Определение формата "Кабинет" среди других форм ведения данного бизнеса, пошаговая инструкция по открытию стоматологического кабинета и что для этого нужно.

Стоматология всегда относилась к высокорентабельным видам бизнеса. По мнению аналитиков, работа именно в этой сфере способна приносить наибольший доход врачам, не говоря уже о владельцах предприятия. Не зря факультеты подобного направления в медицинских вузах считаются наиболее престижными, рассмотрим порядок открытия стоматологического кабинета, с чего начать, какой формат выбрать. 

Формы оказания стоматологических услуг

На этом рынке существует всего 3 вида организаций:

1. Государственные и ведомственные стоматологии. Существуют на государственные дотации, при этом оказывая дополнительные платные услуги. Обслуживают малоимущую часть населения. Являются кузницей кадров для частных стоматологий.

2. Частные стоматологические клиники. Могут быть «VIP», «среднего класса» и «эконом» в зависимости от уровня оснащенности, отделки помещений, квалификации персонала. Средний размер 200 – 250 кв. м., рассчитанный примерно на 10-15 стоматологических установок. Это наиболее посещаемые, высокодоходные предприятия. Средняя месячная выручка – 30-50 тыс. $, а чистая прибыль – 15-20 тыс. $.

Помимо постоянных клиентов «со стороны» к ним приходят люди по договорам страховых компаний. Такая востребованность во многом обусловлена широким спектром стоматологических услуг, которые они готовы предоставить, а именно:

  • консультации, функциональная диагностика, рентген;
  • терапевтическая стоматология (лечение пульпита, кариеса и т.д.);
  • пародонтология (лечение гингивита и других заболеваний десен, костных тканей и т.п.);
  • хирургическая стоматология (лечение гнойных заболеваний, удаление зубов, иссечение доброкачественных опухолей и т.д.). К этому направлению прикреплены физиотерапия и анестезия;
  • гигиеническая (профилактическая) стоматология (отбеливание зубов, снятие налета, зубного камня и т.п.);
  • ортопедическая стоматология (протезирование зубов);
  • ортодонтия (коррекция прикуса и т.п.);
  • имплантология (восстановление зубов на основе искусственных корней);
  • детская стоматология.

3. Частные стоматологические кабинеты. Это небольшие помещения (30 - 80 кв. м), оснащенные 1-2 стоматологическими установками. Как правило, спектр услуг гораздо уже, чем в клиниках. Ведь 1-2 рабочие точки не в состоянии обслуживать сразу несколько специалистов – пародонтолог, хирург, ортопед и т.д.

Также редко встретишь человека-оркестр, имеющего все стоматологические специализации. Для этого он должен обладать целым набором соответствующих корочек и дипломов, а также иметь по отдельной лицензии на каждый вид деятельности. Поэтому кабинеты не столь востребованы как клиники: люди предпочитают получать комплексное лечение в одном месте. Соответственно, и доход их будет меньше. В основном клиенты таких организаций – это люди, обратившиеся за конкретной разовой услугой, а также готовые потерпеть неудобства, лишь бы лечиться у понравившегося специалиста.

Таким образом, безусловными лидерами рынка стоматологических услуг являются частные широкопрофильные клиники. Именно они способны приносить наибольший доход своим владельцам, хотя первоначальные затраты будут весьма значительными - от 5 млн руб. Если средств на открытие подобного заведения не хватает, можно начать с организации стоматологического кабинета, отложив на старт порядка 1,5 – 2, 5 млн руб. Что для этого понадобится, рассмотрим далее.

Регистрация

1 Если вы имеете соответствующее образование и стаж и планируете осуществлять все манипуляции самостоятельно, то в налоговой можно зарегистрироваться как ИП. Ведь лицензия на реализацию медицинской деятельности выдается только на конкретное физическое лицо. Если вы не практик, то единственный вариант – это открытие ООО. В этом случае лицензию придется оформлять на сотрудников, образование и стаж которых отвечают условиям лицензирования.

2 Для открытия стоматологического кабинета потребуется указать такие коды ОКВЭД как:

  • 85.12 Врачебная практика
  • 85.13 Стоматологическая практика

3 Следом надо зарегистрироваться в Пенсионном фонде, ФОМС, ФСС, завести книгу учета доходов и расходов, открыть счет и заказать печать.

4 Затем необходимо приобрести ККМ (кассовый аппарат), зарегистрировать журнал кассира в налоговой и заключить договор на обслуживание аппарата.

Подбор и подготовка помещения под стоматологию

Перед тем, как приступить к подбору помещения, на руках желательно иметь подробный бизнес-план. Необходимо четко представлять, как кабинет будет спланирован, как и что там будет располагаться и т. д. Также важно, чтобы помещение отвечало требованиям, заявленным в следующих нормативах:

Иногда в регионах разрабатываются дополнительные нормативно правовые акты, регулирующие этот вопрос.

Особенно жесткие требования Роспотребнадзор предъявляет к площади стоматологического кабинета. Она составляет 14 кв. м на 1 стоматологическую установку и плюс 7 кв. на каждую последующую. Таким образом, чтобы открыть самый простой кабинет на одно рабочее место потребуется площадь одной типовой квартиры (около 3о кв. м). Помимо учета габаритов установки, в нее должна быть включена площадь холла (10 кв. м) и санузла (5 кв. м).

Если вы в дальнейшем планируете расширять дело, то рекомендуем рассчитывать площадь, исходя из следующих средних показателей:

  • стерилизационная - 6 кв. м (нужна только там, где находится 3 и более стоматологические установки);
  • кабинет рентгена – 11 кв. м плюс 5-6 кв. м под проявочную;
  • кабинет ортопедии и ортодонтии – 15 кв. м;
  • кабинет импланталогии, детский и др. – по 15 кв. м на каждый;
  • вспомогательные помещения (склад, стерилизационная, туалет, комнаты администрации и персонала 30-40 кв. метров.

Желательно, чтобы в каждом кабинете находилось не более одного кресла. Пациенты ценят закрытость и уют. Высота потолков в кабинете допускается не меньше 3 м, глубина - не больше 6 м (при одностороннем дневном освещении).

Стоматологический кабинет можно открыть как в спальном районе, так и в деловом. Главное, чтобы он находился недалеко от остановок автотранспорта, желательно на 1 этаже, и плата за аренду была приемлемой. Однако аренду сложно назвать оптимальным вариантом. Во-первых, очень трудно найти готовое помещение, отвечающее всем нормам Санпина. Скорее всего, придется его полностью перепланировать и потратить на это немалые суммы. К тому же, медицинская лицензия выдается на осуществление деятельности в конкретном помещении, как и разрешения СЭС и Роспожнадзора. В случае, если арендодатель на захочет продлевать с вами договор, придется проходить все по новой. Да и за 2 года работы вы выплатите ему сумму, равную стоимости всего помещения.

При наличии достаточной суммы денег идеальным вариантом могло бы стать приобретение помещения под стоматологию в собственность. Если это жилой фонд, то его нужно перевести в нежилой. Также придется заказать проекты помещения: технологический, архитектурный, электроснабжения, канализации и водоснабжения, иногда - вентиляции. Проектная документация должна быть согласована с:

  • органами Госпожнадзора;
  • ТУ Роспотребнадзора;
  • Архитектурно-планировочным управлением;
  • Госэкспертизой;

Потребуется особый ремонт: стоматологическое кресло нужно подсоединить к электричеству, воде, канализации, то есть, под полом придется проложить целую систему. Нужна специальная вентиляция, сигнализация и многое другое. В среднем ремонт обойдется в 250 долларов за кв. метр.

Оборудование

При выборе и установке оборудования необходимо руководствоваться:

  1. Санитарными правилами от 28.12.1983 г. п. 2956а-83
  2. СанПиН 2.6.1.1192-03

Покупка медицинской аппаратуры - наиболее затратная статья расходов. Далее приведем примерную смету того, что понадобится:

Основное оборудование

Наименование

Цена, евро

Стоматологическая установка SMILE CHARM Z 

12 200

Стоматологическое кресло SK 1.01

2 900

Стоматологический стул SMILE 3

297

Дополнительное профильное оборудование и оснащение

Инструменты

Цена, евро

Набор инструментов, всего:

1580

в т.ч:

 

Комплект пинцетов

70

Микромоторные наконечники (2 шт.)

500

Комплект кюретажных ложек.

90

Турбинные наконечники (2шт.)

560

Комплект десневых ножниц

240

Комплект боров, игл, шприцов

70

Крючки, головки и прочее

50

 

 

Дополнительное оснащение, в т.ч.

 

Автоклав

2850

Полимeризaционнaя светодиодная лaмпa MECTRON со шлангом 

690

Стерилизатор

660

Ультразвуковой сканер для снятия камней и зубного налет

4500

Рентген-установка, передвижная на стойке

2390

Холодильник

580

Ультрафиолетовая камера для хранения стерильного инструмента

400

Столик для врача

150

Персонал 

На работу нужно приглашать тех специалистов, образование которых отвечает направлениям работы стоматологического кабинета. Так, если планируется оказывать услуги терапевтической стоматологии, то необходимо пригласить врача-стоматолога с сертификатом по терапевтической стоматологии, дипломом о прохождении интернатуры и ординатуры и стажем работы не менее 5 лет. Наличие такого сотрудника в штате позволяет оформить медицинскую лицензию. И так – по всем направлениям, на каждое из которых нужно будет получать отдельную лицензию (на хирургию, ортодонтию и т.п.).

Некоторые виды деятельности может осуществлять и средний медицинский персонал. Например, оказывать услуги по гигиенической стоматологии. Для этого медику необходимо иметь среднее профессиональное образование и сертификат по специализации "Стоматология профилактическая". Также средний медицинский персонал должен ассистировать врачам-стоматологам. Этим людям необходимо иметь сертификат "Медицинская сестра в стоматологии" либо просто "Медицинская сестра", но с опытом работы в стоматологии.

По нормативам, работа одного врача–стоматолога по продолжительности не может занимать более 6 часов в сутки. То же относится и к медсестрам. Штат специалистов должен планироваться, исходя из этих показателей. Как минимум, нужно нанять 2-х стоматологов, 2-х медсестер, санитарку и одного администратора.

Оформление разрешений 

Оформление заключения Роспотребнадзора, разрешений Госпожнадзора и медицинской лицензии

Когда помещение введено в эксплуатацию, штат сотрудников сформирован, пора переходить к следующему этапу - получению заключения Роспотребнадзора, решений Противопожарного надзора, а затем к получению лицензии.

В Роспотребнадзор предоставляются:

  1. Заявление
  2. Паспорт
  3. Свидетельство о регистрации в качестве юридич. или физич. лица .
  4. Свидетельство ИНН
  5. Выписку из ЕГРН
  6. Свид-во о праве собственности либо договор аренды помещения
  7. Экспликацию
  8. План БТИ
  9. Договоры на стирку белья, о вывозе мусора, об уничтожении люминесцентных ламп, на дезинфекцию, дератизацию и дезинсекцию
  10. Экспертизы (вода, воздух, физ.факторы, смывы на стерильность)
  11. Мед. книжки и договор на мед. осмотр сотрудников
  12. Замеры освещенности, микроклимата
  13. ППК

Если кабинет организуется на новом месте, то сначала необходимо получить санэпидзаключение о размещении, лишь затем - санэпидзаключение о соответствии услуг и работ.

В Госпожнадзор нужно предоставить:

  1. Св-во ИНН
  2. Договор аренды либо св-во о праве собственности
  3. Св-во о прохожден. курсов о противопожарн. безопасности
  4. Приказ о пожарн. безопасности
  5. Инструкции, план эвакуации
  6. Бумаги, подтверждающие наличие сигнализации и огнетушителя
  7. Протокол замеров сопротивления

Получение лицензии

В Росздравнадзор нужно предоставить документы в соответствии с Фед. законом «О лицензировании» от 04.05.2011 N 99-ФЗ и Постановлением от 16 апр. 2012 г. N 291. Каждый вид медицинской деятельности нужно лицензировать отдельно.