Турбаза – это досуг выходного дня для жителей больших городов и не только. На сегодняшний день загородный досуг становятся заменителями отдыха на даче. Сюда можно приехать на выходные со всей семьей, активно провести время и отдохнуть от городской суеты. Это направление деятельности не ново в России, но все же рынок услуг активного досуга не достиг своего насыщения даже наполовину, а, следовательно, открытие базы отдыха является перспективным бизнесом.
Анализ показателей рынка внутреннего туризма в России
Проанализируем, как проводили летний отпуск россияне в 2014 году. Большинство наших соотечественников либо никуда не выезжали – 47%, либо провели время на даче – 24%. Путешествующая часть населения, а это 29%, свои предпочтения распределила следующим образом: 10% посетили Черноморское побережье Кавказа, 10% путешествовали по России, 7% отдыхали за границей, 2 % в Крыму
Диаграмма 1. Отдых россиян летом 2013 года
Источник: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
Диаграмма показывает, что большая часть населения России (71%) не уезжают далеко от дома даже в период отпусков. Что с большой вероятностью подтверждает высокий спрос на услуги загородных баз.
Да и в целом внутренний туризм в 2014 году вырос на 30%.
Более подробно о внутреннем туризме узнайте из нашей статьи
У городских жителей большой популярностью пользуются турбазы которые расположены в живописных уголках природы недалеко от города. Это позволяет россиянам быстро организовать свой досуг на выходных без особых затрат времени на дорогу. А вот где расположена база отдыха – в горах, на берегу моря, озера или реки, в лесу это уже зависит от того, где вы живете и куда вам ближе добираться.
В России в 2014 году насчитывалось около 1 600 турбаз. По прогнозам экспертов в 2015 году это число будет увеличиваться, из-за увеличения потока внутренних туристов. Наибольшее количество баз отдыха сосредоточено в Астраханской области (10,24% от общего количества), Краснодарском крае (6,26%), Самарской области (5,66%).
Диаграмма 2. Распределение баз отдыха по регионам России в 2014 году
Федеральная служба государственной статистики
В 2014 году по всем популярным направлениям пригородного отдыха наблюдался рост продаж: в средней полосы России (+37%), в Подмосковье (33%), в Ленинградской области (+30%), Юг России (32%).
Рост естественны образом обусловлен инфляцией. Цены на туристические путевки заграницу в 2015 году увеличились на 50%, на внутренние туры – на 9–15%.
В 2015 году финансирование программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 2011-2018 гг.» сократится втрое и составит 5,2 млрд. руб. Поступление от частных инвестиций ожидается в размере более 15 млрд. руб..
На сегодняшний день в нише существует ряд проблем и препятствий:
- Нехватка объектов размещения, которые ориентированы на массовое размещение постояльцев.
- Транспортные проблемы – зачастую на загородные базы, удаленные от проезжих частей и железнодорожного полотна можно добраться только на собственном автомобиле. То есть значительным образом отсеивается слой потребителей услуг, которые не имеют автомобиля в распоряжении и попросту не могут добраться до нее. Таковой слой составляют студенты в первую очередь, среди которых на самом деле данный вид отдыха имел бы место быть.
- Невысокий уровень сервиса и культуры отдыха. Большинство жителей городов проводят выходные лежа перед телевизором и только небольшая доля выбирается на свежий воздух.
- Неравномерность развития туризма по стране.
- Слабое продвижение продукта «отдых внутри страны», «отдых на выходных».
- Отсутствие сбора и анализа информации статистического характера о внутреннем туризме в стране.
Можно ли зарабатывать с минимальными вложениями
Не будем лукавить открытие турбазы – это бизнес, который больше подходит для среднего бизнеса. Даже если удастся получить участок живописной земли под строительство в аренду на 49 лет, то вторая важная составная таковой базы, а именно капитальное строительство составит не менее 10 млн. руб. со всеми разрешениями, согласованиями и пр.
Мы видим, что с таким размером капиталовложений малому бизнесу такой вид деятельности будет явно не по карману, нет даже смысла составлять бизнес-план базы отдыха. Но выход есть! Способов заработать на активном отдыхе с минимальными вложениями много. Самое основное – это создать интересную бизнес-идею. Рассмотрим несколько таких вариантов:
Подобный опыт успешно реализуется при гостиницах Турции и Египта, куда так любили раньше ездить россияне.
Любителям живописных ландшафтов можно разработать и предложить интересные пешие, велосипедные, водные (спуск на байдарках) маршруты с разными видами сложности. Это могут быть как туры одного дня, так и туры с ночевками.
Прокат инвентаря. Если мы говорим о зимних видах спорта, то это снегоходы, лыжи, сноуборды, санки и т.д. Для летнего проката – велосипеды, каноэ, надувные SUP доски, лодки с веслами, шезлонги и т.д. Здесь, конечно же, вам придется подумать о месте хранения инвентаря.
Организация пейнтбольного клуба. Для этого вам необходимо найти и оформить площадку для «военных» игр, закупить оборудование и расходные материалы, пошить форму, организовать подвоз людей.
Организация рыболовных туров. Вначале необходимо получить лицензию на право пользования водными ресурсами, арендовать уже подготовленный водоем у рыбхоза, заселить пруд рыбой. А далее начинаются уже разные способы ведения бизнеса в зависимости от размера вашего стартового капитала. Самый лучший вариант это мостики для рыбалки, беседки, площадки для шашлыка, домики, сауна, кафе и т.д.
Бизнес-план организации платной рыбалки
Этот список неполный, его можно продолжать и продолжать. Услуги активного отдыха пользуются большим спросом среди отдыхающих Поэтому договорившись с владельцами загородной базы можно обеспечить взаимовыгодные бизнес отношения.
Поскольку активный отдых начинает развиваться, и еще плохо налажен в России, то барьеры входа на данный рынок не высоки. Если вас действительно заинтересовало это направление, мы советуем детально изучить вопрос, на примере стран, в которых развит данный вид отдыха. У них можно почерпнуть множество бизнес-идей и адаптировать их для российского рынка. Вам нужно четко определить своего клиента, составить его портрет, потому что весь проект будет прописываться под него. В сфере услуг очень сильно работает сарафанное радио. Качество услуг и лояльность к клиенту – это то, что поможет сформировать о вас положительный имидж и посоветовать своим друзьям обратиться именно к вам для организации запоминающегося активного отдыха за городом на выходных.
Материал подготовлен консалтинговой группой Success Brand Management
Использованные источники:
- Отчет КГ Success Brand Management – «Анализ рыночной целесообразности для рынка активного отдыха в Ленинградской области близ поселка Васкелово»
- Федеральная Служба Государственной Статистики
- Всероссийский центр изучения общественного мнения
- Единственная межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)
- Интервью с Олегом Сафоновым – руководителем Ростуризма
- Компания Мультитур
- Интервью с Ильей Уманским – вицепрезидентом Ассоциации туроператоров России
- Интервью с Сергеем Ромашкиным – главой туроператора «Дельфин»