Перспективы этого бизнеса настолько огромны и в полной мере не оценены.
Ведь в сознании абсолютного большинства потребителей соевый белок – это дешевый заменитель и наполнитель различных видов мясной и молочной продукции. Но вот в этом и кроется вся суть бизнес-идеи. Если соя по своим характеристикам идентична мясу и молоку, может полностью их заменить, то зачем обманывать потребителя, когда ему можно открыто предложить: свежие, вкусные, дешевые и экологически чистые продукты питания из сои.
К примеру, творог, сделанный из соевого молока с добавлением в него сахара, ванилина, лимонной кислоты, сухофруктов и орехов, по вкусу совершенно не отличается от творога, произведенного из коровьего молока. А вот себестоимость соевого творога – в 15 раз дешевле! Из чего следует, что продукты из сои вне конкуренции.
К тому же соя как сырье при определенных условиях хранится годами и не требует дополнительных производственных мощностей, например, холодильного оборудования, как для мяса и молока.
Ассортимент продуктов из сои
Продукты питания из сои – это не только «привилегия» малообеспеченных слоев населения. Не секрет, что многие люди по тем или иным причинам (различные заболевания, диеты) не могут употреблять в пищу мясо-молочные продукты, а соя – это 100% выход из положения. Вот лишь некоторый ассортимент выпускаемой продукции:
- Мясо: колбаса вареная и полукопченая, различные виды пельменей и котлет, сухое соевое мясо.
- Молоко: соевое молоко, кефиры, йогурты, сыр, творог и творожные массы.
- Другое: соевое масло холодного отжима, соевая мука, низкокалорийный майонез.
- Кондитерские изделия, соусы, пасты, джемы.
Для того чтобы охватить весь спектр выпускаемой продукции, в производстве следует выделить несколько направлений:
Изготовление молочных и кисломолочных продуктов
Основа оборудования – многофункциональная установка «Союшка». Производитель – Россия.
А) Комплектация:
- размоловарочный аппарат;
- пресс-фильтр;
- ручной рефрактометр;
- автоматический электропарогенератор;
Б) Технические характеристики:
- производительность – 70-100 л/ч;
- технический цикл на одну варку – 20-25 мин;
- расход сухой сои – 2.5-3 кг за 1 цикл;
- выход молока за 1 цикл – 23-33 литра;
- выход сыра из 20 л молока – 5-5.5 кг;
- выход майонеза – 13-14 кг, время – 2 часа;
- выход других продуктов: кремы, джемы, соусы, икра, кетчупы – 10-12 кг за 1 цикл;
В) Примерная стоимость оборудования – 70-120 тыс. рублей.
Г) Рабочая площадь – 15 м². Обслуживание – 1 человек.
Изготовление мяса и мясопродуктов
Основа оборудования – производственная линия текстурированного соевого белка (соевое мясо) DG75 – II. Производитель – Китай.
А) Комплектация:
- двухшнековый экструдер;
- пятислойный сушильный шкаф;
- пневмотранспорт;
Б) Технические характеристики:
- производительность мяса – 150 кг/ч;
- установленная мощность – 85 кВт/ч;
- фактическая мощность – 65 кВт/ч;
В) Примерная стоимость оборудования – 300 тыс. рублей.
Г) Рабочая площадь – 43 м². Обслуживание – 2 человека.
Изготовление соевого масла.
Основа оборудования – маслопресс АМГОМ-750. Производитель – Россия.
А) Технические характеристики:
- производительность масла – 600 кг/ч;
- установленная мощность – 80 кВт/ч;
- габаритные размеры – 4,7Х4Х2,9 метров;
Б) Примерная стоимость оборудования – 470 тыс. рублей.
В) Рабочая площадь – 20 м². Обслуживание – 1 человек.
Особенности технологического процесса
Обычно производство молочных и идентичных им продуктов из сои выделяют в отдельную линию. Производство соевого мяса и масла наоборот объединяют в один цикл. Дело в том, что основой для изготовления соевого мяса служит жмых, получаемый после отжима масла, который впоследствии перемалывают в муку. Для приготовления колбас и полуфабрикатов используют точно такое же оборудование, как в мясоперерабатывающем производстве. Однако эту статью доходов детально мы рассматривать не будем и вот почему.
Во-первых, для производства таких продуктов нужно соблюсти ряд условий, а именно: разработать на каждый продукт отдельное ТУ и его рецептуру, что требует привлечения высококвалифицированных специалистов.
Во-вторых, рынка подобных продуктов питания как такового нет. Поэтому неизвестно, как отреагирует потребитель, скажем, на копченую колбасу из сои. Здесь нужно действовать по принципу эксперимента. Создали продукт, спрос есть – производим дальше, спроса нет – сворачиваем линию.
Сколько можно заработать на производстве соевых продуктов?
Дальнейшие расчеты по капиталовложениям, окупаемости и прибыли будут основаны на трех составляющих производства: молочные продукты, соевое мясо и масло.
Первоначальные расходы:
- Оборудование для молочных продуктов – 120 тыс. руб.
- Оборудования для соевого мяса – 300 тыс. руб.
- Оборудование для соевого масла – 470 тыс. руб.
- Упаковочные линии – 90 тыс. руб.
- Регистрация предприятия, оформление документов и разработка технических условий – 150 тыс. руб.
- Итого: 1430 тыс. руб. (1.5 млн. руб.).
Ежемесячные расходы:
- Аренда цеха (250 м²) – 100 тыс. руб. В районах пригорода, аренда в разы меньше.
- Зарплата персоналу: технолог, бухгалтер, водитель-экспедитор, 5 рабочих – 135 тыс. руб.
- Электроэнергия – 50 тыс. руб. (из расчета 500 кВт в день).
- Закупка сырья – 12.5 тонн сои (из расчета – 2.5 т. на молочные продукты, 10 т. на масло и мясо). Стоимость 125 тыс. руб.
- Итого: 410 тыс. руб.
Ежемесячный доход:
- Молочные продукты, пасты, джемы, соусы и т. д. Ежедневная норма – 120 кг; примерная цена за 1 кг – 50 руб. Ежемесячная норма – 3600 кг. Итого: 180 тыс. руб.
- Соевое масло. Ежедневная норма – 200 л; примерная цена за 1 л – 40 руб. Ежемесячная норма – 6000 л. Итого: 240 тыс. руб.
- Соевое мясо. Ежедневная норма – 350 кг; примерная стоимость за 1 кг – 30 руб. Ежемесячная норма – 10050 кг. Итого: 301,5 тыс. руб.
- Общий доход – 720 тыс. руб.
- Чистая ежемесячная прибыль – 310 тыс. руб.
- Окупаемость бизнеса – 5 месяцев.
- Рентабельность производства – 40-45%.
Что касается объемов производства соевого мяса, то здесь есть один нюанс. Такое количество мяса крайне сложно реализовать в розницу, т. е. в мелкой фасовке. Поэтому основным потребителем соевого мяса станут мясокомбинаты, и об этом нужно позаботиться заранее. Ну, а дальше все в ваших руках: налаживайте производство, систему маркетинга и зарабатывайте на продуктах будущего.