Успешный предприниматель Борис Шикалев рассказывает о том, как он строил свой бизнес по торговле бижутерией. Вы познакомитесь с интересной историей становления бизнесмена и найдете массу практических советов о том что нужно для бизнеса по продаже бижутерии.
Увлекательный рассказ Бориса о том как все начиналось читайте в первой части, где автор щедро делится своим бесценным жизненным опытом.
Часть 2. Меньше работаем – больше получаем
1998-2012 гг.
К 21 веку Москва выросла из коротких штанишек «дикого» рынка и постепенно стала превращаться в цивилизованный центр торговли. Её улицы ещё были обезображены палатками и ларьками, но постепенно, они сносились, а предприниматели перемещались в крупные магазины и центры, где арендовались торговые места. Открывать собственный магазин пока было страшновато. Лихие 90-е ещё не кончились. Мною был найден идеальный вариант: сдача бижутерии на реализацию владельцам и арендаторам торговых мест.
Бижутерия, как один из самых прибыльных видов товара
Рынок Москвы я знал очень хорошо. Ещё бы, уже почти 15 лет я «варился» в сфере торговли товарами повышенного спроса. Проведя анализ, я пришёл к выводу, что бижутерия наиболее прибыльна. Конечно, в те времена многие делали 100-200% прибыли на любом товаре. Но! Бижутерия могла дать до 1000%! Я точно угадал направление, в котором следует развиваться. Забегая вперёд, могу сказать, что даже сейчас, в 2012 году на некоторых изделиях можно получить такую же прибыль.
Почему же я решил, что смогу получить фантастические деньги на товаре явно не первой необходимости?
Всё дело в том, что у меня есть друг, который живя в Германии, рассказывал мне, что немецкая молодёжь в последнее время просто увешана бижутерией. Проехавшись по Москве, я убедился, что у нас практически ещё не было мест, где продаются разнообразные бусы, серьги и т.д., а значит, конкуренция отсутствует. Можно ставить любые цены. Единственная опасность заключалась в том, что у меня не было уверенности – будет ли это пользоваться спросом в Москве.
Как говорится, «Кто не рискует, тот не пьёт шампанское». Оставалось решить, где взять товар и как его продавать, чтобы минимизировать налоги и, в то же время, осуществить приличный оборот. С первым вопросом проблем не было. Черкизовский рынок уже вовсю функционировал. На нём у меня было достаточно знакомых китайцев, которые продавали бижутерию. Так как она ещё не очень пользовалась спросом, цены на неё были минимальные. Оставался открытым вопрос, каким образом реализовывать товар – в собственном магазинчике или через сторонних владельцев розничных торговых точек.
Реализация товара в чужих магазинах и торговых точках
После долгих размышлений, я пришёл к выводу, что это наиболее оптимальный вариант. Во-первых, никакие рэкетиры ко мне не придут (это ещё оставалось обычным явлением). Во-вторых, я смогу охватить разные районы Москвы, что достаточно затратно, открывая собственные магазины. И наконец, в-третьих, я полностью освобождаюсь от оформления налоговой декларации!
Нет, безусловно, в скрытом виде налоги существуют, так как товар я сдаю на реализацию по заведомо более низким ценам, чем мог бы продать его самостоятельно. Получается, за меня платят налоги владельцы торговых точек, причём из своей прибыли. Я же не участвую во всех этих мучительных процедурах по составлению балансов и сдачи их в налоговые органы.
Итак, предварительный бизнес-план магазина бижутерии был составлен, и мы вместе с супругой отправились на поиски подходящих мест для воплощения задуманного в жизнь. Не знаю как сейчас, а 13-15 лет назад владельцы магазинчиков более благосклонно относились к предложениям от представительниц прекрасного пола. Наверное, на психологическом уровне они считали, что с их стороны вряд ли последует обман. Конечно, это был рискованный план. Нас могли обмануть и не выплатить деньги за проданный товар. Да к тому же, у нас не было уверенности, что вообще что-то выйдет с торговлей бижутерией. Сразу замечу, что нас действительно «кидали» пару раз. Мы оставались и без товара, и без денег. Арендаторы меняли свои торговые места, уезжая с нашим товаром. Однако оглядываясь на прошедшие годы, стоит признать, что это была хорошая идея. В первые пять лет мы нашли 18 точек, в которых оставляли свою бижутерию на реализацию.
Работа была построена по очень удобному графику: раз в месяц сдаёшь требуемый товар на точку и подсчитываешь, что реализовано за прошедший месяц. Хозяин магазинчика расплачивался, и мы забывали друг о друге ещё на 30 дней. Получалось, что мы работали раза два в месяц по 3-4 дня. Всё остальное время было свободно. Прибыль, как писалось выше, действительно была очень высокой. Работая по такой схеме, мы имели свои 200-300%. Если учесть, что хозяева накидывали ещё от 150 до 250% на наш товар, то можно легко посчитать рентабельность бизнеса, связанного с торговлей бижутерией.
Открытие собственных магазинов бижутерии
Всё было бы просто замечательно, если бы наши найденные точки продолжали работать и приносить прибыль. К сожалению, за 14 лет подобной работы, мы по разным причинам начали терять своих партнёров. Находить новых становилось всё сложнее, так как сегодня уже практически нет в Москве мелких предпринимателей, которые берут товар на реализацию. Арендная плата за торговое место настолько высока, что им приходится выжимать из торговли все соки, чтобы не остаться в минусе. Для примера, можно обратить внимание на стоимость аренды в переходах метро. Палатка размером 4 м2 в центре столицы стоит 250 тысяч рублей в месяц! Где-нибудь на окраине, в переходе с достаточно приличным трафиком пешеходов, стоимость аренды несколько ниже – «всего» 130-150 тысяч.
В 2007 году мы открыли две собственные точки продаж. Теперь мы, как и все обычные мелкие предприниматели, составляем отчётность, платим арендную плату и боремся с конкуренцией. Вот так выглядели витрины одной из наших точек:
Фотографии торговых точек Бориса Шикалева
В 2012 г. торговать бижутерией всё ещё выгодно, однако теперь на каждом углу продают эти замечательные аксессуары для женщин. Конкуренция не просто большая, а очень большая. Приходится придумывать различные акции для привлечения клиентов. Например, «Купи одни серьги и получи вторые в подарок. Акция действует всего три дня». Цены приходится постоянно снижать. Прибыль в 1000 процентов ещё возможна, но на достаточно дешёвом товаре. Соответственно, оборот на нём довольно низкий.
У нас есть ещё одно преимущество перед вновь образовавшимися конкурентами. Всё на что они способны – это поехать в торговый комплекс «Москва» или «Садовод» и купить там бижутерию по якобы оптовым ценам. Поскольку мои друзья китайцы никуда не делись, они просто перешли на иную форму работы, то у нас есть возможность купить товар процентов на 30 дешевле, чем в обычных местах оптовой торговли. Гости из Поднебесной теперь сидят в офисе и продают товар исключительно для своих старых клиентов с Черкизона. Они не дают рекламу и не ищут новых покупателей. Страна большая и от бывших постоянных покупателей у них просто нет отбоя. Нам повезло, что мы оказались в их числе.
Конечно, можно поехать самостоятельно в Китай и привезти товар ещё дешевле (см. статью самостоятельная организация поставок из Китая), но если честно, это работа для более молодого поколения. Лет пятнадцать назад я бы так и сделал.
Кстати, мы до сих пор работаем с точками реализации. У нас осталось три партнёра, с которыми мы сотрудничаем уже 15 лет! Наверное, если постараться, ещё можно попробовать найти новых партнёров. Но надо придумывать что-то новое. Предприниматель должен развиваться. Общая рентабельность нашего бизнеса находится на неплохом уровне, но о бешеных прибылях прошлого пришлось забыть.
По всей видимости, пора разрабатывать дополнительный бизнес-план, который позволит нам увеличить свои доходы. Пришли времена, когда придётся отдавать много времени своему бизнесу и забыть о выходных, которые длились по две недели. Но это нормально, ведь наша страна постепенно становится развитым капиталистическим государством, в котором зарабатывают те, кто много работает.
Несколько советов для тех, кто решил заняться торговлей бижутерией
- Если у вас элитное место торговли, старайтесь покупать товар из Кореи или из Китая, но очень высокого качества.
- Бижутерию, которой вы никогда раньше не торговали, покупайте вначале очень мелкими партиями. Необходимо проверить – будет ли она пользоваться спросом в нашей стране.
- Если есть возможность съездить в Китай, то не игнорируйте эту возможность. Там очень быстро можно наладить связи. Возможно, вам будет достаточно съездить туда пару раз. Новые партнёры будут работать с вами дистанционно, присылая товар прямо в Россию. Надо просто завоевать их доверие.
- Ассортимент старайтесь поддерживать постоянно. Для небольшой точки, для начала, будет достаточно 200-300 наименований. Потом можно расшириться.
- Очень хорошим спросом последние 5 лет пользуется товар для молодёжи и для женщин старше 40 лет. Для первых – нет ничего лучше, чем вставить себе пирсинг во все части тела, а вторые любят бижутерию с натуральными камнями.
- Используйте три праздника по максимуму. Самый главный – Новый год. С 20 декабря по 13 января можно сделать трёхмесячную выручку. Вы должны быть готовы к тому, что вам придётся каждый день подвозить товар. Особенно в последние три дня старого года. День всех влюблённых (14 февраля) и 8 марта менее значимы для торговцев бижутерией. В эти дни лучше всех зарабатывают торговцы цветами и парфюмерией с косметикой. Однако надо быть готовым к неожиданным всплескам торговли и в эти дни. И не забудьте про «Последний звонок» в школе (конец мая) и выпускной (конец июня). Это последняя возможность хорошо заработать перед «мёртвым» сезоном, который длится с конца июня по середину августа.
- Не спешите выбрасывать залежавшийся товар. У меня были случаи, когда я доставал из кладовки бижутерию пятилетней давности, которая «зависала» в своё время на точках, и успешно её реализовывал. Мода возвращается.
Надеюсь, у вас всё получится. Самое главное, не опускать руки и стремиться вперёд!