Актуален ли книжный магазин сейчас, в век интернета и бурного роста компьютерных технологий? Несомненно, потребность населения в бумажной книге снижается. Эта тенденция наблюдается во всем мире. Но у российского книжного рынка своя специфика. Представляем вашему вниманию инструкцию от профессионального книготорговца о том как открыть книжный магазин с нуля.

 
Автор статьи: Замдиректора книжного магазина Клименко Екатерина, образование - высшее. Московский гос.ун-тет печати. Факультет книжного бизнеса..

Большинство жителей России не могут позволить себе покупку планшета или иного приспособления для чтения электронных версий книг. Также велика численность тех, кто предпочитает именно бумажные книги (особенно среди людей среднего и старшего возраста). Ну и наконец, существует ряд изданий, представляющих ценность только в печатном виде (например, детские книжки-игрушки, учебники для школы, подарочные альбомы).

Какой формат торговой точки предпочесть? Наибольшую актуальность сохранили книжные магазины, обладающие сочетанием следующих характеристик:

  • расположенные в местах массового скопления покупателей;
  • средней площадью от 30 до 50 м2;
  • с универсальным ассортиментом.

Большие площади перестают быть преимуществом. Ни один магазин по широте ассортимента не сможет конкурировать с аналогичными торговыми площадками в интернете.

Организационно-правовые моменты 

Какую организационно-правовую форму ведения бизнеса предпочесть? Если говорит о малом и среднем бизнесе, то наиболее целесообразна фора Индивидуальный предприниматель (ИП) – в случае одного собственника. Форма Общество с ограниченной ответственностью (ООО) актуальна, если дело будет принадлежать нескольким партнерам.

В качестве формы налогообложения, как правило, выбирается ЕНВД.

Квалификация и регистрация видов деятельности по ОКВЭД: 52.47 «Розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами».

Выбор помещения 

Правильно выбранное место расположения магазина – главный залог его процветания. Оптимальным решением будет взять помещение в аренду.

В первую очередь следует рассматривать предложения крупных супермаркетов и торговых комплексов (ТК). Основной фактор, на который необходимо обратить внимание – популярность данного торгового объекта среди покупателей.

Среднее время на раскрутку новой торговой точки составляет от 6 до 12 месяцев. И чем больше людей узнают о нем – тем быстрее окупятся расходы. Потому магазин желательно располагать на «проходном» месте. Например, напротив касс супермаркета, у лифтов или рядом с магазином какого-нибудь известного бренда.

Главный недостаток аренды торгового помещения – собственник может расторгнуть договор по своей инициативе. Что приведет к потере «раскрученного» места. Также, говоря об аренде площадей именно в крупном ТК, следует отметить, что арендная плата обычно выше средней по городу.

Однако преимущества сотрудничества с ТК преобладают:

  • Большое количество потенциальных покупателей.
  • Как следствие - быстрое распространение информации о новом магазине через «сарафанное радио».
  • Экономия на рекламе. Крупные ТК сами вкладывают большие деньги в рекламные акции.
  • Решение всех технических и организационных проблем по содержанию помещения берет на себя собственник здания.
  • Обеспечена круглосуточная охрана магазина.

Вложение денег в строительство нового ТК - компромиссный вариант между покупкой собственного магазина и арендой. После сдачи объекта инвесторы получают в собственность часть площадей.

Какое понадобится оборудование и техническое оснащение

Изготовление оборудования – следующий шаг после выбора помещения. Основное торговое оборудование книжного магазина:

  • стеллажи;
  • навесные панели, тумбы, горки и т.п.;
  • рабочее место кассира.

Важно продумать расположение стеллажей и прочих фрагментов оборудования таким образом, чтобы каждый квадратный метр приносил прибыль. Нижние полки рекомендуется сделать закрытыми и использовать для хранения дополнительных экземпляров книг.

Свободный доступ к товару – норма современной торговли. Потому магазин необходимо оснастить противокражным оборудованием. На рынке защитных систем существуют предложения, созданные для применения в книжном бизнесе.

Кассовый аппарат, работающий со сканером – еще один важный атрибут книжного магазина. Его использование повысит скорость и уровень обслуживания. Что особенно актуально в периоды высокой покупательской активности.

Ведение учета в специально разработанной компьютерной программе позволит эффективно осуществлять контроль остатков. Существуют программные решения, разработанные специально для книжного бизнеса. Большинство из них создано на базе 1С.

Также следует продумать вопрос доставки товара. Осуществлять это собственными силами или прибегать к услугам транспортных компаний? Выбор будет зависеть от:

  • частоты и дальности поездок;
  • объемов поставляемого товара.

Есть и третий вариант решения. Ряд оптовых книготорговых предприятий предлагают услуги по доставке своего товара в магазин.

Ассортимент и ценовая политика

Ассортимент – второй по важности фактор успеха. Универсальность и актуальность - основные свойства грамотно сформированного ассортимента.

Примерный перечень тематик выглядит следующим образом:

  • Детские издания (художественная и развивающая литература).
  • Учебная и деловая литература (для школ и вузов, карты и атласы).
  • Художественные книги для взрослых (переплет и обложка).
  • Женская тематика (кулинария, рукоделье, цветоводство, дети и т.п.).
  • Мужские книги (охота, рыбалка, спорт, алкоголь и т.п.).
  • Популярная литература по психологии, достижению успеха; книги по здоровью и т.п.
  • Подарочные атласы (искусство, путешествия, история, фотоальбомы и т.п.).

На полках магазина должны быть представлены только самые популярные книги, самые раскрученные авторы. Издаваемые новинки следует как можно быстрее запускать в продажу. Распродажи и акции – прекрасный способ избавиться от «застоявшихся» позиций ассортимента.

Учебная литература закупается в соответствии с образовательными стандартами школ и вузов города.

Коэффициент торговой наценки обычно колеблется в пределах 1,8-2,0 и зависит от:

  • оптовой цены (точнее, от размера скидки, предоставленной поставщиком);
  • среднего уровня цен по городу.

Торговый оборот успешно развивающегося магазина растет. Как следствие – увеличивается размер оптовой скидки. А это, в свою очередь, даст возможность поднять торговую наценку (например, до 2,2).

Ценовую политику внутри магазина определяет руководство. Основная тенденция: чем дешевле издание, тем выше наценка. Например, на крохотные книжки рецептов или тоненькие детские издания в обложке коэффициент наценки может быть 3,0 или 4,0.

Персонал

Рассматриваемый в данной статье книжный магазин имеет следующие характеристики:

  • площадь магазина - примерно 50м2;
  • оборудован противокражной системой;
  • 10-12-часовой рабочий день.

Если функции управляющего и товароведа берет на себя хозяин магазина, то в качестве наемных сотрудников потребуются только 4 продавца. График работы – 2 рабочих дня / 2 выходных.

Индивидуальный подход к каждому клиенту – основное преимущество небольших магазинов. Покупатели книжного магазина рассчитывают получить не только профессиональный совет, но и интересную беседу.

Следовательно, продавец должен быть образован и любить чтение. Для работника книжного магазина важно быть в курсе современных тенденций книгоиздания. Позволение брать книги домой на выходные будет способствовать повышению профессионализма сотрудников.

Заключительные рекомендации 

  1. Когда открывать магазин? В книжном бизнесе два пика покупательской активности: начало сентября и вторая половина декабря. Канун Нового года – особенно удачный момент. В поисках интересных подарков покупатели с удовольствием заходят в новые магазины. А вот с середины марта по июль наступает затишье.
  2. Название – важный элемент имиджа. Название должно быть яркое, простое, связанное с книгами. И при этом, составлять единое целое с ассортиментом, дизайном помещения и даже с ценовой политикой. Основная задача - сделать магазин узнаваемым брендом.
  3. Франшиза – путь сотрудничества, предлагаемый крупными книготорговыми корпорациями. Интересный вариант для новичков книжного бизнеса. Снимает необходимость создания и раскрутки новой марки, принятия решений по ассортиментной политике и т.п.