Общий объем инвестиций для открытия универсама составляет 8–22 млн руб., а среднемесячный доход – от 500 тыс. руб. При этом условиями соглашения франчайзи полностью освобождается от уплаты роялти и получает консалтинговую поддержку на всех этапах развития. Однако и требования к потенциальным партнерам у владельца бренда строгие.

Франшиза «Пятерочки» – это устойчивый бизнес под патронажем одного из самых успешных российских продуктовых ритейлеров – компании X5 Retail Group. Продовольственная розница – одна из самых низкорисковых сфер, которая позволит предпринимателю получить стабильный доход. Рассмотрим условия и преимущества покупки бизнес-модели знаменитого продуктового гипермаркета.

Можно ли купить франшизу «Пятерочки»?

Как сообщает начальник управления по работе со стратегическими партнерами торговой сети «Пятерочка» Екатерина Белкина, франшиза крупного продуктового ритейлера вполне доступна для покупки. Однако розничная компания X5 Retail Group, которой принадлежит бренд, предъявляет к потенциальным партнерам высокие требования. В частности, сумма стартовых вложений в бизнес – не менее 8 млн руб.

В 2019 г. количество магазинов сети достигло 14 850. Каждый год компания открывает не менее 1 800 новых супермаркетов. При этом только около 20% объектов, по словам гендиректора сети до 2018 г. Ольги Наумовой, принадлежат франчайзи. В планах – активное расширение зоны присутствия в течение 3-х следующих лет, а после концепции сети потребуется модернизация.

Самые актуальные для развития франшизы регионы – Северо-Кавказский и Сибирский. Однако открыть продуктовый гипермаркет восточнее Новосибирска пока не получится, необходимо расширение логистической инфраструктуры сети.

Условия покупки

Для своих партнеров X5 Retail Group разработала специальное предложение: сделка заключается в рамках системы обратного франчайзинга. Это значит, что франчайзер принимает активное участие в развитии магазина: не только передает технологию ведения бизнеса, но и обучает персонал, организует рекламные кампании, берет на себя логистику.

Товар компания предоставляет в реализацию. При этом франчайзи освобождается от выплаты роялти, получая от X5 Retail Group агентское вознаграждение за продажи. Сумма прописывается в договоре: это определенный процент от товарооборота. Предложение не имеет конкурентов на рынке продуктового ритейла.

Концепция

«Пятерочка» – это супермаркет продуктов «у дома». В 2019 г. открылся первый магазин в новом формате, который стал первым шагом к обновлению всех универсамов сети, а также предложений для франчайзи. Компания усовершенствовала дизайн гипермаркетов и изменила концепцию. Акцент ритейлера – на продаже свежих овощей и фруктов, а также продуктов собственного приготовления – хлеба и блюд навынос. В магазинах размещаются постаматы и пункты выдачи интернет-заказов.

Вид универсама и его наполнение зависят от потребностей покупателей конкретного региона. Компания поможет партнеру открыть точку, расставить оборудование и определить ассортимент после анализа выбранной локации. В него входит изучение конкурентного окружения, среднего дохода семьи и других показателей.

Стоимость

Общие требования к франчайзинговым объектам размещены на официальном сайте X5 Retail Group:

  1. Общий объем инвестиций: 8–22 млн руб.
  2. Средний доход: 500 000 руб. в месяц.
  3. Паушальный взнос: от 450 000 руб.
  4. Операционные затраты: 10–10,5%.
  5. Срок окупаемости: 2 года.

К сведению. Договор коммерческой концессии заключается на период не менее 7 лет.

Требования к расположению

Чтобы организовать доставку продуктов в магазины, необходимо, чтобы объект находился в радиусе 600 км от ближайшего распределительного центра – огромного складского комплекса, который принимает и перенаправляет товары компании. Поэтому открыть супермаркет можно только там, где уже существует отлаженная логистическая система.

Таблица 1. География расположения супермаркетов «Пятерочка» в 2019 г.

Название округа

Количество магазинов

Центральный

5 642

Приволжский

4 015

Северо-Западный

1 674

Южный

1 345

Уральский

1 263

Сибирский

644

Северо-Кавказский

267

Источник: официальный сайт X5 Retail Group

По словам экс-гендиректора «Пятерочки» Ольги Наумовой, компания открывает новые точки и поддерживает развитие сети не только в миллионниках, но и в городах, где численность населения не более 100 тыс. человек. Супермаркеты работают даже в населенных пунктах, где насчитывается менее 5 000 жителей.

«Основная проблема предпринимателей, купивших франшизу, – они считают, что после покупки их миссия завершена: можно нанять сотрудников, и бизнес будет развиваться сам собой. Это глубоко ошибочная позиция: факт приобретения не гарантирует получения дивидендов»

Екатерина Белкина, директор по франчайзингу сети./cite>

Требования к помещению

Общая площадь магазина – не менее 300 кв. м, а торгового зала – от 200 кв. м. Помещение должно располагаться вблизи жилых домов и мест застройки. Важно, чтобы торговая точка была подключена ко всем коммуникациям и имела необходимые электрические мощности для установки оборудования. Франчайзи нужно благоустроить входную группу и организовать зоны разгрузки товара.

Сотрудники отдела развития помогают партнерам с выбором подходящей локации. Предпочтение отдается кандидатам, которые имеют недвижимость в собственности либо заключили соглашения долгосрочной аренды.

Помощь франчайзера

Франчайзи получает помощь компании X5 Retail Group на каждом этапе развития бизнеса:

  1. Составление и разработка бизнес-плана, передача технологий работы, включая методики продаж, программного обеспечения.
  2. Консультации о выборе и ремонте помещения.
  3. Поставки торгового оборудования.
  4. Помощь в доставке товаров и формировании торгового ассортимента.
  5. Обучение персонала.
  6. Проведение рекламных кампаний, в том числе акций внутри магазина.
  7. Информационное сопровождение и консультации.

Однако франчайзер не только помогает партнерам, но и контролирует их работу, проверяя, соответствует ли деятельность условиям договора.