Перспективы
Сливочное масло представляет собой продукт питания, который изготавливается на основе молочных сливок, путем их сепарирования или взбивания. Масло относится к категории базовых продуктов и является товаром повседневного спроса, потребители которого - практически все граждане России.
Сам же российский рынок сливочного масла достаточно емкий – ежегодный объем его производства составляет более 200 тыс. тонн. Так, по итогам 2012 года в России было произведено более 213 тыс. тонн продукции.
В целом, отечественные производители самостоятельно обеспечивают большую часть потребности в сливочном масле, тогда как на долю импорта приходится не более четверти его объема.
Представленное в России сливочное масло отличается уровнем содержания жиров, при этом наибольшей популярностью пользуется продукция с уровнем жира 50-80% - в 2012 году ее было произведено в общем объеме 185,7 тыс. тон.
Однако, общий объем потребления сливочного масла в России (примерно за последние 10 лет) остается на одном уровне. Это, а также жесткая конкуренция между ведущими производителями в рознице, существенно усложняют выход на рынок новой компании. Но свободные ниши, которые может занять новый игрок из категории малого и среднего бизнеса, все же остаются.
Во-первых, существует ниша «эконом» (без торговой марки и хорошей упаковки, с расфасовкой в обычную полиэтиленовую пленку), которое может реализовываться на рынках. Его потребители – жители регионов с низким уровнем доходов.
Во-вторых, более перспективным видится сотрудничество с продовольственными супермаркетами, которые практикуют продажу продукции под собственными торговыми марками (private labels). В данном случае предприниматель будет выступать в качестве производственной базы для супермаркета, изготавливая под заказ готовый продукт и фасуя его в упаковку заказчика. При хорошем качестве продукции, а также четком соблюдении сроков поставки, второй вариант развития видится очень перспективным.
Технология производства масла сливочного
Получение сливочного масла может производиться двумя способами – путем сбивания сливок и путем преобразования жирных сливок. Однако, в любом случае первыми этапами техпроцесса являются приемка и хранение исходного сырья (молока), с его последующим подогреванием и сепарированием. В результате получаются сливки.
А вот дальнейшие процессы отличаются. Так, при применении метода сбивания, сливки подогреваются до определенной температуры, после чего происходит их созревание. Далее созревшие сливки сбиваются, промываются, производится посол и механическая обработка масла. После этого полученный продукт фасуется и отправляется в холодильную камеру для хранения.
Во втором случае полученные из молока сливки подвергают тепловой обработке, после чего производят сепарирование – изготовление высокожирных сливок. Далее полученный полуфабрикат нормализуют и производят их механическую обработку. После чего уже готовый продукт фасуют и отправляют в камеру – на хранение.
Необходимое оборудование
В России представлен достаточно большой выбор комплексных линий по изготовлению сливочного масла самой различной производительности – от 150-200 кг в час для мини-цехов, до нескольких тысяч кг. в час для крупных маслозаводов.
Для обеспечения потребностей малого и среднего бизнеса свое оборудование предлагает российская компания-производитель «Молмаш». Ее линия П8-0ЛФ представлена на рынке в трех модификациях, при этом она работает в диапазоне производительности от 550 до 1000 кг готовой продукции в час.
В состав линии П8-0ЛФ входят непосредственно маслообразователь (в 3-х вариантах), пастеризатор, сепаратор и ванна для нормализации высокожирных сливок, бак, насосы, пульт управления, система молочных трубопроводов и стол для фасовки. При этом производитель предлагает три варианта комплектации лини:
- П8-0ЛФ-01, с производительностью до 700 кг в час, оснащается маслообразователем Т1-ОМ-2Т;
Цена от 2,5 млн. руб. - П8-0ЛФ-02, с производительностью до 800 кг в час, оснащается маслообразователем Я7-ОМ-ЗТ;
Цена от 2,7 млн. руб. - П8-0ЛФ-03, с производительностью до 1000 кг в час, оснащается маслообразователем Р3-ОУА;
Цена от 3,3 мл. руб.
Чтобы иметь возможность осуществлять мелкую фасовку масла, дополнительно потребуется фасовочный аппарат. Например, аппарат АРМ 80 предназначен для расфасовки масла брикетами по 100, 125, 200 и 250 грамм. Стоимость такого оборудования от 300 тыс. рублей
Дополнительное оборудование
Для хранения масла потребуется морозильная установка, с камерой объемом до 10 м3. Стоимость данной установки – порядка 100 тыс. рублей.
Технико-экономическое обоснование
Капитальные затраты на открытие бизнеса составляют:
- покупка производственной линии в комплектации П8-0ЛФ-01 – 2,5 млн. рублей;
- доставка, шеф - монтаж и запуск производственной линии – 250 тыс. рублей;
- покупка фасовочного аппарата АРМ (80) – 300 тыс. рублей;
- покупка холодильной установки – 100 тыс. рублей;
- капитальный ремонт и подготовка цеха – 500 тыс. рублей;
- создание запаса молочной продукции – 1 млн. рублей.
- Прочие расходы – 300 тыс. руб.
Итого капитальных затрат – 4 950 000 рублей.
Расчет выручки и прибыльности
Производительность за сутки, в кг | 5 00 |
Количество смен в месяц, | 22 |
Объем производства, в кг | 11 000 |
Цена за 1 кг. продукции, в руб. | 170 |
Выручка, руб. | 1 870 000 |
Рентабельность *,% | 15 |
Окупаемость, месяцы | 18 месяцев |
* Рентабельность деятельности согласно экспертного мнения автора материала.