В основе названия вафель лежит немецкое слово «wafla», которое означает «ячейка» или «сота» и представляет собой сухое печенье с рельефным рисунком и разнообразными начинками.

В Европе XIV века вафли считались деликатесом, достойным королевских особ и выпекались только по праздничным особенным дням. Сейчас вафли получили широкое распространение. Разнообразен и их ассортимент: начиная от плоских хрустящих вафель и заканчивая сдобными вафлями различных форм.

Ассортимент вафельной продукции:

  • Вафельные стаканчики;
  • Вафельные трубочки;
  • Вафли глазированные;
  • Вафли мягкие;
  • Вафли рисовые;
  • Вафли традиционные.

Целевая аудитория, каналы сбыта

При широком ассортименте вафли имеют довольно доступную цену, этот продукт может позволить себе каждый потребитель: от школьников (в качестве перекусов на переменах) до пенсионеров (порадовать себя и близких). Таким образом, с уверенностью можно сказать, целевая аудитория потребителей вафельной продукции обширнейшая, спрос на не постоянен.

Можно выделить два основных способа сбыта продукции: реализация через посреднические организации (оптово-торговые компании) и торговля через розничные торговые точки (магазины, отделы).

Первый способ оптимален для начинающих предпринимателей, несмотря на то, что он менее маржинален, чем торговля через магазины. Основные преимущества при сбыте через оптово-торговые компании:

  • Возможность реализации большого объёма продукции.
  • Не требуется разводить продукции по многим торговым точкам. В связи с этим на первоначальном этапе, нет необходимости в приеме на работу торгового представителя, всем можем заниматься собственник бизнеса.
  • Отсутствуют расходы по оплате различных роялти (за вход в сети, за выкладку и тд).

Этапы изготовления и требуемое оборудование

Можно выделить следующие основные этапы производства вафель:

  1. Подготовка сырья (тесто, начинка)
  2. Выпекание вафельных листов
  3. Охлаждение вафельных листов
  4. Отбраковка вафельных листов
  5. Изготовление начинки (крема)
  6. Нанесение начинки
  7. Охлаждение вафельных блоков
  8. Нарезка вафельных блоков
  9. Упаковка готовой продукции.

На рынке представлены различные модели оборудования, но наибольшей популярностью пользуются линии «под ключ».

Приобретение полностью автоматической линии является достаточно затратным мероприятиям, и подходить к нему надо серьезно. Прежде, чем совершать покупку необходимо сделать подробный экономический анализ, для определения экономической целесообразности.

Проведем анализ двух производственных линий, одна производства США, вторая Китай.

Линия по производству вафель R-33 США

  • Производительность: 3,6 тонны за сутки (при соотношении веса начинки и вафли 1,5 к 1)
  • Количество форм для выпечки: 33
  • Шкаф для выпечки: газовый
  • Потребление газа: 25 куб. метров
  • Потребляемая мощность: 26 квт в час.
  • Размер линии: 20 м.*2 м*2,4 м
  • Вес: 17 тонн
  • Обслуживающий персонал: 4 человека
  • Стоимость линии: 385 000 долларов с НДС
  • Стоимость линии с учетом шеф-монтажа, пуско-наладки, доставки, таможенной очистки: 434 000 долларов.

Линия по производству вафель «Алимекс» Китай

  • Производительность: 4,5 тонн за сутки (при соотношении веса начинки и вафли 1,5 к 1)
  • Количество форм для выпечки: 51
  • Шкаф для выпечки: газовый
  • Потребление газа: 35 куб. метров
  • Потребляемая мощность: 42 квт в час.
  • Размер линии: 30 м.*2 м*2,5 м
  • Вес: 21 тонн
  • Обслуживающий персонал: 5 человек
  • Стоимость линии с учетом шеф-монтажа, доставки, таможенной очистки: 347 000 долларов.

По соотношению Стоимость линии/Производительность, лучше сморится линия из Китая, но при этом у нее значительно большей расход газа и электроэнергии, для обслуживания требуется больше персонала и большая площадь цеха. Следовательно, себестоимость продукции произведенной на китайской линии будет несколько выше, чем на американском оборудовании.

Стоит отметить, что выход на производительность, которая заявлена в технической документации (что американской, что китайской линии) возможен не ранее, чем через 2 годы работы (при условии начала бизнеса с нуля). Максимальная производительность линии не является столь важным фактором для начала бизнеса, важнее наладить рынок сбыта, а для этого основными факторами является качество и цена продукции.

Ни одна из вышеперечисленных линий не укомплектована упаковочным оборудованием, его нужно приобретать отдельно.

Одним из вариантов комплектации линии является приобретение горизонтального упаковочного автомата DCWB-400B.

Горизонтальный упаковочный автомат DCWB-400B

Производительность: 40-230 уп/мин.
Габариты продукта: 130-320 x 50-190 x 45 мм.
Стоимость данного оборудования составляет: 14 792 доллара (439000 рубля).

Технико-экономическое обоснование проекта

Капитальные вложения:

  • Покупка автоматической линии R-33 : 13 млн. руб.
  • Покупка упаковочного аппарата: 0,4 млн. руб.
  • Покупка вспомогательного оборудования и инвентаря (холодильные камеры, посуды, инвентарь): 0,4 млн. руб.
  • Закуп сырья (2 мес. запас): 1,5 млн. руб.
  • Прочие расходы (ремонт помещения, монтаж вытяжки, подключения к электросетям) 0,5 млн. руб. -
  • Регистрация в ИНФС, открытие счета, прочие расходы: 0,2 млн. руб.
  • Итого 16 млн. руб.

Расчет выручки, прибыльности, окупаемости

Производство, кг. в час 120
Загрузка оборудования в смену, в час. 10
Количество смен, в мес. 30
Выработка продукции, в мес., в кг. 36 000
Оптовая цена изделия, за 1кг руб. 120
Выручка, руб. 4 322 000
Чистая прибыль, руб. * 700 000
Окупаемость, в мес. 22-24

* Размер чистый прибыли посчитан согласно среднеотраслевой рентабельности для данного вида деятельности.