Алексей Басенко
Алексей Басенко
Стартовав в 2015 году с портфеля в 100 млн рублей, компания менее чем за 3 года стала абсолютным лидером сегмента кредитования МСБ среди МФО, согласно рейтингу НРА, увеличив портфель до 4,5 млрд рублей к концу 2018 года. В своем интервью генеральный директор и сооснователь SimpleFinance Алексей Басенко рассказывает о пути успеха компании, самом важном в кредитовании бизнеса и развитии предпринимательства.
 

Краткая информация из интервью:

  • Дата начала деятельности: 2015 год.
  • Вид деятельности: кредитование малого и среднего бизнеса.
  • Местонахождения бизнеса: Москва, Россия.
  • Вид бизнеса: МКК (микрокредитная компания).
  • Источник первоначального капитала: инвестиции фонда RedStone Capital.
  • Текущий размер доступного рабочего капитала: около 5 млрд руб.
  • Текущий размер кредитного портфеля: около 4,5 млрд руб.
  • Позиции на рынке: крупнейший финтех-кредитор малого и среднего бизнеса в России, по версии Национального Рейтингового Агентства.
  • Главный принцип в бизнесе: правильная команда и крутая идея.

Компания SimpleFinance – ведущий финтех-кредитор малого и среднего бизнеса в России.

История создания SimpleFinance

Расскажите об истории создания компании: как решили заняться именно этим бизнесом, и в чем была его концепция?

Концепция технологичного кредитора для среднего и малого бизнеса в целом не нова. Ранее я работал в разных банках, развивал собственный бизнес в сфере финансового консалтинга.

Было четкое понимание, что малый и средний бизнес в России «недообслужен» и технологии его финансирования развиты слабо. Именно поэтому в 2015 году родилась концепция создания кредитора для МСБ, который будет, по сути, провайдером быстрых кредитных ресурсов для роста бизнеса.

Основные принципы обслуживания клиентов, которые были сформулированы,  – это быстрота, высокая технологичность и доступность кредитования. Доступность означает, что с нашими деньгами клиент может заработать больше, чем без них.

С этой идеей я обратился к Кэмпбеллу Бэтвейту, инвестору, управляющему партнеру инвестиционной компании RedStone Capital, с которым был давно знаком. Так появилась идея создания компании SimpleFinance, а также первые инвесторы, которые поверили в этот проект.

Один из важнейших приоритетов, который мы ставили, – это ответственность не только по отношению к клиентам, но и к нашим инвесторам. Поэтому мы уделили большое внимание оценке кредитного риска. Он должен был быть безупречным, и мы придерживаемся этого показателя на сегодняшний день. При этом для клиента процесс должен быть технологичным и комфортным. SimpleFinance удалось этого достичь.

Некоторые продукты кредитования доступны клиентам уже в день обращения, что 4 года назад было просто фантастикой. Да и сегодня такой сервис моментального кредитования могут себе позволить единицы на рынке. При этом, повторюсь, уровень NPL в компании не превышает 1,5%, что в целом по рынку, действительно, является уникальной цифрой. Это во многом обусловлено тем, что мы четко сегментируем клиентские ниши, носителя риска и комбинируем их для создания хороших кредитных продуктов.

Какой капитал понадобился для старта?

Мы сразу получили средства от инвестиционной компании RedStone Capital. Эти инвестиции пошли на создание систем, продуктов, оборотного капитала, который необходим для финансирования клиентов.

Проект мы запустили в конце 2015 года, кредитный портфель на тот момент составлял около 100 млн руб. На конец 2016 года он достиг 500-700 млн руб. В конце 2017 года кредитный портфель вырос до внушительной цифры в 2 млрд рублей. При том, что немалую часть клиентов мы не смогли профинансировать, т.к. у нас не хватило оборотных средств. В конце 2018 года объем кредитного портфеля достиг 4,5 млрд рублей. Сейчас мы продолжаем уверенный рост.

Рисунок 1. Микрокредитная компания предоставляет уникальную линейку услуг

Рисунок 1. Микрокредитная компания предоставляет уникальную линейку услуг

Особенности кредитного бизнеса

Сколько потребовалось времени, чтобы выйти на самоокупаемость и прогнозную выручку?

Кредитный бизнес не совсем корректно мерить самоокупаемостью и выручкой. Самоокупаемости мы достигли еще в первый год существования. Этот бизнес достаточно емкий, с точки зрения инвестиций в технологии и развитие. Мы изначально шли по пути максимальной прозрачности – аудитором компании выступала большая четверка. Это немаленькие расходы, которые мало кто из стартапов несет. У нас было четкое корпоративное управление, тщательная прединвестиционная проверка (дью-дилидженс) накануне размещения еврооблигаций.

В июне 2017 года мы первыми среди российских финтех-компаний вышли на международный долговой рынок, разместив еврооблигации на Франкфуртской бирже на 30 млн долларов. А спустя 3 месяца, ведущий японский инвестфонд SBI Group впервые инвестировал в компанию в ходе первого раунда привлечения акционерного капитала.

В сентябре 2018 года SimpleFinance завершил второй раунд привлечения инвестиций в размере 15 млн долларов от SBI Group. Общий объем финансовых вложений SBI, включая долговое финансирование в компанию, в настоящее время составляет около 50 млн долларов.

Очень много было инвестировано в создание красивой презентабельной среды для любого инвестора. Потому что это основная проблема у большинства стартапов – когда есть интересная идея, но нет четко выстроенной финансовой структуры, правильно организованной системы управления, и инвестор просто боится вкладывать в такую компанию. Мы изначально инвестировали деньги, понимая, что бизнес может быть очень большим, и для привлечения инвестиций, инвесторов и прохождения аудитов нужно иметь очень четкую структуру. Поэтому компания давно прибыльная и самоокупаемая.

Рисунок 2. SimpleFinance может принять решение о выдаче кредита в течение 24 часов

Рисунок 2. SimpleFinance может принять решение о выдаче кредита в течение 24 часов

Есть ли сезонность в деятельности компании?

Бизнес имеет ярко выраженную сезонность. Топовые периоды – это второй и четвертый квартал. Первый квартал менее активный из-за большого количества праздников и отпусков. Покупательская способность в этот период снижается, и государство проводит меньше тендеров. Третий квартал – сезон отпусков, также отличается спадом деловой активности.

Что вы считаете самым важным в бизнесе?

Прежде всего, это команда и идея. Также очень важно меньше говорить и больше делать. «Везет тому, кто везет». Следовательно, нужно работать, это, так или иначе, выведет на правильную дорожку. Теория в век, когда все меняется чуть ли не еженедельно, если не ежедневно, очень сильно устаревает.

Мы не банк, и не IT-компания – мы работаем на стыке, стараясь быть эффективными и прибыльными.

Очень важно при этом, чтобы продукт был востребован рынком. Поэтому на продукт нужно смотреть «глазами клиента», делать его максимально удобным и привлекательным.

Рынок стремительно меняется, а вместе с ним изменяется поведение самих клиентов. В этих условиях мы всегда смотрим на перспективу, создавая системы, которые позволяют масштабировать бизнес, и предлагать продукты, которые будут востребованы не только сегодня, но и завтра. Я придерживаюсь модели реальной экономики: инвестиции должны возвращаться здесь и сейчас.

Какие плюсы и минусы в собственном бизнесе и что он значит для вас?

Я имею миноритарную долю в бизнесе. Я считаю, что предприниматели – это особая категория людей, чуть более рискованная. Они инноваторы, создающие будущее, запускающие продукты и сервисы, которые становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Благодаря этому классу людей, во многом идет развитие и прогресс. Предприниматель, с точки зрения многозадачности и ответственности, требует гораздо больше усилий, чем наемный сотрудник.

Для меня бизнес – это возможность создавать классные продукты и решения, которые помогают клиентам в повседневной деятельности, возможность изменить рынок к лучшему. И нам удалось это реализовать в  SimpleFinance. Мы активно финансируем предпринимателей, используя современные IT-технологии и предлагая перспективные кредитные продукты. Кроме того, являясь крупным работодателем, мы создаем новые рабочие места. И за всем этим стоит большая команда профессионалов, нацеленная на успех.

Какую систему налогообложения применяет компания?

Мы применяем общую систему налогообложения, исходя из объемов бизнеса и вида экономической деятельности.

Как выстроены взаимоотношения с проверяющими органами?

Наша деятельность регулируется Центральным банком России, Росфинмониторингом. Мы строго соблюдаем все требования законодательства по ПОД/ФТ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма противодействие отмыванию денег и/или финансированию терроризма).

В июне 2017 года мы успешно прошли официальную проверку СРО МиР на соблюдение законов и адекватность аналитических данных по продуктам (услугам). Компания ежегодно аудируется большой четверкой.

 

Перспективы и планы развития

Как вы оцениваете развитие бизнеса в условиях санкций?

Санкции оказали негативный эффект на бизнес. До 2014 года было гораздо больше возможностей для привлечения инвестиций, поиска бизнес-партнеров и развития бизнеса в целом. Текущие санкции против России, противостояния государств, полная изолированность от ряда рынков и продуктов, конечно же, не способствуют нормальному развитию экономики и бизнеса. Ведь преимущество экономики, которая находится в стадии догоняющего роста, в международном взаимодействии и глобальной торговли. Конечно, санкции во многом способствовали развитию отечественного производства, но здесь стоит вопрос в стоимости и качестве самих товаров, их доступности для населения. Последние годы кредитная нагрузка населения растет, при этом реальные доходы падают, что неминуемо отражается на модели потребления, появлении товаров низкого качества.

Какие планы развития у SimpleFinance?

Мы хотим создать компанию, которая займет лидирующие позиции на рынке. Чтобы каждый предприниматель, у которого есть потребность в финансировании бизнеса, в первую очередь приходил к нам. Чтобы в сознании предпринимателя понятие «кредитные ресурсы для МСБ» было созвучно с SimpleFinance. Наша цель – стать компанией № 1 для клиентов, с которой будет удобно, быстро и комфортно решать свои текущие задачи по финансированию. И мы уверено движемся к этой цели.

К сожалению, многие бизнесмены боятся брать кредиты, думают, что это дорого и лучше обойтись «своими». Зачастую это ошибочный путь – взять кредит выгоднее, так как финансирование необходимо для роста и развития компании.

Когда философия правильного обращения с деньгами и нюх на прибыль закрепятся в менталитете предпринимателей, это будет мощным импульсом, который позволит им быстрее двигаться вперед  и не бояться пользоваться кредитными ресурсами.

Дайте совет начинающим предпринимателям – что нужно, чтобы добиться успеха?

Нужно иметь хороший продукт, который востребован рынком. И не стоит смотреть на мир сквозь «розовые очки». Нужно объективно оценивать свои возможности, уметь прогнозировать сценарии развития, включая негативные. И быть готовым к выходу из сложных ситуаций.