Уже, пожалуй, два полных двенадцатилетних цикла в канун новогодних праздников возникает ажиотажный спрос на подарки, представляющие собой животное-символ очередного года по китайскому календарю. Витрины и прилавки, а подчас и целые торговые павильоны специально освобождаются под особо актуальные товары, будь то свинки, обезьянки или змеи.

За пару предпраздничных недель можно неплохо заработать, продавая такую продукцию, как разнообразные сувениры (подставки для карандашей, статуэтки, свечи, копилки, фарфоровые фигурки под гжель, магнитики на холодильник), банные полотенца, настенные панно, календари, открытки, мягкие игрушки, карнавальные колпаки и маски, кулоны и браслеты, брелки для ключей и мобильных телефонов, сумочки и рюкзачки.

Разумеется, все изделия должны либо изображать очередное «дежурное» животное, либо нести на себе его портрет, и такая картинка может украшать даже флакон туалетной воды или плитку шоколада.

Различные нюансы подобной торговли удобно рассмотреть на конкретном примере. У каждого из перечисленных товаров имеются свои особенности, но вместе с тем существуют и общие принципы продажи символа года. Возьмем для рассмотрения такую популярную позицию, как мягкие игрушки.

Что, где, когда закупать?

На оптовых фирмах и рынках товары новогоднего ассортимента начинают продаваться уже в сентябре. Если свободные оборотные средства позволяют, есть смысл закупить небольшую пробную партию относительно недорогих игрушек (небольшого размера) и выставить их в продажу с минимальной наценкой, ибо в противном случае за три с лишним месяца до Нового года их почти не будут покупать. Таким образом вы получите информацию, какие модели игрушек пользуются покупательским спросом и потом сможете закупить их в нужном количестве, а также аналогичные изделия большего размера.

Когда закупать основной объем товара?

Трудно дать однозначный ответ. Может так получиться, что уже в начале-середине декабря оптовики практически полностью распродадут свой товар. А бывает и наоборот – в последнюю декаду уходящего года предлагают остатки по сниженным ценам. На всякий случай, пожалуй, лучше сделать запас продукции в октябре-ноябре, а в декабре докупать что-то по мере возможности и необходимости, заодно отслеживая скидки.

Какому товару отдать предпочтение?

Покупатели больше любят озвученные игрушки (поющие и говорящие), причем важен и сам текст. Хорошо продаются также механические (ходячие и танцующие) зверушки. Но среди тех и других попадаются бракованные, которые приходится продавать дешевле – эти потери надо заранее заложить в продажную цену.

Многие не хотят покупать белые и слишком светлые игрушки – они быстро пачкаются, а на прилавке их желательно держать в упаковке. Пользуются спросом небольшие игрушки-подвески в машину и мягкие брелочки.

Где лучше отовариваться?

На оптовом рынке на одной площадке можно найти товар от нескольких поставщиков. А если вы хотите ограничиться только одним продавцом или если поставщики готовы сами организовать доставку ваших заказов – можете работать с компаниями. Сравнивайте ассортимент и цены, делайте свой выбор.

Календарь торговли и цены

Покупательский спрос на подарки к Новому году начинает ощутимо расти примерно с середины декабря и достигает своего пика 30 или 31 числа. Если ваша торговая точка расположена в таком месте, где народ 1 января будет гулять или мимо идти в гости – в этот день можно получить рекордную выручку. Потом спрос постепенно сходит на нет и после Рождества уже практически отсутствует.

Если, допустим, в ноябре выставить на игрушки низкие цены, а потом резко поднять их – наверняка найдутся недовольные из числа покупателей, которые заранее присматривают подарок, а покупать его не спешат. Один просто уйдет, второй – испортит продавцу настроение, третий начнет писать жалобы…

Если же продавать игрушки с самого начала по «пиковым» ценам – можно потерять некоторую часть выручки за ноябрь и начало декабря, а если до конца года торговать с минимальной наценкой – недоберешь прибыль за последние две недели. Четвертый вариант – предложить покупателям предновогодние скидки на период до 15 или 20 декабря.

Как распродать неликвиды

Угадать, сколько будет продано той или иной продукции – невозможно. Результаты прошлого года могут отличаться процентов на 30-40 в любую сторону. Если у вас останется нераспродано 10-15 процентов от закупленного товара – это хороший показатель. Зверушки с пришитыми и нарисованными сердечками можно подраспродать в канун Дня Святого Валентина, какая-то часть мягких игрушек по сниженной цене уйдет и перед 8 Марта.

Ну, а дальше… Если это был год зайца, обезьянки или собачки, эти милые животные будут понемногу продаваться в течение года, а также и в канун следующего Нового года – правда, по более низким ценам, чем актуальный символ.

Неликвиды не самых популярных животных вроде змей или петухов можно будет продать разве что уж совсем за бесценок или упаковать и отложить на 12 лет. Такие же трудности ждут и при распродаже остатков прочей подарочной продукции с символом года, за исключением предметов утилитарного назначения (рюкзачки, полотенца). А уж календари и иные сувениры, датированные определенным годом, остается только раздавать бесплатно в качестве презентов покупателям.