Шашлычная – небольшое специализированное кафе, в меню которого преобладает мясо на гриле (шашлык). Основная привлекательность этого бизнеса состоит в минимальных расходах, необходимых на его организацию, что особенно важно на первоначальном этапе.

Этап 1: Регистрационные процедуры 

Естественно, что организация предприятия предполагает постановку на учет в налоговом органе. Неважно, какая и форм собственности в итоге будет выбрана, в списке кодов ОКВЭД нужно указать 55.30 «Деятельности ресторанов и кафе». Под описание этой категории подходит и шашлычная.

Оптимально оформить ИП, особенно если предполагается открыть 1-2 точки. Тут, во-первых, с документами меньше волокиты – в основном требуется паспорт с копией и заявление о постановке на учет. Для ООО список гораздо длиннее. Во-вторых, удовольствие обойдется всего в 800 руб. - именно столько придется уплатить в качестве госпошлины. Для ООО сумма составляет 4 тыс. руб. Правда, ждать решения придется на 2 дня дольше, но вряд ли это так принципиально.

Сразу же нужно выбрать форму налогообложения, и уведомить о своем решении налоговую инспекцию. Если этого не сделать своевременно, то по умолчанию активируется ОСНО, режим, который невыгоден для небольших предприятий общепита. Среди оставшихся форм налогообложения предпочтение стоит отдать упрощенке 15%. В этом случае налоговой базой послужит разница между доходами и расходами. Если выбрать 6%, можно остаться в минусе. Дело в том, что при 6% расходы в принципе не берутся во внимание, и налогом облагаются только доходы.

Этап 2: Требуемые документы

При открытии шашлычной мало зарегистрировать ИП или ООО, необходимо также позаботиться о разрешительных документах. Чтобы работать легально, необходимо подготовить следующее.

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение, по-другому называется гигиенический сертификат – оформляется в Роспотребнадзоре на срок от 1 года до 5 лет по результатам экспертизы продукции и места производства. Индивидуальным предпринимателям выдается бесплатно (gosuslugi.ru) в срок до 60 дней. Естественно, за посредничество придется платить. Также за деньги проводятся исследования, на основании которых выдается экспертное заключение. Сколько в итоге придется потратить, определяется договором с компанией, оказывающей такую услугу.
  • Разрешение на размещение также необходимо получить в Роспотребнадзоре. Оно подтверждает, что шашлычная может быть оборудована в конкретном месте.
  • Медицинские книжки оформляются на каждого сотрудника предприятия общепита, который непосредственно связан с производством, поставкой сырья, утилизацией отходов. И они должны быть в первую очередь. Стоимость основных анализов, которые должны быть проставлены в обязательном порядке (их всего 2), вместе с бланком книжки, начинается от 600 рублей – это в том случае, если сотрудники самостоятельно их сдают в СЭС. Вызов экспертов на территорию шашлычной обойдется дороже.

Все затраты на оформление необходимой документации в учете целесообразно отнести на расходы будущих периодов.

Этап 3: Выбор помещения и оборудования 

Шашлычная чаще всего работает в формате летнего кафе: на земельном участке устанавливается шатер, под которым организуется все производство. Иногда мангал выставляют на улицу. Распространены такие заведения и вдоль проезжей части. В любом случае главное требование к месту под размещение шашлычной – оно должно быть проходимым. Оптимальный вариант – поблизости с рынками или на выезде из населенного пункта.

Еще необходимо предусмотреть туалет. Можно обойтись биокабинкой, которую, кстати, дешевле всего купить вскладчину с другими предпринимателями. А первое время лучше всего арендовать. Некоторые фирмы сдают за 2-3 тыс. руб. вместе с обслуживанием.

Первоначально понадобится:

  • мангал и шампуры – без этого никуда;
  • холодильник – он необходим для хранения маринованного мяса;
  • стойка-раздача – она отделяет производственное помещение от основного зала;
  • столики и стулья – но можно и без них, если готовится шашлык на вынос.

Этап 4: Организация производственного процесса

Помимо оборудования понадобится сырье, которое, собственно, и будет готовиться в шашлычной, а также уголь. Где лучше закупать мясо? Оптимально – найти поставщика из числа фермеров, который будет вас обеспечивать достаточным количеством мяса. С ним необходимо заключить договор.

Как и где мариновать сырье? Если покупать уже вымоченное мясо, выйдет дороже, на маринаде можно значительно сэкономить. Для его изготовления лучше подрядить на выполнение этих работ какую-нибудь столовую, например. Но можно мариновать и самостоятельно, но под контролем цеха.

При формировании цен стоит учитывать, что во время жарки вес мяса уменьшается. Также нужно подумать и о сопутствующих товарах – напитках, блюдах, выпечке.

Этап 5: Расчет экономической целесообразности

В заключении приблизительный расчет экономической эффективности мероприятия. Поскольку сезонные колебания для этого вида деятельности ощутимы, разумно разбить года на 2 части: май-сентябрь, октябрь-апрель.

Итак, исходные параметры:

  • база – открытие нового предприятия;
  • часы работы – с 10:00 до 22:00;
  • общая площадь – 100 кв. м;
  • количество столиков – 7 шт. мест - 28;
  • приблизительная стоимость оборудования (посуда, плита, гриль, холодильник, микроволновая печь, жарочный шкаф, кофемашина, кассовый аппарат и т.д.) – 100 тыс. руб.;
  • прочие единоразовые расходы (мебель из дешевых материалов, косметический ремонт, посуда, спецодежда) – 160 тыс. руб.;
  • коммунальные услуги – 3 тыс./мес.;
  • численность сотрудников – 6 человек (кассиры, повара, уборщицы), не считая административный персонал и технолога, средняя з/п – 15 тыс. руб./мес. с НДФЛ.

Постоянные расходы:

  • на заработную плату - 90 тыс. руб./мес. + ЕСН (35%) – 31,5 тыс. руб.;
  • на аренду – 50 тыс. руб./мес.

1 шашлычник за 12 часовой рабочий день на 2 мангалах может прожарить 50 кг сырого мяса, на выходе получится примерно 170 порций. Для шашлычной с 7 столиками это вполне адекватная производительность в сезон пика торговли – с апреля по сентябрь. В остальные месяцы показатель вдвое меньше. С учетом средней стоимости шашлыка 150 руб. за порцию выручка в месяц 990 тыс. руб. (30% на покупку сопутствующих товаров – напитков и т.д.). Затраты в день на мясо и маринад – 240 тыс. руб. + расходы на готовую продукцию – 208 тыс. руб.

С учетом сезонности в проекции за год получается:

  • товарооборот – 11 880 тыс. руб.;
  • валовый доход (добавленная стоимость) – 6 504 тыс. руб.;
  • чистая прибыль – 1 935 тыс. руб.(пик) + 552 тыс. руб. (спад), итого – 2 487 тыс. руб.;
  • рентабельность предприятия – 21 %;
  • период окупаемости – 2 года.

Таким образом, шашлычная – стоящее предприятие, ведь его можно организовать при минимальных затратах и окупить за пару лет.