Уличный вендинг только набирает популярность на российском рынке и дает возможность предпринимателям сделать хороший капитал в этой сфере. Покупка продовольственных и непродовольственных товаров в автоматах на улице становится привычным и удобным делом для россиян. Понимание главных особенностей, преимуществ и недостатков этого направления позволит создать доходный бизнес с небольшими капиталовложениями.

Вендинговые автоматы по продаже различной продукции – это сравнительно новое направление бизнес-деятельности в России, которое постепенно набирает обороты. В данном случае подбор выгодного места особенно важен для успеха работы и получения хорошей выручки. Одни из самых популярных локаций для установки аппарата с продукцией – места с высокой проходимостью на улице.

Уличный вендинг: краткая характеристика и суть бизнес-модели

Вендинг (англ. vending) – способ продажи товаров с помощью автоматизированного оборудования. Современные вендинговые аппараты, в зависимости от оснащения, способны готовить и продавать кофе, молоко, воду, другие жидкости, штучные продовольственные и непродовольственные товары разного срока годности (включая скоропортящиеся продукты).

Интересный факт! Как направление торговли сначала появилось в США, Западной Европе, Японии, где получило очень широкое распространение.

В России вендинговые автоматы известны еще с советских времен (по продаже воды и др.), однако как модель для ведения бизнеса применяются не так давно. Популяризация автоматизированных автоматов началась с больших городов (главным образом, с Москвы и Санкт-Петербурга).

Покупки продуктов в автомате зачастую считаются импульсивными, которые делаются по принципу: «увидел-захотел-купил». В соответствии с этим работает такая техника в местах, где ее легко увидеть, подойти и совершить нужные операции. Улицы и общественные места с большим народопотоком являются самыми выгодными местами для установки.

  1. Аппарат находится на виду, потенциальный покупатель без труда заметит торговое предложение и при желании подойдет выяснить подробности.
  2. Простая, интуитивно понятная система совершения покупки позволит провести все операции и получить нужный товар очень быстро.
  3. Потребитель запомнит место, и в следующий раз будет покупать в проверенном автомате целенаправленно.

Установка вендингового аппарата с востребованными товарами на улице в проходимом месте обеспечит стабильный высокий спрос и большое количество покупателей, включая постоянных клиентов.

Рисунок 1. Автоматы с едой на парковке у торгового центра.

Рисунок 1. Автоматы с едой на парковке у торгового центра.

Для объективной оценки данной бизнес-модели следует изучить ее достоинства, недостатки и важные нюансы.

Получить больше сведений о бизнес-идее вендинга можно в статье: «Вендинг как бизнес».

Преимущества уличного вендинга

Автоматизированные продажи в общественных местах обладают рядом неоспоримых плюсов.

  1. Более низкие затраты. В отличие от других методов реализации товаров вендинг на улице отличается меньшими затратами на организацию, запуск бизнеса и его дальнейшее функционирование:

    Относительно недорогое оборудование, простое в эксплуатации и обслуживании. Помимо этого, производители предлагают бесплатное сервисное обслуживание в течение определенного срока после покупки.

    Продажи производятся по системе самообслуживания, не требуется участия людей-продавцов. Необходим только работник для инкассации, загрузки оборудования, инженер для обслуживания техники.

    Организовать вендинговый бизнес значительно проще, нежели традиционное торговое место. С точки зрения законодательства, к делу предъявляется намного меньше требований.

  2. На улице проще найти и обустроить место для установки аппарата. По этому поводу нужно договариваться чаще всего с муниципалитетом – это на порядок дешевле (хотя может занять дополнительное время из-за необходимости участия в тендере).

    Перспективным решением является автовендинг или «вендинг на колесах». Такой формат имеет ряд преимуществ, главные из которых – мобильность торговой точки и возможность установки автомата в самых проходимых местах.

    Кратко. О возможности использования прилегающей территории магазинов придется договариваться непосредственно с собственниками

    Рисунок 2. Вендинговый автомат с мороженым на проходном месте в парке.

    Рисунок 2. Вендинговый автомат с мороженым на проходном месте в парке.

  3. В условиях ликвидации ларьков и палаток, популярных в 1990-е годы, уличный вендинг несет дополнительные перспективы. Установка автоматов в местах, где ранее находились подобные торговые точки, сразу обеспечит предпринимателя клиентской базой: покупатели будут обращать внимание, подходить и делать покупки по наработанной привычке.
  4. Потребителям комфортно делать покупки через аппараты:

    Покупать на улице быстрее и удобнее, нежели заходить в магазин или торговый центр. Все можно сделать по ходу дела, не тратя лишнее время.

    Отсутствие человеческого фактора снижает вероятность возникновения конфликта, медленного обслуживания и т. д.

    На улице, в общественных местах значительно больше места, чем в закрытых помещениях. Покупателям не приходится «кучковаться», мешать друг другу.

    Автоматизированная техника работает 24 часа в сутки, что позволяет воспользоваться услугами в любое время дня и ночи.

    Интересный факт! Некоторые особенности психологии поведения людей играют на руку владельцам вендинговых автоматов. Установлено, что в холодное время года покупатели активнее покупают кофе и горячие напитки на улице, нежели в теплых помещениях. Также и наоборот: в жару потребители ищут способ оперативно утолить жажду и хорошо покупают прохладительные напитки в вендинговых аппаратах на улице.

  5. Государство начало более серьезно относиться к вендинговому бизнесу, совершенствует законодательную базу, регламентирует нормы – это постепенно упрощает предпринимательство, разъясняя спорные моменты и минимизируя риски.

    Так, в 2015 году в Москве была принята Концепция развития автоматизированной торговли, которая за два года увеличила более чем в два раза количество вендинговых аппаратов на улицах города.

Недостатки бизнес-модели

Впрочем, бизнесмен при установке техники на улице может столкнуться с рядом неприятных моментов.

  1. Самая главная проблема уличного вендинга – вандализм. Вредительское поведение некоторых групп населения чаще всего выделяется бизнесменами. Повредить оборудование могут люди разных социальных групп и возрастной категории: нарисовать граффити, разбить дисплей, забить купюроприемник, вскрыть замок, уронить технику и др.

    Все это требует принятия дополнительных защитных мер. В отличие от закрытых помещений (в торговых центрах и т. д.) на улице сложнее следить за безопасностью, однако рекомендуется:

    завязать приятельские отношения с продавцами в торговых точках поблизости (при наличии), чтобы те могли спугнуть вандалов или оперативно позвонить собственнику или в полицию;

    предусмотреть возможность экстренного обслуживания: чтобы наемный работник, инженер мог оперативно выехать на место происшествия и привести технику в рабочее состояние;

    установить антивандальную защиту, разместить автомат в защитном боксе;

    установить камеру (порой запал вандалов остужает даже просто надпись о наличии видеонаблюдения);

    отличный вариант – застраховать оборудование. В этом случае можно будет забыть о вандализме и кражах.

  2. Всегда существует риск кражи вендингового оборудования, даже несмотря на его тяжелый вес. Чем более отдаленный район, тем выше эта вероятность.

    Для защиты собственности от грабителей применяются следующие методы:

    установка GPS-маячков, системы сигнализации в технике;

    монтаж видеокамер в автомате или поблизости от него;

    соединение нескольких аппаратов друг с другом, закрепление модели к специальной металлической платформе;

    как и в случае с вандализмом – застраховать оборудование.

  3. Установленное на улице оборудование быстро пачкается, и чем оно грязнее, тем меньше желания у потребителя делать в нем покупки. Загрязнения покрывают как внешнюю часть корпуса, так и попадают внутрь, могут осесть на самом товаре. Это особенно рискованно, если продается пища или напитки, и может навсегда отвратить клиентов от автомата.

    Бизнес-план фирмы по продаже здоровой еды через автоматы можно изучить здесь: «Как организовать прибыльный вендинговый бизнес по продаже продуктов здорового питания?»

    Кроме того, пыль, пыльца растений, грязь может влиять на работоспособность техники, в некоторых случаях привести к неисправности.

    Эту проблему решить просто:

    регулярно обслуживать оборудование, чистить его как снаружи, так и внутри;

    аккуратно герметизировать щели, откуда грязь может попасть внутрь корпуса или в сам продукт.

    Такая профилактика поможет устранять и следы от животных. Их деятельность – еще один раздражающий фактор. Следует регулярно убирать птичьи экскременты, использовать сладкие ловушки от летающих насекомых, защищать от грызунов и т. д.

    Важно! Помимо самого аппарата с товарами, потенциальный покупатель всегда смотрит на окружающее его пространство: если оно замусорено, объем продаж заметно падает (установленная закономерность).

    За чистотой этой зоны также нужно следить: очищать асфальт, убирать остатки семечек, брошенные окурки, другие загрязнения.

    Рисунок 3. Уличные автоматы недалеко от ТЦ.

    Рисунок 3. Уличные автоматы недалеко от ТЦ.

  4. Уличный вендинг в России сопряжен с трудностями, связанными с погодными условиями. Зимой и летом температура может заметно превышать допустимый производителем диапазон. Экстремально высокая или низкая температура может запросто вывести технику из строя и стать причиной дорогостоящего ремонта.

    Соответственно, автоматы должны быть хорошо защищены от подобных крайностей:

    зимой целесообразно дополнительно теплоизолировать и вмонтировать внутрь небольшой обогреватель, который обеспечит исправную эксплуатацию техники в условиях мороза;

    летом рекомендуется минимизировать попадание прямых солнечных лучей на аппарат (установить солнцезащитный козырек, разместить в тени зданий, деревьев), смонтировать систему вентилирования, охлаждения воздуха.

    Еще одна погодная проблема – осадки. Нельзя допустить, чтобы влага попала внутрь техники и электронной начинки; защитить вендинговые автоматы можно путем установки специального козырька и гидроизоляции щелей.

Какие автоматы допускается эксплуатировать в условиях улицы?

В соответствии с вышеуказанной информацией, можно выделить основные требования к уличному вендинговому аппарату:

  1. Оборудование должно обладать повышенной антивандальной защитой. Речь идет обо всех элементах корпуса, включая двойное стекло (также защищает от кражи товара), крепкий замок, купюроприемник, панель управления, электронный дисплей.

    Рекомендуется оснастить модель видеокамерой, сигнализацией, датчиком ударов, GPS-датчиком и системой удаленного контроля.

  2. Следует выбирать автоматы, защищенные от попадания пыли, грязи, влаги (или с возможностью дальнейшей доработки). Важно продумать защиту от осадков и экстремальных температур, которая обеспечит бесперебойную работу при любых погодных условиях.

    Совет. Рекомендуется оснащать аппараты лайт-боксами и другими рекламными элементами для привлечения внимания. В первую очередь следует заинтересовать, побудить потенциального покупателя подойти изучить ассортимент товаров.

Где целесообразно ставить вендинговые автоматы?

В городских условиях существует множество мест, привлекательных для вендинга. В то же время рекомендуется выбирать те из них, которые обеспечат повышенную безопасность. Например, около заведений с охраной или в фокусе уличных видеокамер.

Среди локаций, подходящих для уличного вендинга, можно выделить:

  • людные парки, скверы, места отдыха;
  • рынки, точки поблизости от офисных центров;
  • на прилегающей территории крупных торговых центров;
  • остановки общественного транспорта;
  • в метрополитене и оживленных переходах;
  • во дворах, жилых массивах.
Рисунок 4. Уличный автомат поблизости от жилого подъезда.

Рисунок 4. Уличный автомат поблизости от жилого подъезда.

С каждым годом уличный вендинг все больше приживается в России. Сейчас это фактически пустующая ниша (особенно в регионах), ожидающая своих участников. Для предпринимателей описанная в статье бизнес-модель предоставляет возможность для развития перспективного и высокодоходного дела.