Оборот отечественных заведений общественного питания демонстрирует отрицательную динамику с конца 2014 года. Бизнес-портал «Деловой квартал», РБК и другие интернет-издания на протяжении 2015 года регулярно публиковали новости из разных регионов о закрытии статусных ресторанов, переориентации клиентуры на фаст-фуд, увеличении прибыльности заведений формата take-away (на вынос). В 2016 году прогнозируется сокращение ресторанного бизнеса до 60%.
В Санкт-Петербурге по итогам 2015 года закрылось 465 ресторанов, в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Ростове-на-Дону аналогичная ситуация – падение рынка от 4 до 10% в зависимости от региона, а средний чек подешевел на 15-20%.
Ниже приведен прогноз по обороту предприятий общепита, сделанный экспертами РБК в 2014 году.
Такая ситуация объясняется глубоким экономическим кризисом, наложившим отпечаток на доходы россиян, действием санкций, затрагивающим поставки продуктов, оборудования и привлечение персонала из-за рубежа. Но, привычка есть вне дома уже укоренилась. Рынок быстрого питания незамедлительно заполнил образовавшуюся нишу – эту тенденцию быстро подхватили и реализовали компании, предлагающие франшизы суши вок российского формата.
Суши и вок – достойная альтернатива ресторанной еде
Несмотря на повсеместное закрытие ресторанов, количество отрывшихся в 2015 году точек фаст-фуда, еды с доставкой и на вынос существенно возросло. В этой нише есть свои приоритеты – американский и европейский формат с учетом политической обстановки и использования санкционных продуктов существенно проигрывает японской и паназиатской кухне. Именно она стала родоначальником нового направления – вок.
Вок – глубокая и широкая сковорода с плоским дном, на которой быстро обжаривают продукты до золотистой корочки, готовят во фритюре или тушат. Процесс приготовления занимает от 5 до 10 минут. Указание слова «вок» в названии компании или меню говорит о наличии в ассортименте блюд, приготовленных на одноименной посуде.
На конец 2014 года в Москве количество точек японской и паназиатской кухни перевалило за 1000, что втрое больше, чем в Лондоне. Из всех видов еды на вынос суши являются статусным вариантом, требующим особых продуктов, строго соблюдения технологии приготовления и потребления. В 2015 году процент таких заведений по отношению к традиционным ресторанам, кофейням, барам и пабам был не велик – всего 0,5% от общего числа. Но доля японской и азиатской кухни составила 12%, обогнав итальянскую, славянскую, авторскую и вегетарианскую, что следует из нижеприведенной диаграммы, размещенной на сайте РБК.
В России суши не относят к фаст-фуду - их не съешь на ходу, как гамбургер, только в спокойной, непринужденной обстановке. Японские и паназиатские блюда доступны в двух форматах:
- полноценный ресторан, что дорого и не всегда удобно,
- суши на вынос - готовое блюдо, оформленное и упакованное в соответствие с технологией и санитарными нормами доставляется на дом или в офис.
Последний вариант более демократичен - не нужно долго и томительно ждать, блюда можно заказать по телефону или через интернет с доставкой или забрать в магазине.
Преимущества формата «на вынос»
Формат take-away предполагает заказ готовых блюд в магазине, по телефону или через интернет с доставкой. Такая форма удобна и не вызывает сомнений у тех, кто является давним поклонником японской и азиатской кухни. Заказ можно оформить в магазине, где есть возможность понаблюдать за приготовлением и упаковкой блюд. Такие точки получили название суши-шопы. Они не составляют конкуренцию полноценным японским ресторанам, но существенно теснят фаст-фуды.
Отсутствие столиков для посетителей является не недостатком, а ощутимой выгодой.
- Нет необходимости в оборудовании и содержании большого помещения со столиками.
- Не нужен большой штат – официанты не понадобятся.
- Низкие затраты обусловливают доступные цены на готовые блюда.
- Не дорогая, свежая, только что приготовленная, вкусная еда – гарантия регулярного спроса.
- Быстрый разбор продуктов требует их постоянного обновления, что исключает возможность порчи и претензий со стороны клиентов и Роспотребнадзора.
За последние десять лет пристрастие россиян к суши заметно возросло. Этому способствуют популярные туристические маршруты в страны Азии, низкая калорийность блюд, широкий ассортимент и вкусовое разнообразие.
Как выгодно запустить суши-шоп?
В условиях жесткой конкуренции на рынке еды быстрого приготовления самый удобный вариант – это готовые франшизы. Преимущества работы под эгидой известного, раскрученного бренда очевидны.
- Низкая конкуренция в регионах.
- Сотрудничество с опытным франчайзером с развитой розничной сетью.
- Готовое меню и рецептура блюд, разработанных бренд-шефом с учетом предпочтений российского потребителя.
- Рекомендации по выбору помещения, его местоположению и открытию магазина.
- Оформление и оснащение точки в соответствии с готовым дизайн-проектом.
- Поставка мебели и оборудования.
- Маркетинговая поддержка, готовые решения по привлечению новых клиентов и реклама на федеральном уровне.
- Использование проверенных технологий и работа по готовому бизнес-плану.
- Бесплатное комплексное обучение франчайзи и профессиональная поддержка по ведению бизнеса.
- Стажировка персонала.
- Точный расчет инвестиций и сроков окупаемости.
Остается только все выполнить по инструкции и получать прибыль. Цена франшизы суши вок включает в себя все затраты на запуск бизнеса.
Самые популярные франшизы в России
Лидерами отрасли являются три питерских бренда – «Суши Wok», «Суши Шоп» и «Суши–Сити». По информации интернет-издания «Деловой Петербург» на сегодняшний день им принадлежит более 50% доли всего российского рынка паназиатской кухни.
Все три компании начали свою работу в 2011 году и за последующие три года открыли около 700 магазинов с совокупным оборотом в 7 млрд. руб., более 500 из них функционируют в Санкт-Петербурге.
По мнению совладельца сети Суши-Сити Игоря Гончарова, собственные и франчайзинговые точки не являются конкурентами для ресторанов и традиционных точек фаст-фуда. Начав свою деятельность в Санкт-Петербурге, и открыв достаточное количество магазинов, все три сети начали активную работу в регионах. Ориентир – спальные районы областных центров.
Клиентская аудитория - мужчины и женщины в возрасте до 40 лет, привыкшие достойно питаться, но не желающие тратиться на ресторан или трудоемкое приготовление. В отличие от более дешевых заведений вышеуказанные бренды работают в помещениях с отдельным входом – полноценных магазинах или в крупных торговых центрах.
Сколько стоит франшиза суши вок от известного бренда?
Все три бренда предлагают сотрудничество и партнерство по схожим схемам.
Франшиза | Паушальный взнос | Общая сумма инвестиций, включая паушальный взнос | Роялти в мес. | Срок окупаемости по данным франчайзера | Количество точек в России |
---|---|---|---|---|---|
Суши Wok | 420 000 | От 1,2 млн. | 2,5% | 6 мес. | 400 |
Суши-Сити | 300 000 | От 1,5 млн. | 6% | 6 мес. | 81 |
Суши Шоп | 430 000 | От 1,3 млн. | 32 000 | 6 мес. | 205 |
Источник: сайты компаний
Суши Wok – условия партнерства
Рассмотрим более подробно условия франшизы суши вок от одноименного бренда, как наименее затратной и более успешной, судя по количеству функционирующих точек. По информации интернет-издания Бизнес-зона, Суши Wok вошел в ТОП-5 самых популярных франшиз 2015 года, заняв четвертую строчку в рейтинге.
В ассортименте представлены не только суши, но и горячее, супы, салаты, закуски, десерты, вок, пицца, паста, детское меню. Все блюда готовятся из доступных в нашей стране продуктов, подходящих для паназиатских блюд. Режим работы заведений – с 10.00 до 20.00. Время ожидания – не более 35 минут в час-пик. Возможен вариант с залом на 15-20 мест. В этом случае потребуется штат до 15 человек.
Открытие магазина этого бренда сулит прибыль на 20% больше по сравнению с конкурентами. Прибыльность вложений гарантирована стабильным спросом на продукцию, высоким уровнем сервиса, широким ассортиментом и средней суммой чека в 300-500 руб.
Обязательные условия для старта
- открытие точки в городе с населением не менее 300 000 человек,
- аренда помещения от 40 до 150м2 в нежилом фонде в местах большого скопления людей – у транспортных развязок, ВУЗов, бизнес-центров
- качественное горячее и холодное водоснабжение, канализация,
- наличие стартового капитала, необходимого на оплату вступительного взноса, аренду, оплату услуг персонала, заключения договоров с обслуживающими организациями, мебели, оборудования, спецодежды.
- стабильная связь и интернет для приема заказов через Google Play и App Store.
Гарантии франчайзера
- Более 100 000 новых клиентов в день*.
- Обновление ассортимента каждые 3 месяца.
- Стабильно высокий спрос – более 80% прибыли приносят постоянные клиенты.
- Низкий порог вхождения – от 1,2 млн.
- Проверенные поставщики и доступные продукты по выгодным ценам – до 25% ниже рыночных.
- Быстрая окупаемость – от 6 мес.
- Ежемесячная выручка магазина – до 3 млн. руб.**
- Размещение информации о магазине франчайзи на общем сайте Суши Wok.
* Применительно ко всей сети
** Информация с официального сайта франчайзера.
Приобрести франшизу можно по акции с хорошей скидкой. Сеть регулярно проводит акции со сниженным вступительным взносом, что существенно облегчает вход в бизнес. В условиях экономического кризиса и регулярных колебаний курса рубля срок окупаемости может увеличиться до 1 года.