Бизнес в формате веревочного парка — относительно новый для России, поэтому в силу невысокой конкуренции в сегменте он способен быть самым высокорентабельным. Главное условие для этого — научить клиента получать удовольствие от добровольного окунания себя в канатно-веревочные дебри.
 

Бизнес на стыке получения позитивных эмоций и оздоровления во все времена будет успешным: такое сочетание отлично продает себя при любой рыночной ситуации. Прибыль от проекта по организации веревочного парка может быть самой впечатляющей.

Как обустроить парк: форматы

Рассматриваемые парки бывают:

1. Открытыми

Их основная характеристика — размещение на открытом воздухе. При этом, местность, в которых устанавливаются веревки, может быть представлена:

  • лесом (в этом случае деревья могут быть частью веревочных маршрутов);
  • ровной местностью (полем, пляжем);
  • городской застройкой.

Есть и более необычные варианты окружающей среды: например, парк можно разместить над прибрежными водами реки или моря.

2. Закрытыми

Данный формат предполагает установку веревочно-канатных маршрутов внутри помещения. Например — спортивного или торгово-развлекательного центра.

Основные преимущества открытого формата:

  • большое количество потенциальных клиентов (гуляющих, отдыхающих);
  • свежий воздух, приближенность к природе (способствует позитивным эмоциям);
  • возможность выстраивать увлекательные, протяженные веревочно-канатные маршруты;
  • есть возможность избежать или свести к минимуму расходы на аренду территории (например, если это муниципальный лесопарк, то стоимость его аренды ограничивается законодательно).

Недостатки открытого парка с точки зрения бизнеса:

  • потенциально больше расходов на установку веревочно-канатных путей (нужно устанавливать сваи, столбы — если веревки изначально не за что зацепить);
  • зависимость от погоды (даже если придумать «дождевые» или «зимние»  канатные маршруты, зимой и в дождь клиентов все равно будет намного меньше, чем летом при солнечной погоде);
  • больше затрат на обеспечение сохранности имущества (особенно, если парк большой по площади — придется нанимать отдельный штат охранников).

В свою очередь, преимущества и недостатки закрытого формата парка совершенно очевидно определяются как противоположные таковым, что характеризуют открытый формат.

Есть и иные основания для классификации рассматриваемых парков. Например:

  • по степени мобильности (мобильные, сезонные, стационарные);
  • по преимущественному количеству элементов конструкции (веревочные, канатные, веревочно-канатные);
  • по материалам конструкций (дерево, металл, полимеры).

Веревочный парк: инфраструктура и приспособления

С точки зрения инфраструктуры рассматриваемый парк может состоять из следующих основных объектов:

  1. Собственно, веревочных путей.

    Представлены они могут быть в самом широком разнообразии. Их конфигурация может быть приспособлена для детей, для взрослых, ранжироваться по уровню сложности прохождения.

  2. Элементов безопасности.

    Таковыми могут быть:

    страховочные «альпинистские» приспособления, тросы, эластичные сетки, ограждения;

    в закрытом парке — мягкие маты, в открытом парке - мягкий песчаный грунт или аналогичные покрытия (если какие-то участки преодолеваются без страховки — на случай падения посетителя с небольшой высоты).

  3. Вспомогательных элементов.

    Таковыми могут быть:

    лестницы и иные приспособления (в том числе механизированные — например, подъемники) на случай, если посетитель запутается в веревках, и инструктору нужно будет оперативно добраться к нему, чтобы помочь;

    большие сетчатые корзины на полу или на грунте — на случай, если посетителю нужно будет сбросить какой-либо мешающий предмет (например, случайно взятый с собой мобильный гаджет) с высоты, не повредив его;

    кабинки или уголки для переодевания, переобувания, экипировки посетителей.

Кроме основной инфраструктуры, для парка потребуются следующие приспособления:

  • шлемы, наколенники и прочие элементы индивидуальной защиты посетителей;
  • шкафы для личных вещей посетителей;
  • спортивная обувь различных размеров для посетителей — на случай, если они обуты не по «веревочному» стандарту (как вариант, проходили мимо, решили попробовать необычное развлечение), а нужных предметов у них нет с собой.

Как зарабатывает веревочный парк?

Выручку веревочный парк как бизнес может приносить за счет:

  1. Платы за вход (единовременно или по абонементу).
  2. Платы за прохождение конкретных веревочных путей.
  3. Платы за инструктаж, сопровождение прохождения веревочных путей инструктором.
  4. Предоставления парка в аренду — например, для проведения корпоративных развлекательных мероприятий.
  5. Опциональных источников выручки:

    продажи посетителям еды, напитков, спортивной одежды, инвентаря;

    предоставления в аренду особо комфортных видов инвентаря;

    платы за временное размещение вещей;

    организации развлечений, конкурсов.

Открываем веревочный парк: нюансы

При открытии парка его владельцу предстоит решить задачи:

  1. По обустройству инфраструктуры.

    Обеспечение парка основными элементами инфраструктуры может быть осуществлено:

    посредством реализации нетиповых, авторских проектов веревочных путей;

    посредством задействования «коробочных», реализуемых в формате «под ключ» проектов.

  2. По привлечению персонала.

    Средний по величине веревочный парк (с 2-3 типами путей — для детей и взрослых) на площади порядка 500-600 кв. метров, предполагает наем:

    в штат - 2 инструкторов на 1 смену (первый будет обслуживать посетителей на веревочных путях, другой — готовить их), администратора (будет принимать оплату, консультировать по возникающим вопросам);

    по аутсорсингу — охранника в ночную смену (если проект — открытого формата), специалистов по проверке безопасности веревочных путей (монтажников, сварщиков), уборщиков, которые могут приходить по плану установленное количество раз в месяц;

    по потребности — дизайнеров, аниматоров, ведущих — например, для корпоративов, развлекательных программ, если они входят в спектр услуг, оказываемых парком.

  3. По получению разрешительных документов, обеспечению соответствия деятельности требованиям законодательства.

    Открытие веревочного парка никак не лицензируется. Но те или иные разрешительные документы могут, однако, понадобиться, если, к примеру, осуществляется продажа продуктов питания, напитков.

Продажа еды и напитков — как сопутствующий вид деятельности владельца канатного парка, может быть организована в формате уличного фаст-фуда. Предлагаем вашему вниманию отличную статью наших экспертов по открытию соответствующей точки продаж.

Касательно обеспечения работы парка требованиям законов — все несколько сложнее.

Дело в том, что веревочный парк подходит под определение немеханизированного аттракциона, а значит, попадает в юрисдикцию Постановления Правительства № 982 от 01.12.2009 года. В соответствии с данным источником права, условием легального использования немеханизированных аттракционов бизнесами является наличие декларации соответствия.

Однако, оформлять ее спешить не стоит. Дело в том, что с 01.03.2017 года в России вступает в силу новый государственный стандарт - ГОСТ Р 56986-2016 «Безопасность веревочных парков». Таким образом, вместо декларации о соответствии владельцам парков необходимо будет приводить свою инфраструктуру уже в соответствии с довольно широким спектром положений указанного государственного стандарта.

Открытие парка: требования государственных стандартов

Указанный государственный стандарт устанавливает, в частности:

  • требования к безопасности парков;
  • требования к маркировке участков парков;
  • порядок технического осмотра и ремонта парков;
  • порядок применения документации при эксплуатации инфраструктуры парка;
  • порядок предоставления необходимой информации посетителям — например, по вопросам безопасности;
  • требования к оборудованию, веревочно-канатным путям;
  • порядок проведения инструктажа посетителей;
  • порядок проведения эвакуации с объектов инфраструктуры парка.

В юрисдикции ГОСТ Р 56986-2016 находятся парки:

  1. Мобильные (подлежащие переносу из одного места в другое без нарушения конструкции).
  2. Стационарные (устанавливаемые на определенном месте на срок, превышающий 1 неделю).

На временные парки (устанавливаемые на срок менее недели), а также детские игровые площадки соответствующий государственный стандарт не распространяется.

Нарушение любого государственного стандарта коммерческим предприятием ведет к штрафу в размере до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета нарушения (в данном случае речь идет об инфраструктуре веревочного парка) в соответствии со ст. 19.19 КоАП РФ.