страны, а до 2018 года прогнозируется увеличение этой доли до 80% («Busines Stat»). Таким образом, конкуренция на российском рынке ведется преимущественно между отечественными компаниями, и каждый год появляются новые торговые марки.
Чтобы сформировать ассортимент магазина в оптимальном ценовом сегменте, нужно знать основных производителей чая, и ориентироваться на покупательский вкус. Это один из самых популярных напитков, и продукт массового потребления. Его можно использовать как «маячок» для выстраивания общей ценовой политики магазина.
Кто и какой производит чай в России
Подавляющая часть исходного сырья (чайного листа) поступает в страну из Шри-Ланки, Индии, Кении, Китая (рис. 1). В России он выращивается только в Краснодарском крае и Адыгее (самый северный регион в мире), и его доля незначительна. В 2014 году она составила 0,22, а в 2015 — 0,25 тыс. тонн.
Рисунок 1. Распределение ввозимого чая по странам-импортерам.
Основной поставщик Шри-Ланка, это единственная страна в мире, выращивающая чай в условиях озоносбережения, и он пользуется заслуженной репутацией. В 2015 году больше продукции было закуплено в Индии, где выращивают оригинальную разновидность ассамского чайного растения, дающего вкусный ароматный напиток. Сорта зеленого чая поступают из Китая, и его доля составляет около 9%. За последние 3 года объемы ввозимого сырья практически не менялись, составляя порядка 170 тыс. тонн ежегодно (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика импорта чайной сырцовой продукции в 2006 – 2015 годах.
Основная доля россыпного (байхового) чая расфасовывается и пакетируется в России — около 80% (рис. 3). Ежегодно растет доля продукции средней и премиальной ценовой категорий за счет сокращения экономичного сегмента. При этом розничные цены на него выросли в 2015 почти на 40% по сравнению с предыдущим годом. Пакетированный чай стал дороже на 30%. Оптовые цены производителей — напротив, снизились на 18% в июне 2015 по отношению к июню 2014 года.
Рисунок 3. Динамика объема производимого чая за 5 лет.
Интересно, что чайная индустрия Шри-Ланки, Кении, а также стран Южной Америки ориентирована практически только на экспорт. Своего массового потребителя они не имеют, а самые крупные закупщики продукции — Англия, Россия, Канада, США и Украина.
Российские чайные компании и бренды
Самый крупный игрок на отечественном рынке — «Орими Трейд», компания из Санкт-Петербурга. Практически каждая третья чашка чая, выпиваемая потребителями ее производства. Следом идет «Майский чай» (около 17 %), и «Юнилевер Русь» (до 13 %). Стабильно пользуется спросом у 10–11 % потребителей продукция «Ahmad Tea Ltd.», и замыкает тройку лидеров объединенная группа компаний «САПСАН» (Akbar, Gordon). Эти пять компаний в совокупности держат производство чая в России, занимая более 80 % рынка (рис 4).
Рисунок 4. Объем производимого в России чая по вкладу компаний–производителей.
Каждый из производителей производит несколько брендов в разных ценовых категориях (табл. 1). Повышаются шансы на то, что покупатель, отказываясь от одной марки, возьмет рядом лежащую пачку этой же компании. Все сорта среднего класса и выше купажируются на основе цейлонского чая. Однако российские потребители пока мало обращают внимание на состав и страну происхождения листа. Большее значение для них имеет торговая марка.
Компания | Принадлежность бренда/фасовка, упаковка | Ценовой сегмент, марки | Характеристика производителя | ||
---|---|---|---|---|---|
низкий | средний | высокий | |||
«Орими Трейд» | Россия, Санкт-Петербург, Фабрика «Невские пороги» | Принцессы Нури, Канди, Гита, Ява | Tess | Greenfield | Лидер (1/3 часть рынка), входит 200 крупнейших частных компаний России |
«Unilever» | Великобритания – Голландия пакуется в Санкт-Петербурге | Беседа | Brooke Bond | Lipton | Продается в 150 странах |
«Майский чай» | Россия, Московская область, Фрязино | Лисма | Майский чай | Curtis | Народный русский чай, в 2011 был признан общеизвестным российским знаком |
«Akbar Brothers» | Шри-Ланка, фасовка Яковлевская чаеразвесочная фабрика | Akbar, Akbar Gold Шри-Ланка | Крупнейшая компания, продает более 100 наименований по всему миру | ||
«Riston Tea» | Шри-Ланка – Россия Премиум брендс, г. Электросталь | Riston Шри-Ланка | |||
«Ahmad» | Великобритания Фасовка: В России, Украине, Шри-Ланке | Ahmad Индия, Шри-Ланка | До 2009 года занимала 2 место по продажам в России, качество гарантировано. | ||
«Twinings» | R. Twinings & Co. Ltd.. Великобритания фасуется в Китае, Индии | Twinings | Высокая ценовая категория, | ||
«Максимум подарков» | Россия | Hilltop | Подарочные наборы | ||
«Современные чайные технологии» | Россия Москва | Maitre de The | Элитный дорогой |
Выбор покупателей в разном ценовом сегменте
Несмотря на то, что прибыль от продажи чая не слишком высока, влияние на выручку оказывается за счет больших объемов. Средний покупатель приобретает 1–2 пачки весом 100 г не реже одного раза в месяц, и чаще (рис. 5). Для большинства это самая удобная потребительская упаковка — ее выбирают 47 % посетителей.
Рисунок 5. Количество 100-гаммовых пачек чая, покупаемых в магазине за одно посещение. По данным журнала «Российский продовольственный рынок».
Подбирая товарный ассортимент, и устанавливая цену, обычно используют один из 3-х методов: затратный, ориентированный на спрос, и на конкурентов. Самый безошибочный — второй вариант, распространенный — третий. В последнее время ситуация меняется: покупатель стал грамотным и разборчивым. Слишком низкая цена ассоциируется у него с плохим качеством, а дорогой товар попадает «за границу» доступности. Поэтому желательно держаться в оптимальном диапазоне цен. Как пример можно привести результаты исследования, проведенного в магазинах Тамбова, опубликованные в 2015 году (табл. 2). На основе статистического анализа были установлены такие границы для упаковки чая 100 г:
- минимальный воспринимаемый предел дешевизны — 60 руб.
- точка равнодушия — 100 руб.
- предельная граница дороговизны — 165 руб.
- оптимальный размер — 110 рублей.
Реальная цена входит:
- в допустимый диапазон (+), в оптимальный (++),
- ниже допустимого предела (––), выше (–+).
Марка | Супермаркеты, дискаунтеры | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Европа | Улей | Линия | Ашан | |||||||||||||
min | max | min | max | min | max | min | max | |||||||||
Lipton | 60 | + | 100 | ++ | 60 | + | 105 | ++ | 60 | + | 108 | ++ | 61 | + | 105 | – |
Tess | 50 | –– | 61 | –– | 50 | –– | 62 | –– | 48 | –– | 60 | –– | 50 | –– | 62 | –– |
Greenfield | 58 | –– | 65 | –– | 60 | + | 70 | –– | 60 | + | 68 | –– | 58 | –– | 70 | –– |
Ahmad | 200 | –+ | 250 | –+ | 210 | –– | 250 | –– | 200 | –– | 230 | –– | 200 | –– | 260 | –– |
Беседа | 25 | –– | 35 | –– | 20 | –– | 25 | –– | 22 | –– | 26 | –– | 21 | –– | 40 | –– |
Curtis | 54 | –– | 65 | –– | 53 | –– | 66 | –– | 53 | –– | 60 | –– | 52 | –– | 66 | –– |
Майский | 65 | + | 70 | –– | 60 | + | 65 | –– | 60 | + | 65 | –– | 60 | + | 70 | –– |
Лисма | 35 | –– | 40 | –– | 35 | –– | 38 | –– | 35 | –– | 38 | –– | 35 | –– | 40 | –– |
Брук Бонд | 35 | -- | 40 | –– | 38 | –– | 45 | –– | 38 | –– | 40 | –– | 35 | –– | 40 | –– |
AKBAR | 94 | + | 97 | –– | 94 | + | 98 | –– | 95 | + | 98 | –– | 93 | + | 98 | –– |
Все больше растет популярность зеленого чая, и почти весь он привозится из Китая. Однако расфасовку и пакетирование производят почти все чайные производители. Он представлен во всех торговых сетях, что говорит о наличии спроса. Ассортимент, уровень цен зависит как от марки, так и от ценовой стратегии торговой сети (табл. 3).
Ритейлер | Наименование | Цена, в руб. за 100 г |
---|---|---|
Lipton | 212 | |
Принцесса «Ява» | 47 | |
Tess лайм | 71 | |
«Кировский» | Ahmad Green Tea | 160 |
Greenfield Flying Dragon | 114 | |
Lipton Green | 119 | |
Twinings Green tea Gunpowder | 420 | |
Майский | 120 | |
«Монетка» | Greenfield | 93 |
Lipton | 118 | |
Maitre Классик | 250 |
Для домашнего потребления покупается преимущественно листовой чай (43% продаж), а на работу и в офис — пакетированный (38 %). При выборе первое место по значению занимает марка — 66,4 % покупателей, на втором месте цена — 51 %, на третьем — внешний вид упаковки (48,2 %). Для людей старше 60 лет важен критерий стоимости, его в качестве основного называют более 64 %.