Автомобильный рынок переживает сейчас период стабильности. Спрос умеренный. Не наблюдается ни ажиотажа, ни спада продаж. Для бизнесменов, решивших открыть автосалон, подобная ситуация является вполне благоприятной.

Насколько рентабелен данный бизнес?

С одной стороны, при грамотной постановке дела автосалон может приносить значительную прибыль. Правда, это касается только широкоформатных точек с оборудованными стоянкой, мойкой, сервисным центром, магазином по ремонту запчастей. Основной доход (около 70%) приносит именно послепродажное обслуживание.

С другой стороны, по оценкам экспертов, средняя рентабельность бизнеса составляет около 10%, поэтому срок его окупаемости довольно длительный - 4 года и более. К тому же он требует существенных затрат. Открытие самого скромного автосалона (500 м2) по продаже дешевых авто предполагает существенные вложения (от 15 млн р.). Говорить о рентабельности автосалона с высокой степенью однозначности можно только с детальным бизнес-планом на руках. Его составление обязательно.

Где нужно регистрировать автосалон?

1 В налоговой. Выбрать организационно-правовую форму. Для автосалона это будет ООО - форма, наиболее приемлемая для работы с производителями автомобилей. Придется применять основную систему налогообложения для торговли (так как вся цепочка завод-дилер работает с НДС) и единый налог на вмененный доход для сервиса.

2 В налоговой необходимо указать коды ОКВЭД. Рекомендуем отметить все подразделы, входящие в разделы:

  • 50.10 Торговля автотранспортными средствами;
  • 50.20 Тех. обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • 50.3 Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

А также:

  • 65.23.2 Деятельность дилеров

3 Регистрация в ПФ и во всех других внебюджетных фондах

4 В Роспотребнадзоре и Госпожнадзоре

5 В банке открыть расчетный счет

6 В налоговой зарегистрировать кассовый аппарат

7 В местном Управлении потребительского рынка получить Свидетельство в внесении компании-дилера в торговый реестр.

8 В Ростесте (www.rostest.ru) получить сертификаты на отдельные виды работ (в случае параллельного открытия автосервиса).

Какого поставщика автомобилей предпочесть?

Это основной вопрос. Весь автосалонный бизнес будет строиться на работе с конкретным поставщиком. Стоит учитывать, что при реализации машин малоизвестных и недорогих марок не придется надеяться на высокую доходность бизнеса (производители устанавливают невысокую маржу), однако стартовые вложения при создании дела будут минимальными (около 15 млн р).

При реализации автомобилей мировых брендов придется заложить на старт не менее 150 млн рублей, а также быть готовым к тому, что производитель станет диктовать свои условия организации дела на всех его этапах.

В условиях сильной конкуренции стоит задуматься о реализации марок, которые еще не представлены на рынке вашего региона. В крупном городе ими могут стать довольно перспективные грузовые авто Renault, Man, Volvo.

Также стоит ориентироваться на платежеспособность населения региона. В небольших населенных пунктах будут больше востребованы недорогие автомобили (в пределах 10-25 т. $). В городах-миллионниках, где в основном приобретает авто все состоятельные люди страны, имеет смысл организовать дилерские точки по продаже элит-брендов. Также можно войти в автобизнес с дешевого сегмента машин, а затем, набравшись опыта, перейти к дилерству транспорта более высокого класса.

Обязательно нужно выработать концепцию салона, чтобы точно знать, каким он будет: мультибрендовым, представлять какую-то одну фирму, по продаже новых машин или б/у и т.д.

Как начать работать с автопроизводителем и как автодилером?

  1. Для того чтобы стать автодилером первым делом необходимо отослать запрос в официальное представительство автопроизводителя в России. На сайте каждого представительства есть адрес, предназначенный для переписки с потенциальными деловыми партнерами. Именно на него следует направить письмо о своем намерении стать автодилером этой марки.
  2. Потом придется заполнить формализованные анкеты, которые приходят в ответ. Обычно в них указывается подробная информация о компании и ее текущей деятельности, о размерах инвестиций и рынке данного региона, план расположения предполагаемого салона на местности с фотографиями. На этом этапе у вас на руках должен быть готовый бизнес-план, с содержанием которого нужно ознакомить поставщика.
  3. Затем предстоит общение по телефону с менеджером по развитию дилерской сети представительства. Если вы сможете убедить его в целесообразности сотрудничества ваших компаний, то он приедет встретиться с вами лично.
  4. По результатам посещения менеджером потенциального дилера будет приниматься решение о дальнейшем с ним сотрудничестве.
  5. При положительном решении представительства или компании-импортера, наделенной соответствующими полномочиями, дилеру предложат подписать протокол о намерениях. В нем будет указан порядок строительства, закупки оборудования, приобретения партии автомобилей, открытия, план продаж на 1 год, рекламная компания с конкретными сроками.
  6. Затем между производителем и автодилером подписывается дилерский контракт, который является юридической основой сотрудничества компаний. Его, как и сертификат производителя, вы по первому требованию должны будете предоставить покупателям авто.

Технологии поставки автомобилей

Фотография автомобилей, прибывших в морской порт

На каждую партию машин дилер заключает договор, в котором в деталях прописываются цена и условия поставки. Покупка автомобилей может осуществляться в разных точках:

1) Закупка авто в стране изготовителя

В таком случае дилер сам решает все проблемы, связанные с доставкой автомобилей от завода до своего салона:

  1. приобретает машины напрямую на заводе автопроизводителя;
  2. сам страхует транспорт, доставляет в салон и занимается растаможкой (для официальных дилеров подобная процедура проходит в упрощенной форме за 1 или 2 дня). Расчет таможенного платежа можно сделать на ресурсе: www.tks.ru/auto/calc
  3. в автосалоне машины проходят предпродажную подготовку.

Если по такому принципу планируется доставка машин из-за границы, то необходимо создать либо свою службу доставки, либо полноценную транспортную компанию, либо арендовать автовоз у других транспортных компаний или автодилеров (от 2000 $ за рейс).

В наличии у перевозчика должны быть:

  • международная лицензия на перевозку грузов;
  • сертификат о соответствии нормам Евро-2, Евро-3;
  • лицензия общероссийск. таможенного перевозчика.

2) Закупка машин у официального российского импортера.

В этом случае вопросы, связанные с транспортировкой машин в Россию, их таможенным оформлением, ложатся на плечи импортера. Такой вариант наиболее привлекателен для дилеров-новичков, тем более в денежном отношении это равноценно первому варианту поставки.

Что касается расчетов по авто, то варианты могут быть разными, но чаще всего производители требуют от российских дилеров 100% оплаты отгруженных автомобилей (Honda, Volkswagen, Audi, Toyota,).

Если у производителя есть официальный импортер на российском рынке, у которого имеется общий для всех дилеров склад, то последним товар предоставляется на условиях товарного займа (Opel, BMW, Volvo и др.). Дилер обязан распространить автомобили, взятые с общего склада, в течение месяца. Если по истечении этого срока остался нереализованный транспорт, то на их стоимость импортером начисляются ежедневные пени. В любом случае, через 3 месяца непроданный товар должен быть выкуплен дилером.

Поэтому особенно важно выполнение помесячного плана продаж. Для начинающего дилера, торгующего машинами премиум-класса, следует исходить из количества - 250-450 единиц автотранспорта в год. При продаже дешевых авто – не менее 1000 единиц в год.

О складах, планах и ценах

Один из вопросов, интересующих многих, касается того, сколько машин должно быть на складе. Это зависит от торговой марки производителя. Если модельный ряд обширен, то придется держать на складе довольно много машин. Желательно, чтобы их было в два раза больше, чем прогнозируется продать за 1 месяц.

Теперь по ценам. Каждым производителем устанавливаются свои цены. Диктуется также размер маржи, который может получить дилер (обычно от 8 до 20%). Для привлечения клиентов автодилер может снижать цены, но только за счет маржи.

Обычно при четком выполнении планов продаж производитель предоставляет дилеру бонусы. Причем поставщику более важно выполнение помодельного плана. Наряду с ходовыми моделями авто производитель нередко обязывает дилеров торговать и неходовым товаром.

Где расположить автосалон?

Важно, чтобы место отвечало следующим требованиям:

  • было близко к трассе; до него должно быть удобно добираться на любом виде транспорта;
  • витрина выходила на проезжую часть;
  • участок должен быть не менее 0,5 га.

Какое помещение выбрать?

Обычно компания-производитель строго регламентирует как проект салона, так и его оформление: цветовые решения, мебель, символику и т.п. Однако варианты размещения стоит рассмотреть различные:

  • В зданиях старых автопарков. В Москве их можно арендовать за 200-500 $/кв. м.
  • Реконструкция объектов. Московская аренда – от 150 $/кв. м.
  • Строительство одиночных самостоятельных автоцентров (если речь идет о салонах среднего класса, то строительство в Москве обойдется примерно в 2,4 млн. $). Возведение и оборудование нового здания занимает около 1,5 лет.

Оборудование

Типичный автоцентр включает:

  • выставочный зал (show-room);
  • офисы персонала;
  • зону для посетителей;
  • склад для автомобилей;
  • склад запчастей;
  • тех. центр.

Стоимость оборудования определяется в зависимости от размеров тех. центра. Например, средняя тех. станция Ауди, рассчитанная на 25 рабоч. мест стоит около 450-500 т. $. В любом случае, стоимость оборудования строго регламентируется проектом производителя, поэтому его подбор для дилера обычно непроблематичен.