Самые выгодные инвестиции – в знания. Почему бы не открыть бизнес, связанный с предоставлением услуг по обучению иностранным языкам? Пользуется ли спросом данное направление? По фразе «школа английского языка» поисковая система Яндекс фиксирует более 100 тысяч запросов пользователей ежемесячно, а по фразе «английский язык» и вовсе более 13 млн. запросов в месяц.

Если возникает вопрос об актуальности изучения иностранных языков, то достаточно зайти на любой сайт по поиску работы и оценить имеющиеся вакансии с более-менее достойными должностями и размерами заработной платы. Что их объединяет? Требуется знание английского, а в некоторых случаях, и других иностранных языков.

И если знаний, полученных в школе и институте недостаточно, люди ищут возможность получить дополнительное лингвистическое образование. Многие родители «готовят сани летом» - нанимают репетиторов, водят своих детей на языковые курсы. И, так как есть спрос, у предпринимателей, ищущих свою нишу, возникает закономерный вопрос: как открыть школу иностранных языков? Бизнес-план, с чего начать, какой формат выбрать, как оформить юридически, и другие важные нюансы рассмотрены в статье.

Актуальность и целевая аудитория

Актуальность изучения иностранных языков растет не только благодаря требованиям компаний-работодателей шагающих в ногу со временем, но и таким факторам как:

  • активный интерес граждан к туристическим поездкам за границу;
  • миграция в зарубежные страны;
  • поступление в заграничные учебные заведения;
  • зарубежные командировки;
  • раннее развитие детей, включающее в себя изучение языка уже начиная с детсадовского возраста;
  • восполнение пробелов школьного образования при подготовке к экзаменам;
  • желание современных людей интеллектуально развиваться и развивать своих детей.

Отсюда, в зависимости от выбранного формата формируется портрет целевого потребителя. Будут это родители детей дошкольного и школьного возраста, студенты, выпускники, бизнесмены, туристы и др.

Выбор формата

Составление бизнес-плана школы иностранных языков начинается с выбора формата:

  • Индивидуальные курсы (репетиторство), которые будут проводиться лично.
  • Школа иностранных языков, в которой будут работать наемные преподаватели для взрослых.
  • Заведение, где обучают иностранным языкам детей: дошкольников, школьников, подготовка к ЕГЭ возрастной градацией, с привлечением наемных преподавателей.
  • Универсальная лингвистический центр для детей и взрослых с разными программами обучения и уровнями получаемых знаний.
  • Курсы повышения квалификации без найма штатных сотрудников.
  • Он-лайн курсы с проведением обучения по скайпу.

Мария Сергеева, руководитель нижегородской школы английского для взрослых в интервью новостному порталу РБК говорит о важности сегментации бизнеса по обучению иностранным языкам. Например, в Великобритании изучение языков имеет четкие ориентиры: подготовка к сдаче экзаменов, бизнес-английский и другие форматы. То есть важен узконаправленный курс. Поэтому, если школа учит всему и понемногу, то результат будет не очень хорошим.

Юридическое оформление

В зависимости от того, какой формат будет выбран, зависит юридическое оформление бизнеса. Один из главных вопросов начинающих предпринимателей, желающих открыть языковую школу: требуется ли лицензирование этой деятельности?

Согласно ФЗ-99 от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Из этого правила есть исключения:

  • если деятельность ведется частными организациями, которые находятся на территории инновационного центра «Сколково», лицензировать ее не требуется;
  • если образовательная деятельность осуществляется индивидуальным предпринимателем непосредственно (ст. 91 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»). Это значит, что, если индивидуальный предприниматель работает один (занимается репетиторством), или привлекает внештатных учителей (например, по договору), то он имеет право не оформлять лицензию на такую деятельность. После такого обучения клиенты не получат никакого документа об его окончании.

Во всех остальных случаях при организации школы иностранных языков в бизнес-план необходимо включить такой пункт, как получение лицензии на ведение образовательной деятельности. Это даст возможность выдавать ученикам документ об окончании школы: сертификат, диплом и др. После обучения в школе, имеющей лицензию, клиенты смогут подать заявление в налоговые органы на возврат НДФЛ.

Открытие лингвистической школы или курсов в статусе ИП не противоречит нормам «Закона об образовании в РФ». Также возможно осуществлять деятельность в статусе ООО. Если же планируется выдавать диплом государственного образца и официально называться школой, то необходимо оформить НОЧУ (ЧОУ) ДО – негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного образования, получить лицензию и пройти аккредитацию (см. Постановление Правительства Российской Федерации №1039 от 18 ноября 2013 года «О государственной аккредитации образовательной деятельности»).

Открыть школу иностранных языков по франшизе

Сократить сложности с организационными моментами в бизнесе поможет франчайзинг. На примере обзора франшиз двух школ разберем основные статьи бизнес-плана, сумму вложений и требования к помещениям.

Сеть школ иностранных языков ALIBRA SCHOOL

Сеть представлена 17 отделениями в 4 регионах России, на рынке более 15 лет. Чтобы открыть бизнес под данным брендом, необходимы следующие шаги: подать заявку на приобретение франшизы, заключить лицензионный договор, оборудовать помещение и обучить персонал, получить лицензию. Компания оказывает комплексную поддержку на каждом этапе.

Финансовые условия партнерства с ALIBRA SCHOOL отражены в таблице.

Показатель

Сумма

Плата за пользование брендом (паушальный взнос)

500 000 руб.

Роялти (каждый месяц):

1-3 года работы

4-5 года работы

 

50 000 руб.

70 000 руб.

Маркетинговый взнос

-

Срок действия договора

5 лет

Срок продления договора

5 лет

Минимальные первоначальные вложения

1 290 000 – 1 590 000 руб.

Требования к помещениям:

  • Площадь – минимум 100 кв. метров, помещение должно находиться вблизи жилых застроек, крупных торговых, офисных центров.
  • Наличие санузла, потолки высотой от 2,6 м.
  • Наличие парковки рядом с помещением.
  • Интернет, возможность зонирования на аудитории.
  • Договор аренды должен быть заключен не менее чем на 3 года, помещение должно иметь статус нежилого.

Кроме паушального взноса, к статье первоначальных вложений относятся: ремонт и отделка помещения, оборудование, мебель, оргтехника, учебные материалы, обучение персонала, маркетинговые мероприятия. Срок окупаемости вложений при работе с франшизой ALIBRA SCHOOL составляет 14-22 месяца, текущая рентабельность действующих отделений – 30%.

Франшиза языкового центра «Лингвитания»

Центр «Лингвитания» предлагает партнерам два формата бизнеса: английский для детей от 3-х до 12 лет с разбивкой по возрастным категориям и английский для подростков и взрослых. Преимущественной особенностью «Лингвитании» является авторизированным центром по подготовке к экзаменам в Кембриджский университет.

Франчайзи получают готовую бизнес модель и CRM систему работы с клиентами. В открытии центров участвуют основатели бренда. Преподаватели, работающие в центрах партнеров, стажируются и тестируются в центральном офисе. Предоставляются единые методические материалы, полнофункциональная страница на сайте, рекламные макеты.

Условия для партнеров:

  • До 31 мая 2017 года паушальный взнос 399 000 рублей.
  • Роялти выплачивается ежеквартально – 18 000 рублей.
  • Первоначальные вложения – от 850 000 рублей.
  • Не подвальное и не полуподвальное помещение с хорошим ремонтом площадью от 50 кв. м, в котором должно быть минимум две комнаты по 15-23 кв. м.

Более подробно с требованиями и условиями франшиз можно ознакомиться на сайтах компаний. Успех бизнеса в данном направлении гарантирован при тщательном подходе к найму преподавателей, составлению бизнес-плана, выбору формата, помещения, изучении действующих предложений и спроса в своем регионе, организации качественной рекламной кампании и первоклассного сервиса.