Успешный предприниматель Борис Шикалев рассказывает о том, как он строил свой бизнес по торговле бижутерией. Вы познакомитесь с интересной историей становления бизнесмена и найдете массу практических советов о том что нужно для бизнеса по продаже бижутерии.

Увлекательный рассказ Бориса о том как все начиналось читайте в первой части, где автор щедро делится своим бесценным жизненным опытом.

Часть 2. Меньше работаем – больше получаем

1998-2012 гг.

К 21 веку Москва выросла из коротких штанишек «дикого» рынка и постепенно стала превращаться в цивилизованный центр торговли. Её улицы ещё были обезображены палатками и ларьками, но постепенно, они сносились, а предприниматели перемещались в крупные магазины и центры, где арендовались торговые места. Открывать собственный магазин пока было страшновато. Лихие 90-е ещё не кончились. Мною был найден идеальный вариант: сдача бижутерии на реализацию владельцам и арендаторам торговых мест.

Бижутерия, как один из самых прибыльных видов товара

Рынок Москвы я знал очень хорошо. Ещё бы, уже почти 15 лет я «варился» в сфере торговли товарами повышенного спроса. Проведя анализ, я пришёл к выводу, что бижутерия наиболее прибыльна. Конечно, в те времена многие делали 100-200% прибыли на любом товаре. Но! Бижутерия могла дать до 1000%! Я точно угадал направление, в котором следует развиваться. Забегая вперёд, могу сказать, что даже сейчас, в 2012 году на некоторых изделиях можно получить такую же прибыль.

Почему же я решил, что смогу получить фантастические деньги на товаре явно не первой необходимости?

Всё дело в том, что у меня есть друг, который живя в Германии, рассказывал мне, что немецкая молодёжь в последнее время просто увешана бижутерией. Проехавшись по Москве, я убедился, что у нас практически ещё не было мест, где продаются разнообразные бусы, серьги и т.д., а значит, конкуренция отсутствует. Можно ставить любые цены. Единственная опасность заключалась в том, что у меня не было уверенности – будет ли это пользоваться спросом в Москве.

Как говорится, «Кто не рискует, тот не пьёт шампанское». Оставалось решить, где взять товар и как его продавать, чтобы минимизировать налоги и, в то же время, осуществить приличный оборот. С первым вопросом проблем не было. Черкизовский рынок уже вовсю функционировал. На нём у меня было достаточно знакомых китайцев, которые продавали бижутерию. Так как она ещё не очень пользовалась спросом, цены на неё были минимальные. Оставался открытым вопрос, каким образом реализовывать товар – в собственном магазинчике или через сторонних владельцев розничных торговых точек.

Реализация товара в чужих магазинах и торговых точках

После долгих размышлений, я пришёл к выводу, что это наиболее оптимальный вариант. Во-первых, никакие рэкетиры ко мне не придут (это ещё оставалось обычным явлением). Во-вторых, я смогу охватить разные районы Москвы, что достаточно затратно, открывая собственные магазины. И наконец, в-третьих, я полностью освобождаюсь от оформления налоговой декларации!

Нет, безусловно, в скрытом виде налоги существуют, так как товар я сдаю на реализацию по заведомо более низким ценам, чем мог бы продать его самостоятельно. Получается, за меня платят налоги владельцы торговых точек, причём из своей прибыли. Я же не участвую во всех этих мучительных процедурах по составлению балансов и сдачи их в налоговые органы.

Итак, предварительный бизнес-план магазина бижутерии был составлен, и мы вместе с супругой отправились на поиски подходящих мест для воплощения задуманного в жизнь. Не знаю как сейчас, а 13-15 лет назад владельцы магазинчиков более благосклонно относились к предложениям от представительниц прекрасного пола. Наверное, на психологическом уровне они считали, что с их стороны вряд ли последует обман. Конечно, это был рискованный план. Нас могли обмануть и не выплатить деньги за проданный товар. Да к тому же, у нас не было уверенности, что вообще что-то выйдет с торговлей бижутерией. Сразу замечу, что нас действительно «кидали» пару раз. Мы оставались и без товара, и без денег. Арендаторы меняли свои торговые места, уезжая с нашим товаром. Однако оглядываясь на прошедшие годы, стоит признать, что это была хорошая идея. В первые пять лет мы нашли 18 точек, в которых оставляли свою бижутерию на реализацию.

Работа была построена по очень удобному графику: раз в месяц сдаёшь требуемый товар на точку и подсчитываешь, что реализовано за прошедший месяц. Хозяин магазинчика расплачивался, и мы забывали друг о друге ещё на 30 дней. Получалось, что мы работали раза два в месяц по 3-4 дня. Всё остальное время было свободно. Прибыль, как писалось выше, действительно была очень высокой. Работая по такой схеме, мы имели свои 200-300%. Если учесть, что хозяева накидывали ещё от 150 до 250% на наш товар, то можно легко посчитать рентабельность бизнеса, связанного с торговлей бижутерией.

Открытие собственных магазинов бижутерии

Всё было бы просто замечательно, если бы наши найденные точки продолжали работать и приносить прибыль. К сожалению, за 14 лет подобной работы, мы по разным причинам начали терять своих партнёров. Находить новых становилось всё сложнее, так как сегодня уже практически нет в Москве мелких предпринимателей, которые берут товар на реализацию. Арендная плата за торговое место настолько высока, что им приходится выжимать из торговли все соки, чтобы не остаться в минусе. Для примера, можно обратить внимание на стоимость аренды в переходах метро. Палатка размером 4 м2 в центре столицы стоит 250 тысяч рублей в месяц! Где-нибудь на окраине, в переходе с достаточно приличным трафиком пешеходов, стоимость аренды несколько ниже – «всего» 130-150 тысяч.

В 2007 году мы открыли две собственные точки продаж. Теперь мы, как и все обычные мелкие предприниматели, составляем отчётность, платим арендную плату и боремся с конкуренцией. Вот так выглядели витрины одной из наших точек:

Фотографии торговых точек Бориса Шикалева

В 2012 г. торговать бижутерией всё ещё выгодно, однако теперь на каждом углу продают эти замечательные аксессуары для женщин. Конкуренция не просто большая, а очень большая. Приходится придумывать различные акции для привлечения клиентов. Например, «Купи одни серьги и получи вторые в подарок. Акция действует всего три дня». Цены приходится постоянно снижать. Прибыль в 1000 процентов ещё возможна, но на достаточно дешёвом товаре. Соответственно, оборот на нём довольно низкий.

У нас есть ещё одно преимущество перед вновь образовавшимися конкурентами. Всё на что они способны – это поехать в торговый комплекс «Москва» или «Садовод» и купить там бижутерию по якобы оптовым ценам. Поскольку мои друзья китайцы никуда не делись, они просто перешли на иную форму работы, то у нас есть возможность купить товар процентов на 30 дешевле, чем в обычных местах оптовой торговли. Гости из Поднебесной теперь сидят в офисе и продают товар исключительно для своих старых клиентов с Черкизона. Они не дают рекламу и не ищут новых покупателей. Страна большая и от бывших постоянных покупателей у них просто нет отбоя. Нам повезло, что мы оказались в их числе.

Конечно, можно поехать самостоятельно в Китай и привезти товар ещё дешевле (см. статью самостоятельная организация поставок из Китая), но если честно, это работа для более молодого поколения. Лет пятнадцать назад я бы так и сделал.

Кстати, мы до сих пор работаем с точками реализации. У нас осталось три партнёра, с которыми мы сотрудничаем уже 15 лет! Наверное, если постараться, ещё можно попробовать найти новых партнёров. Но надо придумывать что-то новое. Предприниматель должен развиваться. Общая рентабельность нашего бизнеса находится на неплохом уровне, но о бешеных прибылях прошлого пришлось забыть.

По всей видимости, пора разрабатывать дополнительный бизнес-план, который позволит нам увеличить свои доходы. Пришли времена, когда придётся отдавать много времени своему бизнесу и забыть о выходных, которые длились по две недели. Но это нормально, ведь наша страна постепенно становится развитым капиталистическим государством, в котором зарабатывают те, кто много работает.

Несколько советов для тех, кто решил заняться торговлей бижутерией

  1. Если у вас элитное место торговли, старайтесь покупать товар из Кореи или из Китая, но очень высокого качества.
  2. Бижутерию, которой вы никогда раньше не торговали, покупайте вначале очень мелкими партиями. Необходимо проверить – будет ли она пользоваться спросом в нашей стране.
  3. Если есть возможность съездить в Китай, то не игнорируйте эту возможность. Там очень быстро можно наладить связи. Возможно, вам будет достаточно съездить туда пару раз. Новые партнёры будут работать с вами дистанционно, присылая товар прямо в Россию. Надо просто завоевать их доверие.
  4. Ассортимент старайтесь поддерживать постоянно. Для небольшой точки, для начала, будет достаточно 200-300 наименований. Потом можно расшириться.
  5. Очень хорошим спросом последние 5 лет пользуется товар для молодёжи и для женщин старше 40 лет. Для первых – нет ничего лучше, чем вставить себе пирсинг во все части тела, а вторые любят бижутерию с натуральными камнями.
  6. Используйте три праздника по максимуму. Самый главный – Новый год. С 20 декабря по 13 января можно сделать трёхмесячную выручку. Вы должны быть готовы к тому, что вам придётся каждый день подвозить товар. Особенно в последние три дня старого года. День всех влюблённых (14 февраля) и 8 марта менее значимы для торговцев бижутерией. В эти дни лучше всех зарабатывают торговцы цветами и парфюмерией с косметикой. Однако надо быть готовым к неожиданным всплескам торговли и в эти дни. И не забудьте про «Последний звонок» в школе (конец мая) и выпускной (конец июня). Это последняя возможность хорошо заработать перед «мёртвым» сезоном, который длится с конца июня по середину августа.
  7. Не спешите выбрасывать залежавшийся товар. У меня были случаи, когда я доставал из кладовки бижутерию пятилетней давности, которая «зависала» в своё время на точках, и успешно её реализовывал. Мода возвращается.

Надеюсь, у вас всё получится. Самое главное, не опускать руки и стремиться вперёд!