Нашим соотечественникам такие магазины известны еще со времен Советского Союза, когда они особенно ценились из-за возможности приобрести в них редкие вещи. Но и сейчас комиссионки актуальны: всегда найдутся как люди, которым необходимо получить деньги от продажи своего имущества, так и те, которые предпочитают покупать добротные вещи в хорошем состоянии по низкой цене. Особенно востребованы подержанные детские принадлежности, мебель, сотовые телефоны, компьютерные комплектующие, бытовая техника.
Особенности работы
1 Бизнес привлекателен по части минимальных стартовых вложений: регистрация предприятия, аренда помещения, косметический ремонт, покупка стеллажей, вешалок, зеркал, прилавка, зарплата персонала и реклама – вот основные статьи первоначальных расходов. Если работать самому и арендовать небольшую площадь, то можно уложиться и в 50 -100 т. р. Рентабельность бизнеса составляет в среднем 15 %.
2 Прибыль в отличие от других предприятий торговли, увеличивается в кризис, когда многие люди вынуждены поправлять свое пошатнувшееся финансовое положение продажей личных вещей, а другие – покупать их, чтобы сэкономить.
3 Уникальность, владельцу этого торгового предприятия нет никакой необходимости вкладывать средства в ТМЦ: его основными поставщиками являются жители того населенного пункта, в котором он работает. И за нахождение их вещей в магазине они, естественно, денег не берут, а даже готовы заплатить за то, чтобы они были представлены на прилавках.
Принцип работы таков: в соответствии со ст. 990 ГК РФ владелец магазина (комиссионер) заключает с человеком (комитентом) договор комиссии на определенный срок. В нем обязательно должны указываться:
- степень износа;
- все дефекты;
- цена;
- размер и порядок проведения уценки;
- размер оплаты за хранение комиссионного товара (конечно, если продавцом предусмотрена такой вид компенсации).
Если речь идет о сдаче на реализацию одежды, то комитент обязан предъявить квитанцию из химчистки.
Владелец вещи устанавливает на нее свою цену. За услугу его продажи берется определенный процент, рассчитывающийся от стоимости товара (обычно от 20 % до 50 %). Чем дороже вещь, тем процент ниже, и чем дешевле – тем выше (например, на товар по 1000 р. обычно берется 20-30 %, по 5000 р. – 15-20 %). По истечении срока договора продавец либо возвращает комитенту его вещь (при этом, получая процент за хранение), либо уценяет ее (обычно процентов на 20-25).
4 Нет проблем с “товарными остатками”, так как все нереализованные вещи люди забирают обратно.
5 Еще одна особенность дела заключается в необходимости ведения специальной системы учета всех накладных, договоров и т.п., что предусмотрено "Правилами комиссионной торговли", а также "Альбомом новых унифицированных форм".
Поначалу, пока объем торговли небольшой, весь учет можно вести на бумаге, в дальнейшем понадобится компьютерная программа, разработанная на основе «1С» под названием «Комиссионный магазин» или система Большая птица.
Регистрационные процедуры
1 Регистрация в налоговой ООО или ИП
Если вы планируете работать исключительно с физическими лицами, достаточно организовать ИП и применять самые простые налоговые режимы. Если же хотите осуществлять работу еще и с юридическими лицами (например, организациями, сбывающими неликвидную продукцию (в котором частично нарушена упаковка или имеется брак) или секонд-хендами), то целесообразнее зарегистрировать ООО и придерживаться основной системы налогообложения, наиболее удобной для расчетов с юр. лицами.
2 В качестве основного кода ОКВЭД в налоговой следует указать п. 52. 5 Розничная торговля бывш. в употреблении товарами в магазинах
3 Регистрация в ПФ и других внебюджетных фондах
4 Получение разрешения на торговлю в местной администрации
5 Получение разрешений Роспотребнадзора и Госпожнадзора
6 Заключение договора аренды на помещение
Рекомендации
1 Целесообразно открыть магазин в спальном районе, сэкономив, таким образом, на аренде.
Если вы собираетесь торговать подержанной мебелью, детскими принадлежностями (колясками, кроватками и т.п.), бытовой техникой и другими габаритными товарами, то помещение стоит выбрать площадью побольше (150-200 кв. м) или предусмотреть возможность расширения в будущем, если в настоящее время средств не хватает.
Если специфика бизнеса заключается в реализации лишь малогабаритными товарами (например, телефонами или компьютерными комплектующими), то в большом помещении необходимости нет.
2 На первых порах главным инструментом привлечения посетителей будет реклама. Только благодаря ей основная масса потенциальных клиентов сможет узнать о местоположении и назначении вашего бизнеса. Поэтому:
- размещайте рекламу в газетах объявлений (например, «Из рук в руки") в разделах покупки-продажи вещей б/у;
- создайте сайт в интернете, вывесите там фотографии реализуемых вещей, рекламируйте бизнес на тематических форумах;
- распространяйте листовки по почтовым ящикам и просто раздавайте на улицах, предусмотрев возможность скидок всем обладателям листовок (так будет больше вероятности, что они не окажутся в урне);
3 Перед открытием запаситесь товаром, позаботьтесь, чтобы первых посетителей встречали не пустые полки. Поставщиками могут стать ваши знакомые, друзья, склады секонд-хендов, барахолки, универмаги и оптовые магазины, готовые отдать (продать) свой неликвид.
4 Следует принимать на комиссию лишь добротные товары в хорошем состоянии. Следите за тем, чтобы комитенты не устанавливали заоблачные цены на свои вещи, по которым их заведомо никто не купит.
Правило ценообразования: Реализуемые вещи не должны стоить более 50% от рыночной цены их новых аналогов.
5 Первые месяцы работы всегда являются самыми сложными, однако именно старт может предопределить успех всего дела в будущем. Поэтому стремитесь всеми возможными способами привлечь комитентов. Старайтесь, чтобы на выходе у них остались исключительно благоприятные впечатления от заведения. Если ваш бизнес придется людям по душе, то эффект сарафанного радио не заставит себя долго ждать, и ваша торговая точка вскоре станет востребованной, а значит - приносящей стабильный доход.