Бизнес на участии в торговых цепочках «покупаем импортное – продаем соотечественникам» перестает быть выгодным. Тому много причин, от геополитических до экономических. Для российского же производства любого масштаба сегодня горит зеленый свет. Как сориентироваться среди открывшихся возможностей, на что может поставить малый бизнес?

Время посредников уходит

С самого начала экономических свобод в России и до недавнего времени отечественный малый бизнес предпочитал сферу торговли и услуг. Зачастую бизнес-модель была элементарной: покупаем за границей, продаем на родине. Низкая конкуренция, огромные возможности выбора обеспечивали высокую рентабельность проектов.

Источник: Росстат, сборник «Малое и среднее предпринимательство в России» 2015 г.

* – с годовой выручкой до 1 млрд руб. (критерии 2014 года)
Источник: Росстат, сборник «Малое и среднее предпринимательство в России» 2015 г.

Кризис, санкции, высокий доллар и слабый рубль диктуют новые правила игры: в торговле и услугах повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность. Самое значительное снижение выручки за 1-е полугодие 2015 года зафиксировано в оптовой и розничной торговле, в грузоперевозках. Для малого бизнеса пришло время перестраиваться под изменения рынка: сегодня в тренде производство и внедрение инновационных проектов. Именно здесь множество свободных/малоконкурентных ниш. Давайте разберемся, что выгодно производить малому бизнесу в России сейчас.

Оценка текущей ситуации по отраслям МСБ за 1-е полугодие 2015

Источник: исследование «Пульс малого бизнеса», Альфа-Банк, июнь 2015

* – индекс текущей ситуации – экспертная оценка положения дел за прошедший период
Источник: исследование «Пульс малого бизнеса», Альфа-Банк, июнь 2015

Перспективы производства: где искать прибыль

Импортная продукция сегодня есть в любых российских магазинах: продовольственных, спортивных, детских, бытовых, электротехнических и других товаров. Часто под надписью «сделано в России» скрывается собранный из иностранных компонентов продукт. Малый бизнес может запустить успешное производство любого из этих товаров. Главное, выявить какой продукт, какого качества и цены будет востребован.

Определяясь с производством, стоит учесть и настроения/предпочтения потребителей в секторе B2B и B2C. Россияне – частные лица меньше покупают, больше сберегают. Сменилось направление использования свободных денег.

На что готовы тратить россияне

Источник: исследование Nielsen «Настроение российских потребителей в IV квартале 2015 года»

Источник: исследование Nielsen «Настроение российских потребителей в IV квартале 2015 года»

Российские предприятия ориентированы на приобретение товаров/услуг, позволяющих сохранить/повысить уровень продаж при снижении затрат, т. е. ищут недорогие способы повышения эффективности бизнес-процессов, снижения себестоимости продукции. Например, за счет замены импортных комплектующих российскими.

Что выгодно производить в кризис по отраслям

1 Мебель: шик со свалки

Итальянские кухни становятся для многих непозволительной роскошью. Самое время предложить соотечественникам качественную экологичную мебель российского производства. Наш потребитель ныне считает деньги, изощрен в практичности мебели и попробовал «Икею».

Поэтому успешная мебельная бизнес-идея должна быть:

  • дешевой в производстве, конкурентной по цене;
  • свежей и оригинальной, с использованием дизайнерских решений;
  • экологичной, использующей идеи вторичного использования.

Мебель из паллет (деревянных строительных поддонов) отвечает этим требованиям. Может быть дачной, садовой, предназначаться для офисов и создания жилых интерьеров в стиле кантри, лофт или индастриал. При этом необязательно поддоны разбирать, их используют в качестве модулей, конструируя авторские модели. Секрет – в правильной обработке. Паллеты – дешевый и благодарный «строительный» материал.

Важный нюанс. Мебель должна выглядеть стильной и функциональной, а не топорной. В разработке моделей должны участвовать дизайнеры-профессионалы.

2 Товары для животных: дешевле и полезней

По данным ВЦИОМ у 76% россиян есть домашние животные. Мы третьи в мире по числу питомцев на душу населения после США и Китая. Что выгодно производить в России малому бизнесу для братьев меньших?

Российский рынок кормов для животных растет вопреки кризису. В самом выгодном сегменте рынка – кормах для кошек и собак – сегодня два лидера: Mars и Nestle (совместная доля – 86%). Их можно и нужно теснить отечественным производителям. Главное, выбрать правильную нишу.

Считается, что россияне не экономят на питомцах даже тогда, когда самим есть нечего. В реале же люди переводят животных на корма эконом-класса, предпочитая самые полезные из доступных вариантов.

Здоровая еда для кошек и собак – мясокостный фарш с витаминными и минеральными добавками. Такие корма используют специализированные питомники, за ними охотятся знающие кото- и собаковладельцы. Производством «натуральных котлет» для животных занимаются в России единичные мелкие производители. Ниша малоконкурентна.

Для производства натуральных кормов для кошек и собак не нужна дорогостоящая технологическая линия, можно организовать все на минимальной площади с небольшими вложениями.

Для запуска полного производственного цикла потребуется оборудование:

  • разделочный стол для мясопродуктов;
  • мясорубка и фаршемешалка;
  • формовочный аппарат / весы;
  • аппарат шоковой заморозки и «горячий» стол для упаковки;
  • морозильная камера.

Себестоимость натурального корма получается ниже, чем у промышленной «сушки», даже если производить из мяса механической обвалки, которое используется при изготовлении колбас. Бизнес-модель простая. Главное ограничение продаж – в точке сбыта должно быть холодильное оборудование.

3 Строительные и отделочные материалы: деньги из воздуха

Рынок стройматериалов сужается. Согласно исследованию аналитиков RD Construction падение производства за январь-июль 2015 по сравнению со второй половиной 2014 года зафиксировано по цементу, товарному бетону, ЖБИ, красному керамическому кирпичу: -12, -30, -15, -1,5% соответственно. Так аукнулось стройматериалам сокращение темпов массового жилищного строительства – падает спрос на жилье.

Замещать особо нечего: в РФ налажено производство песка, цемента, кирпича, отделочных и других строительных материалов. Есть ли что-то, что сейчас выгодно производить в России в этом сегменте? Все перспективы – в узких нишах, новых технологиях и дешевом сырье. Не проходите мимо: резиновые крошка, плитка и покрытия делаются из того, что лежит под ногами – отработанных автошин. Узнайте, как заработать на производстве топливных брикетов.

Основная продукция переработки старых автопокрышек, резиновая крошка, используется в производстве:

  • резиновой плитки/брусчатки;
  • покрытий для спортплощадок и фитнес-залов;
  • стеновых отделочных материалов;
  • инновационных покрытий для дорог;
  • фурнитуры для автомобилей (коврики, брызговики и т. д.).

Стоимость технологических линий по «перемолке» автошин в резиновую крошку зависит от производительности, степени автоматизации процесса, качества и размера выходной фракции. Но в общем, речь идет о затратах в 1 – 12 млн руб. Кроме китайских вариантов оборудования, есть и российские: заводы ООО «Вторрезина Экопром», ООО «Альфа-СПК» и другие предлагают линии собственной разработки. Лучше предпочесть отечественное оборудование – выше и качество продукта, и надежность станков.

Выгоднее производить товары с высокой добавочной стоимостью, т. е. кроме резиновой крошки выдавать плитку и покрытия. Последние два продукта формуются холодным или горячим способом из крошки, полиуретанового клея и красителя. Стоимость оборудования стартует с 2 млн руб.

Срок окупаемости мини-завода по производству резиновой плитки – от 6 месяцев. Показатель отличный, однако инвестиции для старта понадобятся внушительные. Существует более экономный вариант входа: многие производители (EcoStep, «Мастерфайбр» и др.) предлагают начать бизнес по франшизе. От 500 тыс. руб.

4 Товары для туризма: широка страна моя родная

'

Рост главных мировых валют и удорожание стоимости рабочей силы в Китае благоприятно сказываются на отечественном рынке легкой промышленности. В 2015 году доля российских производителей в этой отрасли выросла до 24% и продолжает увеличиваться. На чем сосредоточиться стартапу?

Россияне экономят на поездках за границу в отпуск. Большинству приходится довольствоваться местным колоритом и спонсировать внутренний туризм. Им нужна экипировка.

В 2016 году рост ожидается по следующим категориям туристических товаров:

  • туристическая одежда и снаряжение средней ценовой категории;
  • бюджетные палатки (до 5 000 руб.);
  • рыболовные товары низко- и среднеценового сегмента (до 3 000 руб.).

Производство рюкзаков, вентилируемых кепок/шляп, непродуваемых шапок, перчаток, «энцефалиток», термобелья, свитеров – дело выгодное. Можно выбрать совсем узкую нишу и заняться производством мобильных бань или термосумок.

Не обязательно разрабатывать инновационные плащи-лодки или майки-спасательные жилеты. Достаточно делать практичные и функциональные изделия а-ля одежный ассортимент «Экспедиции». Но по разумным ценам.

5 Автомобильное оборудование: Thule из Тулы

Что выгодно производить в России для автомобилей, где свободная ниша? Сравнивать популярные у нас шведские пластиковые автобоксы марки Thule с аналогами – то же, что ставить Rolex против обычных часов. Покупатель Thule в первую голову платит за стильность и бренд. При том багажные боксы с точки зрения производства – простейшие изделия. Стоят же Thule в Европе в диапазоне 400–970 $. Цена, не гуманная при текущем курсе доллара уже в месте производства, в российских розничных магазинах превращается и вовсе в удивительную: премиальные решения стоят 60  000 – 100 000 руб.

Средний ценовой сегмент рынка автобоксов в России (10 000 – 20 000 руб.) сегодня под прицелом польских, чешских, итальянских и китайских производителей. Особого внимания заслуживают изделия из Поднебесной: представлены широко, но качество объективно невысокое. Время делать автобагажники в России. Отечественные производители боксов для автомобилей существуют как класс, но пересчитываются по пальцам (марки ATLANT, VetlaN, LUX). При том у одних – мизерный ассортимент, другие специализируются на «багажных системах из еврокомплектующих» (читай: зависят от колебаний курсов), у третьих хромает качество.

В кризис выгодно мини-производство универсальных багажных боксов (для всех марок авто) из высококачественного пластика с надежной системой открывания/запирания в низкой и средней ценовых категориях.

Для этого потребуется:

  • вакуум-формовочное оборудование (российское – от 350 тыс. руб.);
  • пресс-формы;
  • сырье – пластик ABS.

Дешевле в производстве мягкие автобоксы из полиэстера, ПВХ и других пластичных полимеров. Но это уже швейное производство и совсем другая история.