Розничная программа для подключения к ЕГАИС необходима для легальных продаж алкоголя на торговых объектах. Для её использования требуется доступ к интернету, софт и наличие на объекте электронно-цифрового устройства. Программа действует на с 01.01.2016 (отражается только закуп).
С 1 января 2016 года все участники бизнеса, осуществляющие торговлю алкогольной продукцией, обязаны отчитываться о принятой на баланс продукции (включая точки общепита) через программу контроля продаж ЕГАИС
Для этого требуется регистрации в системе ЕГАИС, выполнить которую можно непосредственно в интернете. А с 01.07.2016 также подлежит отчёту розничный товарооборот водки. Данная мера введена, чтобы исключить теневой оборот алкогольных изделий.
На практике уже сейчас это привело к дополнительным проблемам для предпринимателей. Абсолютно все магазины должны подключиться к системе, чтобы выполнять следующие действия:
- Подтвердить приём продукции (бумажная и электронная накладная должны совпадать);
- Оформить акт расхождений (если фактическое количество указанных в документах и привезённых бутылок различается);
- Представить отчёт о количестве проданных алкогольных напитков;
- Списать товары, которые не подлежат реализации по различным причинам.
Полный переход на ЕГАИС для удостоверения факта покупки всех точек, реализующих крепкий алкоголь в городах, определён к 1 июля 2016 года, для посёлков, деревень (сельхоз поселений) – до 1 июля 2017 года, для Севастополя и Республики Крым - до 1 июля 2018 года. Легально реализовать водку и аналогичные напитки после этой даты в определенном регионе можно лишь при наличии доступа к автоматизированной системе в магазине.
Схема работы ЕГАИС
Правила работы с ЕГАИС при продаже алкоголя в розницу:
- Наличие программного обеспечения, установленного на устройстве объекта;
- Рабочий 2D-сканнер, подключённый к компьютеру и кассовому устройству;
- Доступ к глобальной сети, необходимый для обмена информацией с регулирующим органом;
- Печать чека с двухмерным штрихкодом (QR-код).
Образец QR-кода
Последнее необходимо для того, чтобы покупатель мог самостоятельно проверить подлинность алкоголя, считав зашифрованную информацию с бумажки. Для выполнения задачи на смартфон необходимо синхронизировать несколько устройств: систему учёта розничных продаж, подключение к ЕГАИС, интернет.
Объект | Стоимость, рублей |
---|---|
POS-терминал (касса, синхронизированная с системой типа «1С:предприятие») | 28.000 |
2D-сканнер для сканирования QR-кода | 3.000 |
Сервер с ПО «ЕГАИС Розница» | 30.000 |
4.000 | |
Принтер для чеков с QR-кодами | 1.000 |
Круглосуточный доступ в глобальную сеть | 5.000 |
Программа для доступа в ЕГАИС | 1.000 |
Итого: | 72.000 |
Данный подсчёт лишь приблизительный, потому что потребуются дополнительные расходы: обучение продавцов, расходные материалы для техники и многое другое.
За реализацию алкоголя в обход нового порядка, то есть не через систему ЕГАИС, с 1 июля 2016 года будут применяться крупные штрафы: до 15.000 рублей – для директоров и управляющих организаций, ИП, 150.000-200.000 руб. – для компаний.
Пример программы для работы
Критика системы:
- Единообразие. Все магазины, торгующие алкоголем, должны подключиться к ФРСАР, однако товарооборот и возможности точек, к примеру, в крупных городах и в сельских населенных пунктах сильно различается.
- Доступ в интернет. Во многих регионах России проблемы со стабильностью подключения к глобальной сети, не везде есть возможность его дешёвой установки (если магазин находится вдали от телефонных и кабельных сетей).
- Дороговизна. Как показывает приведённый выше расчёт, соблюдение требований законодательства обойдётся в круглую сумму.
Онлайн-приложение на Google.Play
Кто должен подключиться к ЕГАИС?
Система обязательна для продавцов всех спиртных напитков, за исключением пивных напитков, медовухи, пива, пуаре и сидра. Любая другая алкогольная продукция с 1 июля 2016 года не может продаваться без использования системы, о которой написано выше. Данный инструмент должны взять на вооружение как юридические лица, так и предприниматели, независимо от количества магазинов.
Что касается точек общепита, то они должны фиксировать факт закупки алкогольной продукции, но сделать это можно без дополнительного оборудования – потребуется лишь регистрация в системе и доступ в интернет. Поэтому кафе и рестораны не должны испытать особых трудностей от нововведения.
Некоторые программы (к примеру, решение от компании «Мой склад») позволяют некоторое время (до 3 дней) вести продажи алкоголя даже при отсутствии интернета. Как только доступ к глобальной сети появится, информация о реализованных бутылках поступит в глобальную сеть.
Резюме
Итак, продавцам не оставили выбора: если они не примут правила игры и не осуществят переход на высокотехнологичные рельсы к обозначенным датам, придётся уйти с рынка. Но уже сейчас можно сказать, что вовремя справиться с задачей удастся далеко не каждому. Эксперты прогнозируют не исчезновение, а буйный расцвет теневого рынка.