Алексей Федоров – тяжеловес не только бизнеса и политики Иркутской области, но и военного авиастроения страны. Стоял у истоков возрождения российского авиапрома и, по сути, стал «министром авиапромышленности», возглавив ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Устав от постоянных интриг, покинул пост президента и председателя правления «Иркут», оставаясь, по непроверенной информации, владельцем акций корпорации.
Досье:
- ФИО: Алексей Иннокентьевич Федоров;
- Дата рождения: 14 апреля 1952 года;
- Образование: Иркутский политехнический институт, инженер-механик, Бизнес-школа Университета штата Оклахома;
- Дата начала трудовой деятельности /возраст: 1974 год/ 22 года;
- Вид деятельности при старте: инженер-конструктор;
- Текущий вид деятельности: на пенсии;
- Текущее состояние: информация отсутствует
Алексей Иннокентьевич Федоров всегда болел за развитие отечественного авиастроения. Будучи человеком деятельным и целеустремленным, он всегда оставался простым и доброжелательным в отношениях как с высокопоставленными чиновниками и руководителями, так и с сотрудниками, подчиненными.
Несмотря на политическую карьеру, он всегда был погружен в авиастроительные процессы. Краткая биография Алексея Федорова переплелась с авиапромом. Конструктор с увлечением рассказывает о корпорации «Иркут» и грандиозных проектах: боевых учебных самолетах Як-130, амфибиях Бе-200, среднемагистральных лайнерах МС-21.
Авиастроение России восстанавливалось в бешеных темпах, и задачи становились объемнее и тяжелее. Алексею Федорову в свое время пришлось возглавить ФГУП «Сухой», потом спасать РСК «МиГ». Верхней ступенькой карьеры стала руководящая должность в «Объединенной авиастроительной корпорации», к созданию которой Федоров имеет непосредственное отношение.
Фактически, с 2006 по 2011 год он возглавлял несуществующее «Министерство авиастроения», так как под крылом ОАК были объединены ведущие авиаконструкторские и авиастроительные заводы России.
После увольнения с должности президента ОАК с формулировкой «за недостаточное внимание к инновациям» Федоров возвращается в родной «Иркут». Но и здесь, не выдержав напряжения постоянных интриг и скандалов в сфере авиастроения, в 2012 году покидает руководящий пост и полностью отходит от дел, уступив на всех фронтах своему вечному конкуренту Михаилу Погосяну.
«Эпоху в российской авиапромышленности, которая длится с конца 90-х гг. до настоящего времени, с полным правом можно назвать эпохой Федорова и Погосяна. Именно эти два менеджера сыграли главную роль в спасении важнейшей отрасли, существование которой отличает Россию от сырьевых стран «третьего мира». Источник: газета «Ведомости».
Успехи в бизнесе Алексея Федорова тесно связаны не только с авиастроением, но и с развитием родного Забайкальского региона, где он сделал неплохую политическую карьеру.
Начало пути
Истории доподлинно неизвестно, о чем мечтал мальчишка, родившийся 14 апреля 1952 года в Улан-Удэ. Но судьбой ему было предопределенно стать великим авиаконструктором, успешным топ-менеджером и политиком.
После окончания средней школы парень поступил в Иркутский политехнический институт, где получил специальность инженера-конструктора на авиационном факультете.
В 1974 году по распределению он попадает на Иркутское авиационное производственное объединение, где занимается конструкторской деятельностью по летным испытаниям. В будущем на базе объединения будет создана корпорация «Иркут». Именно это объединение станет для Федорова родным, сюда он будет не единожды возвращаться.
Начальную карьеру конструктор сделал на ИАПО:
- в 1989 году его назначают главным конструктором объединения;
- в 1993 году он занимает должность генерального директора.
Изучением бизнес-процессов и менеджмента конструктор занимался не только на практике. Ему пришлось в возрасте 40 лет заново учиться. Но на этот раз образование Алексей Иннокентьевич получает в бизнес-школе Университета Оклахомы в США, которую он заканчивает в 1993 году.
Сухой остаток руководства комплексом «Сухой»
После назначения в 1986 году генеральным директором государственного унитарного предприятия Авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой», Федоров попал в эпицентр войны интересов политиков и олигархов.
Рис. 1. Молодой и перспективный руководитель.
Источник: соцсети
С этого момента он будет постоянно связан с различными судами, интригами, переделом сфер влияния. Так как в душе Алексей Иннокентьевич навсегда останется строителем самолетов, а постоянные скандалы отвлекали от любимого дела и «изматывали душу», он будет вынужден в дальнейшем оставить авиастроение, сославшись «на усталость».
Война за сферу влияний в автопроме началась задолго до прихода Федорова в «Сухой». Столкнулись интересы ОНЭКСИМбанка, принадлежащего Владимиру Потанину, а также Инкомбанка.
Точки над «i» были расставлены Указом Ельцина, на основании которого АВПК создавалось как научно-производственный авиастроительный концерн, способный поставлять на экспорт высокотехнологичную продукцию.
Но скандал разгорелся с новой силой при выборе кандидатуры главы объединения. В итоге Федоров был назначен на руководящую должность специальным распоряжением правительства, благодаря «фактору союза с руководством» страны.
Конфликтная ситуация не разрешилась и после того, как Федоров занял должность генерального директора. Вошедшие в состав АВПК заводы теряли свою хозяйственную и финансовую самостоятельность. Поэтому начались бесконечные судебные процессы, в рамках которых пытались найти оптимальную форму объединения.
И уже в начале 1998 года авиаконструктор отказывается от руководящей должности в АВПК «Сухой».
Персонально в моей отставке никто не виноват. Просто не все разделяли мою точку зрения по поводу «необходимости существования АВПК в виде жесткой структуры унитарного госпредприятия», – А. Федоров
Родной «Иркут», «МиГ» и объединение авиационных корпораций
Дальнейшая история успеха Алексея Федорова связана со становлением и развитием крупнейших авиастроительных корпораций и объединений России.
- 1998 год – возвращается в ОАО «ИАПО», где занимает должность президента;
На базе ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» в 2002 году создана «Корпорация «Иркут». А сам Федоров упоминался в прессе, как крупнейший акционер НПК. (По состоянию на 2017 год Федоров. А.И. в перечне основных владельцев компании не числится. Прим. авт.)
- 2004 год – занимает должности генерального директора и генерального конструктора ФГУП РСК «МиГ»;
Руководство «МиГ» было передано Федорову по личному распоряжению Путина, которого убедил Сергей Чемезов – руководитель «Рособоронэкспорта».
Федоров выступал «убежденным сторонником» создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), что, по мнению некоторых обозревателей, делало его «одним из наиболее реальных кандидатов на высший руководящий пост» в новом авиастроительном гиганте. Источник: Лента. Ру
- 2005 год – избирается председателем совета директоров НПК «Иркут»;
Несмотря на работу в госструктуре, он не отказался от сотрудничества со своим любимым предприятием.
Рис. 2. Рабочая поездка на авиастроительное предприятие «Авиастар-СП», 2008 год.
Источник: premier.gov.ru - 2006 год – назначен главой Объединенной авиационной корпорации (ОАК);
ОАК объединил под одним крылом авиастроительных гигантов:
«МиГ»;
«Ильюшин»;
«Сухой»;
«Туполев»;
«Иркут».
- 2007 год – покидает пост в РСК «МиГ»;
- 2008 год – принята концепция развития ОАК;
Рис. 3. Вся жизнь – это самолеты.
Источник: sputniknews.comСогласно утвержденному документу, российское производство гражданских самолетов должно обеспечить завоевание мирового рынка на уровне 12–15 % до 2025 года.
Материал в тему: Рейтинг топ-10 от Форбс крупнейших авиастроительных компаний мира.
На тот момент отечественный автопром выпускал продукцию, которая могла охватить не более 1% мирового рынка.
«ОАК не хватает мощностей для выполнения имеющихся заказов, значительная часть оборудования и технологий устарела и требует замены, а ситуация с кадрами вообще критическая», – высказывание Федорова
Рис. 4. Презентация самолёта МС-21 на авиасалоне Фарнборо-2010.
Источник: aex.ru - 2011 год – отправлен в отставку под предлогом «недостаточного внимания внедрению в отрасль инновационных решений»;
Одной из истинных причин называется срыв контракта на поставку Ил-76МФ в Иорданию, несмотря на то, что ОАК не имела прямого отношения к этому договору.
- март 2011– снова возвращается на родной «Иркут» на должность президента.
Но уже в июле 2012 года сообщает о решении покинуть пост.
Рис. 5. Федоров на вручении награды.
Источник: сосети.Федоров — «ключевая фигура на «Иркуте», с ним связаны все успехи компании».
Источник: Лента. РуНа Форуме «Инженеры будущего 2012» рассказал о перспективах развития «Иркута»:
Новые горизонты
После ухода из «Иркута» ему пророчили политическую карьеру — от кресла губернатора до места в верхней палате российского парламента в качестве сенатора от Иркутской области.
Другие же называли Федорова «успешным частным оборонщиком», который является «убежденным сторонником частной собственности», который был назван в 2000 и 2001 гг. в числе лучших менеджеров России, и ждали, что его фамилия появится в самых недрах оборонки – списке руководителей «Ростехнологий».
Материал в тему: Сколько зарабатывают частные военные компании?
И буквально в 2012 году о нем услышали как о советнике гендиректора «Ростехнологий». А с 2013 он начинает руководить авиационными проектами Госкорпорации «Ростех».
Рис. 6. Управляющий директор по авиационным проектам Госкорпорации «Ростех»
на конференции «Региональная авиация России и СНГ–2013».
Источник: aviacenter.org
Политическая, общественная деятельность
Политическую карьеру Федоров начал с участия в региональном движении «Единство», где был с 2000 года руководителем.
Позже он фигурирует как член «Единой России». Причем упоминается на различных уровнях Высшего совета партии.
В 2011 году был избран в парламент как лидер списка Иркутского региона «Единой России», но от мандата отказывается.
Авиаконструктор награжден государственными и негосударственными наградами. В перечне наград присутствуют:
- Орден Почета правительства РФ;
- Золотой знак им. Петра Великого;
- Орден «За заслуги перед Отечеством».
Несмотря на свою любовь к строительству самолетов, Федоров смог стать «топ-менеджером новой формации». О нем отзываются как о справедливом и грамотном руководителе, который никогда не забывал о родном иркутском крае.
Но Федоров не оправдал ожиданий конкурентов, не ушел в затянувшийся отпуск, посвятив свое время жене, детям и внукам. Но навсегда ли Прибайкалье лишилось своих «крыльев», время покажет. А сегодня Федоров встречает своих земляков на международных выставках и помогает развивать новые авиационные проекты.
Рис. 7. Федоров на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017.
Источник: baikal-irkzem.ru