Экономические порталы составляли топ франшиз на основе 2 критериев: срок «жизни» системы лицензирования и количество закрытых точек по отношению к новым. Издание Forbes поставило на первое место Sun School, РБК – 1С. В 2018 г. лидером была «Аскона», а в 2014 – «Позитроника».

Понятие франчайзинг описывает метод ведения бизнеса, когда известная компания предоставляет собственные технологии и возможность работы под ее маркой иным фирмам. Покупка франшизы позволяет запустить дело «с нуля» под известной вывеской. Новая компания выходит на рынок по уже готовой рабочей модели. Это достойный выбор для предпринимателей, которые не знают, с чего начать.

Критерии оценки

Самая популярная франшиза в России выбиралась с позиции нескольких условий:

  1. Период существования модели лицензирования компании – минимум 3 года.
  2. Количество закрытых на протяжении предыдущего года точек меньше половины от запущенных за аналогичный период.

По параметрам среднегодового показателя выручки с подразделения, ROI, срока окупаемости, рентабельности продаж и доле владельцев 2 и более филиалов были ранжированы компании из списка. Накопленная сумма баллов по обозначенным критериям определила конкретное место франшизы в рейтинге.

Лидер по версии Forbes

В соответствии с опубликованным Forbes рейтингом, первое место занимает франшиза Sun School. Это английские детсады формата АВС, где каждая буква аббревиатуры обозначает принцип:

  1. A – Ability, подразумевает развитие интеллектуальных способностей ребенка.
  2. B – Body, ориентация на улучшение физических навыков.
  3. С – Communications, коммуникация, общение.

При этом воспитательно-образовательная деятельность осуществляется на русском и английском языках. Наполняемость каждого дошкольного учреждения составляет от 30 детей в возрасте 1,5-7 лет. На операционную прибыль бизнес выходит уже спустя 3-6 месяцев, через 9-12 мес. можно ожидать достижения нормы ежемесячной прибыли. Период окупаемости проекта составляет 18-26 мес.

Количество филиалов достигло 81. Размер первоначального взноса для тех, кто решил стать франчайзи в новом регионе, составляет минимум 1 млн руб. При этом инвестиции в дело равны не менее 5 млн руб. Сумма роялти – лицензионного вознаграждения, которое понадобится отчислять каждый месяц франчайзеру, составляет 5%. Указанный платеж вносят на протяжении всего периода работы филиала.

Коммерческая концессия позволяет открыть собственный бизнес в рамках федеральной сети. При этом ее покупатель получает поддержку 9 отделов управляющей компании по каждому направлению на всех стадиях.

Франчайзер предлагает на выбор следующие форматы сотрудничества:

  1. Стартовый предусматривает лишь предоставление документации.
  2. Расширенный включает организацию дошкольного учреждения образования «под ключ».

Стать франчайзи детсада Sun School возможно с 2013 г. Сама компания существует с 2011 г. Также есть определенные условия для тех, кто хочет открыть филиал. Требования касаются характеристик помещения:

  1. Назначение – нежилое.
  2. Расположено на первом этаже.
  3. Имеет площадь минимум 200 кв. м.

Подойдет также отдельное здание. Важно, чтобы его метраж составлял не менее 250 «квадратов».

Продажа франшиз осуществляется в Москве и других регионах РФ, странах ближнего зарубежья.

Победитель по данным РБК

В соответствии с рейтингом, составленным РБК, первое место отводится коммерческой концессии 1С. Данные Роспатента говорят о том, что это топовая франшиза в РФ за 2019 г. За прошлый год было заключено 729 контрактов. Для того чтобы стать франчайзи, понадобится заплатить первоначальный взнос в размере 19 тыс. руб. и ежеквартально вносить по 3 тыс. руб.

Франшиза была запущена еще 20 лет тому назад. Продажи через партнерскую сеть стартовали в 1989 г. С 1994 г. компания реализует стратегию развития, предусматривающую организацию сервиса внедрения и кастомизации программного обеспечения по франчайзинговой модели.

Статистика. Филиалы фирмы оказывают комплексные услуги, связанные с автоматизацией учетной и офисной работы. В сети 1С на 1 квартал 2020 г. порядка 7 тыс. партнеров из 25 стран.

Выбрав франшизу, партнеры компании получают право помогать в выборе ПО, реализовывать программные продукты, доставлять, устанавливать, настраивать их. В область компетенции филиалов входит также консультирование, техподдержка и обучение пользователей. Сумма получаемого каждый месяц дохода составляет от 50 тыс. руб.

Компания реализует схему сотрудничества по 3 направлениям:

  1. 1С: Франчайзинг.
  2. 1С: Бух. обслуживание.
  3. Центры сертифицированного обучения 1С.

Самым выгодным для франчайзи считается продажа ПО – размер маржи здесь доходит до 45%. На втором месте стоит внедрение ПО 1С – маржинальность достигает 44% от общего дохода, получаемого покупателем лицензии.

Популярные франшизы прошлых лет

Экономическая ситуация меняется. На место былых лидеров приходят стартапы. Конкурентная борьба – двигатель рынка, но и «могильщик» одновременно. Части брендов не удалось сохранить высокие позиции с течением времени.

2018 г.

Если использовать данные Forbes, можно сделать вывод о том, что лидером 2018 года была компания «Аскона». Количество франчайзинговых точек, в соответствии с информацией из рейтинга, составляло 256, а годовая выручка – 37,5 млн руб. Фирма остается крупным производителем товаров для здорового сна, включая подушки, матрасы и многое другое. Сумма инвестиционных вложений для сотрудничества при этом – от 750 тыс. руб. до 14 млн руб.

2014 г.

По состоянию на 2014 год, лидером в рейтинге отечественных франшиз была «Позитроника». Число открытых точек на тот момент достигало 145. Это проект, разработанный дистрибьютором компьютерной и цифровой аппаратуры Merlion. Франчайзинговая сеть считалась самой крупной в сфере торговли бытовой техникой и электроникой. Войти в число партнеров компании стало возможным с 2006 г.