Российский рынок вендинга находится только в начале своего пути, отставая в десятки раз от европейского рынка, в сотни – от рынков США и Японии. Текущий оборот рынка составляет около 3-4 млрд. рублей, в пятилетней перспективе – 30-40 млрд. рублей.

Потенциал рынка: российский вендинг в цифрах

Вендинговый бизнес - это бизнес, построенный на использовании автоматизированных аппаратов для розничной торговли, через которые продается широкий спектр продуктов группы FMCG. Как правило, это чай и кофе, вода и напитки, свежевыжатые соки и снеки, шоколадные батончики, жвачка и горячая еда, а также целый ряд предметов непродовольственной группы.

Прежде чем входить в бизнес, необходимо произвести оценку его перспективности и ответить на ряд вопросов: насколько насыщен рынок вендинга на данном этапе, и какова его емкость в перспективе? В каких нишах  идет основное развитие сейчас, а какие сегменты могут открыться в перспективе? Наконец, в какой мере сам потребитель заинтересован в вендинге и что именно его привлекает в торговых аппаратах?

Рынок вендинга в России – сейчас это: 55-65 тысяч автоматов и 3-4 млрд. рублей ежегодного оборота. От 100 тысяч до 1 млн. рублей стартовых инвестиций, при 1,5- 2,5 годичной окупаемости. Потенциальное увеличение емкости - 10 раз в 5-ти летней перспективе.

По данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли, на сегодняшний день в России работают 55-65 тысяч вендинговых аппаратов, из которых порядка 15 тысяч стоят в Москве. Годовой оборот операторов на этом рынке оценивается в 3-4 млрд. рублей по всей России. Много это или мало?

Для сравнения, в странах ЕС сейчас работает чуть менее четырех миллионов вендинговых установок. Степень проникновения вендинга можно оценивать по количеству автоматов в расчете на число жителей. Лидируют здесь Япония и США –  один автомат на 23 и 35 человек, соответственно (по данным 2013 года). В Европе этот показатель составляет 1/110 человек, в России – 1/2500 человек, т.е. практически в 100 раз меньше, чем в Японии или США.

Впрочем, спешить с выводами о более чем 100 кратном потенциале вендингового бизнеса в России не стоит. При оценке потенциала правильнее отталкиваться от такого показателя как доля вендинговой торговли в структуре розницы. При этом корректней ориентироваться не на рынки Японии или США, а на рынки более близких к России европейских стран. Так, на данный момент в РФ доля вендинга составляет не более 1% от ритейла, тогда как в Европе – в среднем 5%. В этой связи уместно говорить о 5-ти кратком росте потенциала вендингового бизнеса, который при ежегодном 1% изменении в структуре рынка реализуется за 5 лет.

Беря во внимание, что в 5-ти летней перспективе сам российский рынок розничной торговли вырастет минимум вдвое, до 2020 года можно прогнозировать рост емкости рынка вендинга в 10 раз, до 30-40 млрд. рублей оборота ежегодно.

Текущие и перспективные рыночные ниши

Объективно говоря, российский рынок вендинга пребывает еще в зачаточном состоянии развития: более ¾ рынка сосредоточено в городах - миллионниках, а его продуктовая структура не отличается разнообразием. На сегодняшний день рынок на 60-65% представлен кофейными аппаратами, еще на 20-25% - аппаратами для продажи снеков. Оставшиеся 10% вендингового бизнеса приходится на прочие автоматы, среди которых выделяются аппараты для продажи предметов гигиены, газет, напитков, соков, газированной воды, горячего питания.

Безусловно, наиболее высокая активность, в том числе и самая жесткая конкуренция, сейчас наблюдается в кофейном сегменте рынка. С одной стороны, это связано с маркетинговыми особенностями продукта - кофе как нельзя лучше походит для продажи через торговые автоматы, т. к. потребляется на ходу. И прямых конкурентов у него поменьше – далеко не у каждого выхода из метро, супермаркета, рынка, проходной, офиса и т.д. есть кофейня. Плюс ко всему, кофе из автоматов выигрывает ценовую конкуренцию у продуктов-заменителей – напитков из кофейных заведений.

Сейчас практически все наиболее перспективные точки для установки кофейных автоматов в крупных городах уже охвачены – будет крайне сложно найти супермаркет, гипермаркет, ТРЦ, вокзал, аэропорт и т.д., где вообще нет кофематов. Тем не менее, считать эту нишу уже занятой, поспешно. Даже в тех местах, где кофематы уже представлены (и далеко не в единичном экземпляре), есть возможности для расширения и установки новых машин: за счет ставки на необычные сорта кофе и оригинальные рецепты приготовления, за счет кофе и напитков с различными добавками и т.д. О том, почему не стоит бояться конкуренции, расскажет отзыв одного из владельцев автомата:

«Итак, аппарат, установленный в галерее цветов, проработал 3 дня. Согласно нашему бизнес-плану, приемлемые продажи - это 50 стаканов в день. При наличии конкурента автомат дал 110/день. Дело в том, что стоит только попробовать наш напиток, а затем напиток конкурентов - все вопросы отпадают сами….» 

Среди потенциально интересных проектов в пока еще слабо освоенных нишах вендингового бизнеса можно назвать автоматы для приготовления горячей еды (потенциально привлекательные места - вокзалы, офисные центры, учебные заведения, производственные компании) или же автоматы по приготовлению свежевыжатых соков (подойдут практически все места массового скопления людей). 

Стартовые инвестиции в бизнес и ожидаемая рентабельность

Бытует мнение, что предпринимателей вендинг привлекает низкими  капитальными затратами и быстрой окупаемостью: стартовать на этом рынке можно практически без первоначального капитала и особых рисков, а прибыль получать уже через месяц-другой, причем рентабельность переваливает за 100%.

На самом деле, это не совсем так. Например, средняя стоимость кофейного аппарата находится в пределах 2-3 тысяч евро - для нового аппарата, порядка 1-1,5 тысячи евро - для  б/у автомата.

Начинать бизнес рекомендуется хотя бы с нескольких точек - это позволит не только повысить ожидаемый доход, но и перераспределит риски, т.к. старт с одного автомата может быть убыточным - из-за неправильного выбора места установки, проблем с владельцами помещения, неправильного ассортимента или просчетов с ценами.

Как собрать деньги на бизнес в интернете

Впрочем, при отсутствии денег для старта бизнеса, а также нежелании брать под это кредит в банке, путь в вендинг не закрыт. Обычно компании-поставщики автоматов предлагают коммерческую рассрочку до двух лет, а также лизинг. Это решает проблему поиска стартового капитала, однако увеличивает затраты на 10-20% по сравнению с обычной покупкой автоматов.

Чтобы предметно вести речь о рентабельности вендингового бизнеса, нужно оперировать следующими понятиями:

  • цена основного и дополнительного оборудования;
  • арендная плата за установку;
  • ежемесячный оборот и маржинальность продаж;
  • затраты по обслуживанию;
  • налогообложение бизнеса.

Так, если входить в бизнес сразу с пятью автоматами, на это потребуется не менее 12 тысяч евро, что по сегодняшнему курсу составляет около 900 тысяч рублей. Арендная плата за установку - величина весьма изменчивая. Это может быть как от 1 до 5 тыс. рублей за 1м2 в месяц, так и 10-20% от выручки. Если ориентироваться на среднюю цифру  в 2,5 тысячи рублей в месяц, то ежемесячные затраты на аренду 5-ти автоматов составят 12,5 тысяч рублей. Еще не менее 12 тысяч рублей придется потратить на их содержание и обслуживание – электроэнергия, транспорт, накладные расходы

Ключевой момент для бизнеса – объем продаж, который обеспечит один автомат. Естественно, что здесь все индивидуально: кофе-автомат в крупном ТРЦ за день без проблем продаст 200 и более чашек. В то же время автомат, расположенный в отделении банка по обслуживанию корпоративных клиентов, с 2-3 сотрудниками и 5-10 клиентами за день, вряд ли выйдет даже на 20% от этого показателя.

Сами участники рынка приводят различные цифры по поводу среднего оборота одного автомата в российских городах - миллионниках: продавцы вендинговых аппаратов говорят о цифре не менее 25 тыс. рублей в месяц, представители бизнеса более скромны в своих оценках –  в среднем около 20 тысяч рублей в месяц. Ориентируясь на цифру в 20 тысяч, для пяти точек можно спрогнозировать оборот в 100 тысяч рублей в месяц. Из них, работая по упрощенной системе налогообложения, 6% или 6 тысячи рублей, нужно отдать бюджету.

Помимо оборота, на прибыльность вендингового бизнеса влияет маржинальность продаж. В данном случае под маржинальностью понимается процент от выручки, за минусом себестоимости, формирующий чистый доход предпринимателя. Данный процент зависит как от самих товаров, продающихся через автомат, так и от состояния спроса и конкуренции.

Для продуктов, требующих приготовления (чай, кофе, свежевыжатый сок, горячая еда), маржинальность будет составлять 65-75%. Для продуктов, которые не требуют обработки (снеки, напитки, промтовары) и по которым имеется конкуренция со стороны ближайших торговых точек, маржинальность значительно ниже: 25-35%.

При средней маржинальности бизнеса в 60%, чистый доход с пяти автоматов составит около 60 тысяч  рублей в месяц. Ориентируясь на средние по рынку цифры можем рассчитать, что чистая прибыль от эксплуатации пяти установок, за минусом налогов, затрат на закупку продуктов, аренду и обслуживание, составит около 30 тысяч рублей в месяц. Такая прибыль объективно позволит выйти на окупаемость проекта в пределах 30 месяцев, т.е. средний срок окупаемости вложений в вендинговый бизнес составляет около 2,5 лет.

Нужно понимать, что это всего лишь средние цифры, своего рода «средняя температура по палате». В каждом индивидуальном случае они будут очень сильно отличаться: в зависимости от специализации аппарата, места расположения, наличия поблизости конкурентов, качества продаваемых продуктов, своевременности загрузки и обслуживания аппарата.

Издержки выхода из вендингового бизнеса

А что делать, если бизнес не пошел – удастся ли вернуть вложенные в оборудование средства? В целом, это можно будет сделать, но со значительным дисконтом. По данным компаний, занимающихся продажами вендинговых автоматов, цена б/у аппаратов составляет приблизительно 50% от стоимости нового оборудования. Впрочем, 50% - это продажная цена компаний, т.е. сумма, за которую они сами продают товар на рынке. Выкупная же цена, т.е. цена, по которой они готовы приобрести б/у  аппарат у вас, составит не более 20-30% от его первоначальной стоимости.

В таком случае есть резон самому озаботиться сбытом вендинговых автоматов, причем  - не продажей их как отдельных единиц, а продажей всего вендингового бизнеса. Плюсом будет наличие вендинговой сети, стоящих в одном месте хотя-бы 3-6 месяцев, с наработанной покупательской базой, желательно – с заключенными договорами аренды и нормальными отношениями с арендодателем.

Поэтому при выходе из бизнеса очень многое будет зависеть от того, по какой причине вы потерпели неудачу. Намного хуже, если сама концепция вендингового автомата или рыночная ниша, в которой велся бизнеса, оказались провальными и бесперспективными. Другое дело, если к неудачам привели тактические маркетинговые просчеты, административные проблемы, неумение наладить своевременную заправку и обслуживание торговых автоматов.

Ключевые факторы успеха в вендинговом бизнесе

Вендинговый бизнес хоть и достаточно перспективен, но не всегда стабилен. Например, исследование стабильности расположения вендинговых автоматов (Infovend.ru, опрошено более 100 владельцев) показало, что только 25% из них не снимали ни разу установленные аппараты. В то же время у 18,4% вендинговых предпринимателей на 3 поставленных приходится 1 снятый; еще 14,6% владельцев один ставят, тогда как другой – снимают.

Практически все без исключения вендинг – игроки в качестве ключа для успешного бизнеса называют правильный выбор места установки. По большому счету, это действительно так: автомат, установленный в местах с большими потоками людей, способен генерировать приличные доходы. С другой стороны, предприниматель, только планирующий развивать бизнес в этой сфере, должен отчетливо осознать: желающих выгодно разместить свои автоматы значительно больше, чем действительно хороших точек.

Даже интуитивно понятно, что лучше всего поставить его в крупном офисе, ВУЗе, супермаркете, торгово-развлекательном центре, в метро, на вокзале и т.п. Однако, понимают это и владельцы соответствующих площадей, выстраивая с учетом этого взаимоотношения с собственниками. Например, устанавливают высокую арендную плату (от 10 тыс. руб. в месяц за 1 м2), либо же ведут речь о проценте от выручки автомата (до 20% от продажи). Крупные же сетевые заведения торговли преимущественно стараются не иметь дела с частниками, предпочитая подписывать контракт с компаниями, в собственности и управлении которых находятся десятки, а то и сотни автоматов.

Вендинговый бизнес в школе: Установка автомата по торговле пирожками

Учитывая тот факт, что частнику практически нереально поставить свой автомат в наиболее выгодных точках, активизируется интерес к точкам из так называемого «списка второго уровня». В частности, анализ активности участников независимого форума о вендинге в разделе «Места установки торговых автоматов» показал, что наибольший интерес сейчас прикован к таким местам размещения автоматов как ВУЗы, школы и техникумы; автосервисы и автомойки, медицинские учреждения, АЗС и ЖД вокзалы. Меньший интерес вызывают такие места установки как спортивные заведения (бассейны, фитнес - центры), государственные учреждения, банки, заводы и фабрики.

Другой важной составляющей успешного вендингового бизнеса является продуманный приемник для банкнот, который принимает как можно больше купюр и выдает сдачу. Исследование пользователей вендинговых автоматов показывают, что причиной отказа от их услуг минимум в 1-2 из 10 случаев может стать отсутствие у покупателя мелких купюр, при невозможности разменять их поблизости. Поэтому продумав такую, на первый взгляд, незначительную деталь, владелец автомата реально может увеличить оборот на 10-15%.

Рекомендуем ознакомиться с интересным вариантом  начала бизнеса вендинга – установка пиццемата