Создание юмористических шоу – прибыльный вид бизнеса, который не требует крупных финансовых вложений на старте. Владельцы (они же и артисты) популярного развлекательного шоу «Уральские пельмени» уже много лет хорошо зарабатывают на юморе, при этом создавая большую часть контента самостоятельно. Основной доход приносит гастрольная деятельность, контракт на создание развлекательного телеконтента с каналом СТС, а также реклама, размещаемая на ютуб-канале проекта. Ежегодный доход «Уральских пельменей» оценивается в 17 млн руб. чистой прибыли.
 

История создания популярного юмористического шоу

«Уральские пельмени» – одно из самых популярных комедийных шоу на российском телевидении. История создания проекта отсчитывается с 1993 г., когда молодые студенты из Екатеринбурга объединились как команда КВН. Успех команды и победа в Высшей лиге КВН принесли участникам популярность как в России, так и в странах СНГ, а название стало настоящим брендом.

«Уральские пельмени» как бизнес оформились не сразу. После окончания карьеры в КВН в 2006 г. команда активно участвовала в различных телевизионных проектах, таких как «Comedy Club», «Наша Russia», «Прожекторпэрисхилтон». Также творческий коллектив принимал участие в юмористических фестивалях, концертах, выступал с сольными гастролями по всей стране. Но солидного финансового успеха такая деятельность не приносила.

Вам может быть интересно: Какой бизнес у Гарика Мартиросяна.

В 2007 г. команда решилась на разработку собственного телепроекта для канала ТНТ – «Шоу Ньюs». Проект просуществовал два года, и по причине низких рейтингов его было решено закрыть. Однако неудача не сломила амбициозных планов его участников – в 2009 г. удалось подписать контракт с телеканалом СТС на выпуск шоу «Уральские пельмени».

В этом была заслуга одного из участников проекта – Сергея Нетиевского, который на собственные средства снял видеоверсию концерта, посвященного 16-летию команды, и сумел пристроить запись на канал РЕН ТВ. После успеха телеверсии концерта проектом заинтересовался канал СТС, предложив актерам контракт на создание собственного шоу.

Это интересно: В 2018 г. «Уральские пельмени» получили премию ТЭФИ в номинации «Юмористическое шоу года».

В 2018 г. популярные участники проекта –Андрей Рожков и Вячеслав Мясников – отделились от команды, создав собственное шоу «Ваши пельмени». Однако в телеверсии для канала СТС команда продолжает собираться вместе, согласно условиям контракта.

Рис. 1. Некоторые участники команды создали собственные проекты

Рис. 1. Некоторые участники команды создали собственные проекты

Юридические нюансы бизнеса Уральских пельменей

В 2011 г. актеры официально оформили свое творческое партнерство, создав ООО «Творческое объединение «Уральские пельмени». Учредителями и собственниками «Уральских пельменей» стали сами актеры – костяк команды:

  • Дмитрий Брекоткин;
  • Сергей Ершов;
  • Сергей Исаев;
  • Сергей Калугин;
  • Вячеслав Мясников;
  • Сергей Нетиевский;
  • Александр Попов;
  • Андрей Рожков;
  • Дмитрий Соколов;
  • Максим Ярица.
Рис. 2. Коллектив зарегистрировался как юридическое лицо в 2011 г. Источник: ФНС, по данным портала list-org.

Рис. 2. Коллектив зарегистрировался как юридическое лицо в 2011 г.
Источник: ФНС, по данным портала list-org.

Уставный капитал организации был минимальным – 10 тыс. руб. Сформировали его сами артисты, взнос каждого составил символическую 1 тыс. руб.

Рис. 3. Состав учредителей ООО «Творческое объединение «Уральские пельмени». Источник: ФНС, по данным портала list-org.

Рис. 3. Состав учредителей ООО «Творческое объединение «Уральские пельмени».
Источник: ФНС, по данным портала list-org.

Директором был назначен Сергей Нетиевский, долгое время выполнявший всю административную работу и ведавший финансовыми делами юмористического проекта.

Рис. 4. До 2015 г. должность директора «Уральских пельменей» занимал Сергей Нетиевский

Рис. 4. До 2015 г. должность директора «Уральских пельменей» занимал Сергей Нетиевский

Впоследствии юридический статус команды поменялся, что было связано с внутренним конфликтом между членами коллектива и директором. С 2015 г. шоу стало производиться уже другой организацией – ООО «Уральские пельмени продакшн».

Рис. 5. В 2015 г. команда создала новое юридическое лицо

Рис. 5. В 2015 г. команда создала новое юридическое лицо

Собственниками нового юридического лица все так же оставались артисты-участники проекта, равными долями вложившись в создание уставного капитала организации. Размер его составляет 24 тыс. руб. Нетиевский в состав учредителей новой фирмы уже не вошел, как и Максим Ярица.

Рис. 6. Учредителями «Уральских пельменей» являются сами артисты

Рис. 6. Учредителями «Уральских пельменей» являются сами артисты

Основной официальный вид деятельности организации: Деятельность в области радиовещания (ОКВЭД 60.10). Дополнительными видами деятельности указано производство и распространение телевизионных программ, деятельность в области исполнительских искусств и зрелищно-развлекательная деятельность.

На чем зарабатывают «пельмени»

Основной источник дохода для артистов шоу – контракт с телеканалом СТС на создание телеверсии юмористических концертов. Популярность программы среди российских телезрителей и стабильно высокие рейтинги дают возможность владельцам канала зарабатывать на рекламе, а участникам шоу – получать высокие гонорары.

Это интересно: В 2018 г. участники шоу подписали контракт с каналом СТС сразу на три года, обеспечив себе стабильный доход от создания телеконтента. При этом большую часть номеров артисты придумывают сами, редко прибегая к услугам сторонних авторов.

Кроме производства телепрограмм, вторым основным источником дохода для артистов является гастрольная деятельность.

Стоимость билета на шоу, в зависимости от города, в котором дается концерт, и от места в зрительном зале, варьируется от 1500 до 15 500 руб. Так, на московские концерты билет обойдется не менее чем в 2700 руб.

Рис. 7. Цены на билеты на концерт «Уральских пельменей» в сентябре 2019 г. в Москве. Источник: pelmeny.net.

Рис. 7. Цены на билеты на концерт «Уральских пельменей» в сентябре 2019 г. в Москве.
Источник: pelmeny.net.

Участники коллектива востребованы в качестве приглашенных звезд в различные проекты, а также проводят корпоративы. По неофициальной информации, стоимость выступления «Уральских пельменей» на корпоративе составляет 1-2 млн руб. Доход приносит и реклама, размещаемая на ютуб-канале.

Какой примерный доход приносит шоу своим создателям

2015 год оказался для участников проекта кризисным. Из-за финансовых разногласий и споров касательно авторских прав коллектив вынужден был сменить директора, а затем зарегистрировать другое юридическое лицо.

С 2015 г. официальные доходы от проведения юмористических концертов и гастролей проходят через ООО «Уральские пельмени продакшн». Несмотря на то, что судебные тяжбы касательно авторских прав и ранее полученных доходов еще продолжаются, шоу сумело стабилизировать административную часть своей деятельности и выйти на прибыль. Согласно финансовой отчетности, чистая прибыль организации за 2017 г. составила более 17 млн руб.

Рис. 8. Динамика чистой прибыли шоу за 2015-2017 гг. Источник: pelmeny.net.

Рис. 8. Динамика чистой прибыли шоу за 2015-2017 гг.
Источник: pelmeny.net.

Полную картину того, какой доход приносят владельцам бренда юмористические концерты и сопутствующая деятельность, оценить довольно сложно. Однако, ориентируясь на официальные данные, можно сделать вывод о том, что бизнес на юморе –прибыльная ниша, способная приносить солидный доход. Особенно это касается тех артистов, которые большую часть контента создают самостоятельно, не тратя существенных сумм на оплату услуг сторонних авторов.

Основными проблемами, которые подстерегают бизнесменов в этой сфере – защита авторских прав. Поэтому о юридической стороне вопроса и о правах на узнаваемый бренд необходимо заботиться особенно тщательно.