В 2017 году Александр Медведев открыл первую кофейню Cofix по франшизе. Сегодня он управляет 5 кофейнями в Москве и Санкт-Петербурге. Поиск хорошего помещения, опыт в профессии и увлеченность своим делом – главный залог успеха. Прагматичный подход помогает справляться с кризисами. В планах запуск двух новых локаций до конца 2020 года.

Александр,  с чего началась работа с франшизой Cofix?

Моя история во франчайзинговом бизнесе началась в марте 2017 года. К тому времени за плечами уже был внушительный опыт работы с крупными брендами. Сложилось четкое понимание, что сила бренда работает на тебя.

Поэтому вопрос, развивать ли собственное дело или работать по франшизе, не возникал. Cofix с самого начала развития в России проявил себя как яркая, узнаваемая марка. Именно поэтому и у моих инвесторов, и у меня не возникло сомнений, какую франшизу выбрать. Тогда я открыл первую кофейню Cofix в Москве, в аэропорту Шереметьево. Сейчас (на ноябрь 2019 г.) владею пятью кофейнями.

До этого в роли генерального директора я руководил «Столовой № 1» (ООО «Алгос-Фудс»). Вообще за всю работу в отрасли под моим руководством было 54 заведения. За это время скопилась коллекция первых фискальных чеков после каждого открытия.

Интересно почитать: как открыть свой бизнес в маленьком городе.

К моменту, когда Cofix пришел на московский рынок, один из моих инвесторов несколько лет сотрудничал с салонами сотовой связи «Tele2». Обе компании работают в бюджетно-потоковом сегменте. Мы с головным офисом Cofix пришли к мысли о том, что коллаборация поможет привлечь дополнительный трафик для обеих компаний. Так появилась первая общая точка продаж. К слову, ожидания оправдались.

Если говорить про трудности, с которыми пришлось столкнуться, – это в первую очередь поиск хорошего помещения – он занимает немало времени. Локации то появляются, то закрываются, то быстро перехватываются другими арендаторами. Действительно, хороших мест единицы.

Сейчас перед открытием вместе со специалистами из управляющей компании мы считаем трафик в подобранном месте. Потом на основании данных принимаем решение, открываться или нет. Следующим шагом стараемся договариваться с арендодателями о выгодных для нас условиях.

Что Вас навело на мысль заняться своим делом? Были ли сомнения, когда выбирали сферу общепита?

Я человек из общепита, прошел все этапы профессионального роста. Студентом подрабатывал помощником повара в сети «Евразия». У них в России на тот момент было только 2 заведения. Затем стал официантом, потом барменом.

Тогда я увлекся флейрингом, ездил на соревнования Baccardi. На одном из них случилось важное событие, которое отчасти повлияло на мое дальнейшее профессиональное развитие. Из-за травмы сухожилия мне пришлось отказаться от любимого дела, которое приносило не только деньги, но и удовольствие. 

Потом долго восстанавливался, продолжал учебу. У меня 3 образования: среднее техническое (я изучал микроэлектронику), высшее (закончил СПБГУ ИТМО по специальности «Системы управления информатики») и курсы в Академии МВД по психологии.

Весь этот опыт убедил меня в том, что общепит – это не профессия, а состояние души. И теперь, когда случаются сложности, я встаю за прилавок и показываю своим примером, что и как надо делать. Считаю, что на работу надо приходить с улыбкой и уходить с работы тоже с улыбкой. Если мы в этом не сходимся с сотрудниками, значит, прощаемся.

Фото: Александр Медведев, владелец кофеен Cofix по франшизе

Фото: Александр Медведев, владелец кофеен Cofix по франшизе

Трудно начинающему бизнесмену собрать стартовый капитал? С какой суммы Вы стартовали (если это не коммерческая тайна)?

У меня собственные инвесторы. Первая кофейня обошлась мне несколько дороже, чем рассчитывал, – примерно в 6,5 млн. К открытию второй мы поняли, как эту сумму сократить.

Сейчас многие предприниматели жалуются, что инвестиции подолгу не окупаются. А Вы долго ждали первую прибыль?

Первая точка, несмотря на казавшуюся высокой стоимость, вышла в операционный ноль к концу третьего месяца. Уже на четвертый месяц после открытия мы вышли полностью в плюс. 

Очень впечатляющий результат. А проблема сезонности Вас не коснулась? Правда ли, что летом кофейни простаивают?

Работая в Москве и Санкт-Петербурге, я смотрю на сезонность со своей точки зрения. 2 месяца в году приносят наибольшую прибыль. В Москве – август. Это связано с тем, что многие возвращаются в город, готовятся к школе, новому сезону, больше посещают торговые центры.

Человекопоток растет и, как следствие, и количество гостей в кофейнях. В Санкт-Петербурге – это апрель. В это время начинается сезон теплоходов, разведения мостов, становится больше туристов.

Как Вам удается не пасовать перед трудностями? Что вдохновляет на дальнейшие шаги?

Самое важное в бизнесе – это жить им. Если ты не чувствуешь, что твой бизнес – часть тебя, тебе нечего в нем делать. Несмотря на то, что бизнес сделал меня жестче, я стал бы заниматься им однозначно.

Вы так или иначе руководите бизнесом уже много лет. За это время изменился Ваш подход к предпринимательству?

Сейчас я отношусь ко многому с большей прагматичностью, чем раньше. Проявляется это по-разному. Для примера приведу мое отношение к расходам. Любое оборудование рано или поздно выходит из строя. Например, по техпаспорту кофемашина должна служить 5 лет, но из-за высокой нагрузки может сломаться через год-полтора.

Раньше после такой поломки приходил ремонтник и называл конкретную сумму за услуги. Я отдавал ее, не задумываясь. Теперь я оцениваю, а не будет ли лучше технику сменить. За последний год такой подход дал больше выгоды.

Материал в тему: как наладить розничную торговлю автозапчастями.

Какую систему налогообложения можете посоветовать по своему опыту?

Мы работаем по упрощенной системе: доход минус расход.

Вы взаимодействуете с целевой аудиторией в интернете?

Все вопросы продвижения в сети лежат в зоне ответственности правообладателя франшизы – «Урбан Кофикс Раша».

Правда ли, что бизнес постоянно донимают проверками?

За три года трижды у нас были представители Роспотребнадзора и два раза – пожарные. Кроме того, ежемесячно проводятся внутренние проверки. Тренеры Cofix Check оценивают каждую кофейню по трем показателям: качество продукта (есть ли просрочка, верно ли маркирован товар и прочее), сервис (насколько вежливы бариста, соответствует ли уровень обслуживания стандартам и т.п.), кофе (здесь проверяется работоспособность кофемашин, технология приготовления и другие тонкости).

Отголоски кризиса 2014 г. до сих пор больно бьют по общепиту. Кофейням тоже досталось?

Кризис сказался на моих кофейнях лишь положительным образом. В связи с тем, что люди стали меньше тратить, потоково-бюджетный сегмент становится для них все более и более привлекательным.

Вы задумываетесь о расширении своего бизнеса? О новой географии или смене формата?

Сейчас мы с моей командой делаем ставку на развитие в Санкт-Петербурге, поскольку московский рынок перенасыщается, а здесь еще необъятный простор для творчества.

Мы ведем переговоры относительно двух сложных локаций. По первой мы получим ответ от арендодателя после Нового года, а вторую запустим к концу 2020 г. в еще строящемся торгово-развлекательном комплексе.

Какой совет Вы бы дали новичкам, которые только делают свои первые шаги в предпринимательстве?

Надо знать свой бизнес изнутри. Если говорить про мой, то нужно пройти весь процесс подготовки и обучения, который проходит каждый сотрудник перед тем, как выйти на работу.

Если, например, это бариста: то от погружения в кофеварение до выдачи заказа гостю. Нужно знать всю «кухню». Только так можно понимать, как и почему происходят списания, имеются остатки. Это позволяет материально мотивировать персонал и вообще иначе смотреть на фонд оплаты труда и сопутствующие расходы.