Михаил Фадеев
Михаил Фадеев
Герой статьи – Михаил Фадеев – молодой предприниматель из Челябинска, владелец сети кальянных «Efendi», оформленных в экзотическом восточном стиле, организованных самостоятельно с нуля. В интервью Михаил рассказывает о нюансах бизнеса, возможности открыть кальянную по франшизе.

Основные тезисы интервью:

  • Название франшизы: Calian House Efendi
  • Срок окупаемости вложений: 12 месяцев
  • Начало деятельности: 2014 год
  • Вид бизнеса: кальянная
  • Город основания бизнеса: Челябинск
  • Источник первоначальных вложений: помощь родителей, кредит в банке
  • Возможность открытия по франшизе: да
  • Совет начинающим бизнесменам: верить в себя, не обращать внимания на скептические замечания «доброжелателей»

Как все начиналось

Здравствуйте, Михаил, у вас необычный, пожалуй, даже экзотический бизнес! Расскажите, как родилась идея? Вы делали выбор, сравнивая разные форматы заведений для отдыха, или точно знали, что хотите сделать?

Идея родилась в январе 2014 года. Тогда кальянная индустрия в нашем городе была не развита. Возможность покурить кальян в основном предоставлялась как дополнительная услуга в ресторанах, клубах, барах. Качество данной услуги оставляло желать лучшего. Ну и собственная любовь к кальяну сыграла, конечно, не последнюю роль в выборе вида бизнеса.

В интернете много противоречивой информации по поводу законности табачного бизнеса. Насколько кальянная законна?

Закон о запрете курения облегчил нашу работу. В глобальной паутине встречается много различных домыслов, связанных с курением кальянов. Выбирая вид деятельности, стоит основываться на официальных документах, законах. Правильно оборудованная кальянная без кухни и алкоголя –  единственное законное место для курения никотиновых кальянов. 

До «кальянной в восточном стиле», вы уже пробовали себя в индустрии развлечений? Или это ваше первое «детище»? Был ли какой-нибудь предпринимательский опыт? Что оказалось самым сложным в начале работы?

Кальянная – мой первый серьезный проект. Опыта предпринимательской деятельности не было, были интересные идеи, бизнес-планы, но Efendi стала первым бизнесом, доведенным от идеи до полноценного воплощения. Из начальных сложностей самая большая – страхи, сомнения в  успехе, однако,  решившись начать, понял – нужно  усердно работать, если хочу достичь чего-то стоящего.

О вложениях, окупаемости

О деньгах спрашивать неэтично, но все-таки: «богатый антураж» требует существенных вложений. У вас были накопления, или вы создавали бизнес на заемные деньги? Намного дороже создать такое заведение по сравнению с обычным кафе?

В 23 года особо не накопишь. 70% денег были заемными (помогли родители, банки). Кальянная обходится дешевле по всем параметрам: минимум персонала, гораздо меньше оборудования, проще в законодательном аспекте по сравнению с любым даже самым простым кафе и, тем более, рестораном. Создать «дорогой антураж» в кальянной гораздо проще, чем в кафе, при правильной  раскрутке, качественной работе заведение будет приносить чистыми деньгами не меньше, а то и больше прибыли.

Когда задумывали место для отдыха столь необычного формата, была ли уверенность в окупаемости вложений? Сколько времени потребовалось для выхода на самоокупаемость и прогнозную выручку?

Уверенность, с учетом растущей популярности кальянов, была максимальной, иначе было бы сложно работать в самом начале. Говоря откровенно, заоблачные ожидания в плане доходов, не оправдались  по сей день, а вот прогнозные расходы на практике оказались ниже. Судя по чистой прибыли,  видно, что к середине-концу первого года работы я пришел к положительному сальдо доходов над расходами. Дальше показатели улучшались из-за роста числа постоянных гостей, узнаваемости бренда.

О дизайне, интерьере

При взгляде на фото вашего заведения, обращаешь внимание на интересный, очень красивый интерьер? Как он создавался?  Работал профессиональный дизайнер? Его услуги обошлись дорого? Инвестиции оправдали себя?

Одна из моих друзей – профессиональный дизайнер. Если бы пришлось платить полную стоимость, расходы на интерьер могли бы возрасти до небес, аналогичные услуги дизайнера стоят очень дорого. В эстетическом и маркетинговом плане инвестиции окупились на 100%,  посетителям нравится, они возвращаются в нашу кальянную постоянно.

Про сезонность, кризис и самое важное

Атмосфера покоя, уюта, комфорта чувствуется даже на фото вашей кальянной. Каждая деталь продумана и работает на общий образ? Что привлекает клиентов? Сложился у вас постоянный контингент посетителей, или они часто меняются?

Задумка исполнения интерьера исходила из истории кальяна как образа жизни, рамок поведения его ценителей. Кальян изобрели в Индии, но наибольшую популярность он приобрел в арабских странах, в частности в Османской империи. Отсюда исходит весь стиль  заведения. Хотелось внести восточный шарм в наш город, и, я считаю, нам удалось. Постоянных клиентов много, фактически стараемся, чтобы каждый достойный гость приходил к нам еще не раз.

Присутствует ли сезонность в бизнесе?

К сожалению, сезонность в бизнесе присутствует, летом происходит спад, но это касается любых заведений:  люди уезжают в отпуска, на дачи, много времени проводят на свежем воздухе, зато к сентябрю начинается наплыв посетителей.

Вашей «кальянной» около двух лет. Сейчас у вас уже три заведения. Значит, идея оказалась удачной? Какое место в вашей жизни занимает бизнес? Что в нем самое важное, ключевое — без чего он работать не будет?

Действительно так. Идея оказалась очень удачной, об этом можно судить хотя бы по моей телефонной книге – в ней уже несколько тысяч номеров наших гостей. Многие люди приходят и  ничего сами не заказывают –  персонал отлично знает их предпочтения.

До встречи с будущей женой бизнес был для меня всем: женой, мамой, папой, домом. Он занимал меня на 100%. Небольшой отпуск сделал через полтора года постоянной работы. Но и сейчас бизнес стоит на одном из важнейших мест в моей жизни. Я убежден – самое важное или ключевое – команда, люди, не делающие ничего спустя рукава, серьезно относящиеся к работе. Гости это чувствуют, поэтому возвращаются в Efendi.

В условиях кризиса люди обычно экономят. Как кризис повлиял на ваш бизнес? Посещаемость ваших заведений как-то изменилась? Или, наоборот, стало больше клиентов, желающих отдохнуть,  расслабиться в непринужденной атмосфере?

В нашей стране кризисы – часть жизни, люди бы удивились их отсутствию. Мы делали упор на людей среднего и высокого достатка, а такие ребята на кризисе, как правило, зарабатывают, не чувствуют его так, как обычные люди.

О франшизе сети кальянных «Efendi»

Судя по тому, что появилось франчайзинговое предложение, вы планируете расширять бизнес? Сохранят ли кальянные, открытые по франшизе, присущие им своеобразие, неповторимый облик, характер?

Безусловно, иначе во франшизе не было смысла. Нас посещают гости из разных городов, стран, часто приходится слышать вопрос: «Почему в нашем городе/стране нет такой кальянной?»  В связи с этим я почти не сомневаюсь в успехе расширения бизнеса путем продажи франшиз, причем, не только на территории России.

Какой уровень инвестиций необходим для открытия кальянной по вашей франшизе?

Проанализировав опыт, ошибки, косяки, допущенные на стадии строительства, начала работы, удалось уменьшить уровень инвестиций как минимум вдвое, в зависимости от региона, он составляет сумму до одного миллиона рублей.   

Для каких городов подходит ваша франшиза? Какая минимальная численность населения должна быть, чтобы заведение приносило прибыль?

Тут скорее дело не в численности населения, а в самом населении, его лояльности по отношению к курению кальяна, финансовой состоятельности и уровне конкуренции. В маленьком небедном городе при отсутствии или низком уровне конкуренции такая кальянная может приносить не меньше, чем в крупном мегаполисе.

Михаил, а почему стоит купить вашу франшизу?  Что уникального в вашем предположении?  Разве не дешевле открыть самостоятельно? Допустим, подсмотрев дизайн у действующих заведений, в том числе ваших?

В нашем городе есть пример воровства интеллектуальной собственности Efendi. Однако, недостаточно просто скопировать дизайн, виды табаков, чтобы люди возвращались в кальянную. Есть много подводных камней, избежать их позволит покупка нашей франшизы. Кстати, иногда наши гости жалуются на многие просчеты именно в той кальянной, приходят туда, как правило, один раз, по ошибке принимая их за нашу сеть. Мы предпринимаем юридические меры, чтобы это заведение сменило название  во избежание путаницы.

Не спорю, что в наше время в интернете можно найти воплощение абсолютно любой бизнес-идеи. Вбейте в поисковике «как открыть кальянную» и вуаля! Но, как показывает практика, воплотить на практике не так легко. Имеется тысяча и одна причина, по которой франшиза комфортнее самостоятельного открытия, вот лишь некоторые из них:

  • По франшизе можно получить кальяны, табаки по самым низким ценникам от официальных российских поставщиков;
  • Мы предоставляем своим франчайзи дизайн проект будущего помещения и сопутствующие привилегии: создание бренда, рекламные материалы;
  • Франшиза Calian House Efendi – действующая бизнес-модель, прошедшая всевозможные взлеты и падения, теперь успешно функционирует в городах России.
  • В команде работать всегда проще;
  • Наш специалист выезжает в город, где открывается новая точка по франшизе, помогает с поиском помещения, наймом сотрудников, присутствует на торжественном открытии кальянной;
  • Партнерам мы помогаем решить все вопросы и проблемы, чтобы они могли наслаждаться бизнесом.

Совет начинающим бизнесменам

И, напоследок, Михаил, что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям, учитывая личный опыт создания бизнеса?

Главное –  вера в себя. Я отвечал ранее на подобный вопрос, ответ остается прежним –  верить. Всегда есть люди, утверждающие, что у вас ничего не получится, главная задача абстрагироваться, не обращать внимания на подобные мелочи. Если вы не поверите в себя, в вас никто не поверит.