В программу Олимпиады-2020 наряду с несколькими новыми видами спорта включено скалолазание. Причина – невероятная популярность этого вида спорта. Но одно дело любить экстрим, а другое – рассматривать скалодром как бизнес. Сразу возникает масса вопросов: насколько велика конкуренция? За какое время окупится предприятие? Будет ли услуга востребована на протяжении долгого времени или «мода» на нее скоро пройдет?
Чтобы понять, перспективна ли бизнес-идея, нужно определить целевую аудиторию, емкость рынка и оценить риски.
Что такое скалодром?
Скалодромом называют тренажер (скалолазный стенд), имитирующий природную поверхность для спортивного или развлекательного скалолазания. Примерно 20 % таких тренажеров выпускается с полной скалоимитацией, 80 % оборудованы лазательными зацепами разной конфигурации и рельефа.
Различают несколько основных типов скалодромов (см. Таблицу 1)
Тип | Описание | Особенности |
---|---|---|
Высокий |
| Для занятий необходимо специальное снаряжение, помощь инструктора и страховочная система |
Скалодром для боулдеринга |
| Специальная страховка не требуется, безопасность при падении обеспечивается специальными матами |
Мобильный скалодром |
| Используется в развлекательных целях во время массовых мероприятий, рекламных акций, праздников и т.д. |
Детский скалодром |
| Предназначен для детей с 5 лет |
Водный скалодром |
| Очень популярен у посетителей аквапарков и бассейнов. Может стать ощутимым конкурентным преимуществом в зоне водных аттракционов |
Мода или устойчивый тренд?
Поскольку скалолазание сегодня официально признано одним из самых массовых видов спорта, можно утверждать, что интерес к нему будет расти. Вот несколько аргументов, доказывающих это:
- С каждым годом увеличивается число людей, по уровню доходов относящихся к среднему классу. По данным Forbes, менее чем через 15 лет их будет около 5 млрд. Например, в Азии по прогнозам будут проживать примерно 66 % представителей мирового среднего класса.
Растет их число и в России. В 2013 -2014 году численность этой социальной группы держалась на уровне 42% (см. Рис.1)
Рис.1. Данные Института социологии РАН
По итогам 2015 г. социологи говорили уже о 44 % (согласно данным «Российской газеты» от 10.03.2016), к тому же средний класс меньше других ощутил последствия кризиса.
Так как основной ценностью для среднего класса является здоровье, то, сделав ставку на этот тренд, предприниматели и инвесторы могут получить реальную прибыль.
- Являясь экстремальным развлечением, скалолазание все-таки более безопасно, чем прочие. Это неконтактный вид спорта, при соблюдении правил инструктажа травмы исключены. Занятия для начинающих проходят под руководством наставника, что делает его доступным каждому.
- Скалолазание привлекает все большее внимание родителей, выбирающих увлечения для детей:
занятия отвечают естественному стремлению ребенка к физической активности, разнообразию в движении
оборудование позволяет избежать рывков и ударов при падении
распределенная нагрузка помогает естественным образом тренировать все группы мышц: исправляется осанка, улучшается координация движений, развивается сила, ловкость и т.д.
достигается дополнительный терапевтический эффект – снятие стресса, решение проблем гиперактивности, синдрома дефицита внимания и т.д.
развивается сообразительность, логическое мышление, преодолевается страх высоты.
Все это способствует притоку детей в спортивные секции, работающие при скалодромах.
- Занятия скалолазанием не требуют больших затрат на снаряжение: удобный хлопковый костюм, специальная обувь – «скальники» (их можно брать на прокат), магнезия – порошок, снимающий эффект скольжения, - вот и весь «инвентарь» скалолаза-любителя. Вот почему сегодня этот вид спорта считается весьма демократичным.
Резюме: Социальные и экономические предпосылки для развития данного вида бизнеса налицо: наличие широкой аудитории среднего класса от профессиональных спортсменов до семей с детьми, информационная поддержка со стороны спортивных организаций, популяризирующих этот вид спорта, относительная новизна, к которой стремятся любители экстремальных видов отдыха, финансовая доступность.
Перспективность бизнес-идеи
В 2013 году маркетинговая служба РБК опубликовала данные, свидетельствующие о высокой востребованности спортивных товаров и услуг у российских потребителей. О своей активности в этом сегменте заявили 65,7% респондентов. 16,5 % признались в интересе к экстремальным видам спорта.
По массовости скалолазание пока уступает «традиционным» развлечениям, но благодаря широкой популяризации и доступности, становится все более привлекательным (см. Рис. 2)
Рис.2 Популярность экстремальных видов отдыха
Скалодромы подразделяются на специализированные сооружения, предназначенные для подготовки спортсменов, и развлекательные, отличающиеся меньшим уровнем сложности и востребованные у любителей. Последние размещаются в местах активного отдыха граждан, в том числе семей с детьми: в ТРЦ, школах, университетах, на открытых площадках в парках.
На официальном сайте Федерации скалолазания России (ФСР) размещена информация о 478 скалодромах – партнерах этой организации. Большинство находится в Москве – 57, Санкт-Петербурге – 28, Башкортостане – 23. Однако говорить о наполненности рынка пока рано, так как в последние годы мир переживает настоящий бум скалолазания: по данным мировых производителей, каждый десятый европеец хочет получить такой опыт или практиковать экстрим регулярно.
Развлекательный или спортивный?
Все виды скалодромов сегодня относят к аттракционам, поэтому лицензии на их открытие не требуется. Однако по направленности они подразделяются на развлекательные, спортивные и детские.
Самыми массовыми и быстроокупаемыми являются развлекательные и детские скалодромы. Возраст их аудитории начинается с 5 лет. Трассы легкопроходимые, так что даже новичок получит свою долю адреналина и добьется успеха в первый же день занятий. Преимущество этого типа развлечений в том, что при относительно невысоких вложениях можно быстрее получить прибыль. Площадкой для бизнеса может стать арендованное помещение в ТРЦ, детском клубе, школе и т.д. Главное – чтобы проходимость была достаточной высокой.
Как правило, площадки, рассчитанные на серьезные тренировки, включают в себя не только стены, имитирующие подъем на скалы, но и тренировочные комплексы: батуты, зоны для паркура, слеклайна (практики балансирования), боулдеринга (коротких трасс повышенной сложности) и т.д.
Спортивные скалодромы привлекают известных скалолазов, создающих им дополнительную рекламу. Это положительно сказывается на имидже заведения и дает дополнительное конкурентное преимущество.
Для ускорения окупаемости объекта и увеличения прибыли предприниматели максимально опираются на потребности целевой аудитории. Для этого крупные специализированные скалолазные центры площадью не менее 400 м² учитывают интересы разных групп посетителей (см. Таблицу 2).
Категория | Площадь для занятий |
---|---|
Новички | 40% |
Дети | 10% |
Спортсмены | 40% |
Еще 10 %специалисты рекомендуют отвести для тренировок на боулдеринге.
В популярных скалолазных центрах «Igels», «Скала-сити» и других оказываются дополнительные услуги по организации детских дней рождения, корпоративов, соревнований и т.д. Также доход приносит торговля спортивными товарами по профилю, организация секций скалолазания для начинающих и соревнований для профессионалов. Сочетание работы с физическими и юридическими лицами исключает фактор сезонности и помогает добиваться устойчивой доходности предприятия.
Резюме: на сегодняшний день экстремальные виды спорта можно считать достаточно конкурентной нишей, так как число площадок, доступных для массового посещения, растет. Вместе с тем рынок позволяет создавать новые предприятия и конкурировать с другими игроками (по данным производителей, сегодня он заполнен на 10%). Успешность вашего бизнеса будет зависеть от качества предоставляемой услуги.
Как рассчитать доходность скалодрома?
Основными статьями дохода скалодрома являются
- разовые посещения занятий и абонементы
- пробные подъемы под руководством инструктора для начинающих (триал-карты)
- групповые занятия (секция скалолазания)
- прокат и/или продажа снаряжения
- туризм
- проведение мероприятий
- дополнительные сервисы: тренажерный зал, сауна и т.д.
Распределение статей дохода зависит от основной направленности на спорт или развлечения. Из опыта крупных скалолазных центров, по 25 % дают разовые посещения и абонементы, 30% - индивидуальные занятия, 20% - прочее.
Центр площадью около 450 кв.м за день посещают более 100 человек. Примерно четверть из них приходят для пробного занятия с инструктором. В среднем в месяц проводится 4 крупных мероприятия, в год организуется 4-5 туристических выездов. Более 100 человек регулярно занимаются в скалолазной секции.
Примерный срок окупаемости небольших детских скалодромов – 3-6 месяцев, крупных спортивных – до 2 лет. Так, знаменитый «Скала-сити» окупился за 12 месяцев.
Основные статьи расхода – аренда, коммунальные платежи, зарплата персонала, реклама.
Проведя несложное маркетинговое исследование рынка аналогичных услуг в своем городе, вы сможете рассчитать доход своего предприятия и срок его окупаемости.
Вывод
учитывая растущий интерес общества к экстремальным видам спорта и ситуацию, когда спрос на услуги скалолазных центров преобладает над предложением, можно рассматривать скалодром как выгодный бизнес, способный приносить предпринимателю не только стабильный доход, но и ощущение причастности к спорту высоких достижений.