Александр Агапитов относится к тем предпринимателям, которые начинали свой бизнес без чьей-либо помощи с минимальными средствами. Он смог создать сервис обмена игровой валюты и сделать его популярными во всем мире. Сегодня Агапитов выступает в роли инвестора, помогая начинающим разработчикам.
- Ф.И.О.: Агапитов Александр Иванович
- Дата рождения: 06.06.1984
- Образование: Пермский Государственный Университет, механико-математический факультет
- Дата начала предпринимательской деятельности /возраст: 2005 год / 21 год
- Должность: основатель и владелец компании Xsolla
- Текущее состояние: $150 млн (2017 год) по версии журнала «Секрет фирмы»
- Ссылка на страницы в соц. сетях: https://vk.com/agapitovs
Некогда пермский студент, а сегодня крупный бизнесмен из Лос-Анжелеса Александр Агапитов вот уже несколько лет входит в топ самых успешных молодых российских предпринимателей. Его часто сравнивают с Павлом Дуровым, создателем социальной сети ВКонтакте. Сферы деятельности этих бизнесменов новой волны действительно схожи: обоим удалось найти свою нишу в интернет-бизнесе. Но если Дуров скопировал уже реализованную успешную бизнес-идею, Агапитову удалось создать систему практически с нуля и существенно облегчить жизнь миллионам геймеров по всему миру.
Приоритетная идея
Рисунок 1. Александр Агапитов
Учеба в университете давалась Александру нелегко. Не из-за отсутствия должного уровня знаний, а по причине нехватки времени. Парню казалось, что в аудиториях он тратит его впустую. Лучше употребить эти часы на поиск новых идей и зарабатывание денег, благо в середине 2000-х открылось огромное пространство возможностей, доступных всем – сеть Интернет. Социальные сети, платежные системы, онлайн-сервисы – можно целыми днями шерстить страницы всемирной паутины, и идеи для бизнеса будут рождаться сами собой.
Поначалу 20-летнему студенту казалось, что самый верный вариант заработать – это ставки. Но не делать ставки самому, а помогать другим игрокам. С друзьями-студентами они создали программный алгоритм, который анализировал сайты букмекерских компаний и повышал шансы на успех ставок. Но эта идея не приносила существенный доход, поэтому Агапитов от неё быстро отказался и занялся поиском других перспективных проектов.
Интересно, что сам Александр онлайн-играми не увлекался и заядлым геймером никогда не был. Но он уцепился за идею создания обменной платформы для оплаты онлайн-игр. В 2005 году на заре этой индустрии геймеры могли оплачивать свои покупки только с помощью кошелька WebMoney. Поэтому идея создания сервиса быстрого и доступного обменника игровых валют могла выстрелить весьма удачно.
Для её реализации Агапитов:
- заложил наследную квартиру;
- зарегистрировал домен 2pay и поначалу сам вручную проводил каждый платеж своей системы;
- снял небольшой офис и нанял 4-х студентов;
- впервые выступил не просто посредником, а продавцом игровых опций.
Из университета предприимчивого студента вскоре выгнали за прогулы. К этому времени Агапитов уже вывел свой проект на самоокупаемость.
Первые шаги в бизнесе Агапитова
Рисунок 2. Логотип компании Xsolla
Сервис обмена и покупки игровых валют быстро набирал популярность. Поначалу клиентами молодой Пермской компании были лишь несколько игровых платформ:
- «Жуки» на Игры Mail.ru;
- «Бойцовский клуб»;
- «Дозоры» по популярным фантастическим романам Лукьяненко.
Спустя меньше чем год партнерами сервиса уже были около 20 популярных игр.
Следующим шагом стало упрощение процесса оплаты для конечных потребителей. Для этого Александр Агапитов заключил договора с сетями терминалов, а позже и с рядом подразделений Сбербанка. Таким образом, пользователь мог нажатием пары кнопок зачислить средства непосредственно на свой игровой счет. Компания Агапитова получала с каждой такой операции свои 5%.
Расширение деятельности
Спустя ещё год такой интенсивной работы фирме удалось существенно увеличить доходность. С долгами Агапитов к тому времени уже расплатился. Все вырученные деньги направлялись на расширение бизнеса:
- закупку мощного оборудования;
- организацию круглосуточной службы клиентской поддержки;
- наем грамотных программистов, способных усовершенствовать работу системы.
В 2007 году через 2pay ежемесячно проходили платежи на общую сумму порядка 5 млн руб. В 2008 году кнопка оплаты 2pay появилась более чем в 120 играх. Деньги переводились мгновенно буквально одним кликом: хоть с банковской карты, хоть со счёта телефона – всего более 40 способов. Учитывая, что онлайн-игры – это своеобразная форма наркомании, можно с уверенностью говорить: организовав такую отлаженную систему мгновенных покупок, Агапитов нашёл золотую жилу.
Как Пермская 2pay превратилась в американскую Xsolla
Возможность для выхода на международный рынок представилась после посещения Александром ежегодной выставки «Games Convention Online в Лейпциге. Там молодому предпринимателю удалось заключить контракт сразу с двумя крупными международными разработчиками игр. Вдохновленный таким успехом, Агапитов пересек океан и отправился покорять американский рынок. Его не напугало весьма натянутое знание английского и отдаленное представление о том, как можно продолжать руководить обширным бизнесом с другого континента с 13-часовой разницей во времени.
В Калифорнии Александр обзавелся полезными знакомствами, освоил язык и перенял американский деловой образ жизни. Опыт дистанционного управления Пермской компанией оказался весьма полезным и открыл много новых возможностей.
В 2010 году бизнес Агапитова официально становится международным. Штаб-квартира компании вместе с несколькими топ-менеджерами переезжает в Лос-Анжелес. А компания 2pay превращается в Xsolla.
Агапитова устраивало и прежнее название, но домен 2pay.com оказался уже занят. Тогда, как истинный программист, создатель просто сгенерировал в программе случайную комбинацию букв, которая оказалась вполне благозвучной.
Международная деятельность
Рисунок 3. Варианты оплаты с помощью системы Xsolla
Всего за неполных 10 лет существования бизнеса компания Xsolla интегрировала свою систему оплаты в более чем 3000 онлайн-игр по всему миру. Представительства компании открыты на всех континентах, за исключением, пожалуй, Африки. Около 60% выручки компании приходится на рынок России и стран СНГ. Вариантов оплаты насчитывается уже порядка 600 и для каждой страны они свои, исходя из особенностей экономики и привычек пользователей.
Александр Агапитов входит в число молодых предпринимателей России, заработавших миллионы с нуля.
В 2017 компания создала специальный венчурный фонд для поддержки разработчиков игр. На старте финансовый объем фонда составил $30 млн. Фонд, основанный за счет личных средств Александра Агапитова, его коллег, а также вложений других независимых инвесторов и партнеров компании, планирует поддержать мелких или начинающих разработчиков. За своё спонсорство инициаторы создания фонда просят свой процент от выручки игры. Деятельность фонда привлекла внимание, прежде всего, начинающих мелких разработчиков.
Сам Александр Агапитов в интервью журналу «Секрет фирмы» поделился:
«Всего за месяц существования фонда нам пришло около 2000 заявок со всего мира, 80 из них мы рассматриваем очень детально. Причём в основном это не наши клиенты, потому что они уже издали игру, сыты и довольны. К нам обращаются с играми на этапе концепта».
Результатом деятельности венчурного фонда его создатели видят более качественный продукт на современном рынке онлайн-игр: продуманные красочные и сюжетные истории, в которые будет интересно не только играть, но даже просто смотреть. Александр Агапитов верит в то, что это более чем возможно и обеспечит бизнесу ещё большую доходность.