Татьяна Владимировна Мухарлямова
Татьяна Владимировна Мухарлямова
Как организовать бизнес по переработке морепродуктов в степях Казахстана. Рассказ от первого лица. Морская империя в казахстанских степях? Нет ничего невозможного, если действительно захотеть. В правдивости этих слов карагандинка Татьяна Владимировна Мухарлямова, генеральный директор и хозяйка одноименной компании, убеждается каждый рабочий день.

 За 15 лет своего существования предприятие выросло в достойную организацию, забрасывающую свои сети по всей стране. Сама же владелица всегда готова поделиться секретами своего успеха — беседа получилась очень душевной, за всё время которой не покидало ощущение, что общаешься со старым другом.

Основные тезисы интервью:

  • Вид деятельности: переработка и производство рыбных и морских продуктов
  • Местонахождения бизнеса: Казахстан, г. Караганда
  • Род занятий до начала предпринимательства: секретарь учебной части, инспектор отдела кадров учебного комбината (муж-партнер был водителем).
  • Дата начала предпринимательской деятельности: 2001 год
  • Организационно-правовая форма ведения бизнеса: ИП
  • Размер первоначальных инвестиций: 40 000 долларов + покупка здания 60 000 долларов.
  • Источник первоначального капитала: личные накопления, помощь друзей, кредиты
  • Формула успеха: Никогда не сомневаться в себе и своем любимом деле!

Татьяна, с чего же все начиналось? Почему возникла идея начать бизнес с морепродуктами в степном городе, очень далеком от морей и океанов?

На самом деле, все началось с хобби моего супруга Рустама Адгамовича. Он — заядлый рыбак и все время интересовался всем рыбопродуктами. В какой-то момент захотелось попробовать свои силы в этом бизнесе. Решили: «А давай попробуем...» Тогда у нас была другая работа, на дворе стоял 2001 год, на руках был пятилетний ребенок, но мы решили рискнуть.

Фото 1. Супруг и партнер Рустам.

Фото 1. Супруг и партнер Рустам.

Откуда родилось такое название?

«Морская Империя» стала одним из многочисленных вариантов будущего наименования бренда. Как сейчас помню, листочек с двадцатью предложениями, которые постепенно зачеркивались. Сегодняшнее имя, не буду лукавить, моя идея. А почему империя? Да потому что хочется достигнуть определенных высот, вырасти во что-то глобальное, вот мы и движемся к этому.

И к чему это в итоге привело? Какие виды рыбной продукции вы можете предложить покупателям?

Фото 2. Малая часть из большого ассортимента продукции

Фото 2. Малая часть из большого ассортимента продукции

Да практически все известные на сегодняшний день виды морской и рыбной продукции — у нас их представлено больше ста. Как я люблю говорить: на наших полках вы найдете все, что плавает. Может показаться, что я преувеличиваю, но своей продукцией я горжусь — со временем мы выработали собственные технологии, гарантирующие высокие стандарты качества и очень гордимся ими.

Фото 3. Полный порядок во всем.

Фото 3. Полный порядок во всем.

Любой стартап требует первоначального капитала. Откуда вы взяли средства на собственное начинание?

Нашим первоначальным капиталом стали 3000 тенге (600 рублей). Сейчас это, конечно, не деньги и тогда не Бог весть какие были, поэтому все остальное впоследствии строилось на кредитных займах.

А вот о займах отдельная история. В один из моментов нашей бизнес-истории сложилась такая ситуация, что потребовались огромные суммы (мы планировали покупку нового здания). Здесь нас выручили друзья, которые заложили собственные квартиры, чтобы помочь нам. Они ни на минуту не усомнились, что мы им все вернем. И по сей день я благодарна этим людям за то, что они для нас сделали.

На такое пойдет не каждый.

Да, сколько лет ведем бизнес, столько убеждаемся, что рядом остаются только настоящие друзья. А сама я благодарна судьбе за то, что мне достался такой муж. Именно с Рустамом мы стали настоящим тандемом, где один немыслим без другого. В бизнесе по морепродуктам он отвечает за технологии, постоянно обновляющаяся техническая база, склады, хранение, транспортировка и так далее. На мне - сбыт продукции, продажи, реклама.

Домой работу не приносите?

Конечно, бывает и такое, что и дома продолжаем обсуждать. Но мы стараемся этого избегать - хочется больше внимания уделять детям (а их уже двое, у пары есть и 8-летняя дочка — прим. автора). Редко кто выдержит жизнь в таком режиме, когда спишь не более четырех часов в сутки, но мне кажется, что мы уже привыкли и другой жизни я не мыслю.

Конечно же, не сразу все устало получаться, но когда вы начали понимать, что проект удался, он стал рентабельным?

Трудно ответить на этот вопрос. Кажется, чувствовать это мы стали только лет через пять. Но и то, возникла такая ситуация, что в этот период нам понадобилось переезжать. Дело в том, что до этого мы снимали здание для цехов в аренду. А тут хозяин резко объявил о внезапном ремонте и пришлось искать что-то новое. Соответственно, это опять затраты. На счастье, нашлось здание, но его тоже пришлось поднимать буквально «с нуля» — опять брать кредиты, искать деньги (кстати, тогда нас и выручили друзья).

Фото 4. Рабочий процесс

Фото 4. Рабочий процесс

А если говорить в целом, мы не имеем права быть нерентабельными. На нас ответственность за сотрудников (сейчас уже их 75 человек, а когда-то начинали работать с двумя), мы должны платить зарплату, налоги, платить поставщикам. Мы не имеем права останавливаться.

Фото 5.  Фото цеха.

Фото 5. Фото цеха.

Даже любимая работа может надоесть. У вас никогда не было мысли взять тайм-аут?

У меня — нет. А вот у мужа бывали. Но я призываю не расслабляться: мы не можем остановиться вот так, на половине пути. Еще столько планов, столько возможностей, которые нужно использовать. Так и убеждаю его потихоньку. И его, и себя настраиваю. Бизнес — это серьезная ответственность. И если садиться в такой паровоз, то он не должен никуда сворачивать.

Фото 6. Наш тандем

Фото 6. Наш тандем

Поделитесь, откуда осуществляется импорт сырья? Стало ли легче взаимодействовать с поставщиками в рамках Евразийского экономического союза?

По каким-то видам сырья, лучше, конечно же, взаимодействовать с норвежскими партнерами. Однако с российскими партнерство развивается все лучше и лучше - бизнесмены РФ всегда открыты для диалога, очень доброжелательны и нацелены на сотрудничество. По крайней мере, можем сказать так о Дальнем Востоке (Владивосток) и Новосибирске. А Евросоюз, надеюсь, откроет нам новые перспективы, партнеры рады с нами работать - бизнес с Казахстаном для них в этом плане неизведанная территория.

А вот озерный сегмент продукции предпочитаем закупать в родной стране — Балхаш, Каспий, Зайсан, Аральское море. В принципе, открою небольшой секрет - ведь в таком бизнесе все сезонно, вот и стараемся ориентироваться именно на это. Немного поясню свои слова: например, в холодное время года люди более охотно покупают жирную морскую рыбу - семгу, сельдь. А с наступлением теплых деньков им больше хочется проводить время на природе, в кафе (тут больше идут вяленные или сушенные речные и озерные варианты, которые и приобретают у нас магазины разливного пива).

Фото 7. Море рыбы

Фото 7. Море рыбы

С кем из российских и евразийских партнеров взаимодействует ваша организация? О ком хочется сказать добрые слова?

Однозначно хочется поблагодарить российского партнера ООО «Сибмир Групп» за внимательность, отзывчивость и желание всегда пойти навстречу. А ко многим крупным концернам мы только присматриваемся. Мы относимся к малому бизнесу, который только ступает на большой путь. Однако мы верим в то, что у нас все получится.

Фото 8. Аккуратность - основа всего.

Фото 8. Аккуратность - основа всего.

А можете ли назвать иностранные фирмы (в России, Европе, Азии), занимающиеся подобным бизнесом, на которые бы вам хотелось ориентироваться?

Честно говоря, нет такого, чтобы кто-то был моим ориентиром. Никогда не любила на кого-то ориентироваться. Я уверена, что у нас  свой путь, и мы всегда идем так, как кажется правильным нам. Интуиция нас подводит редко.

Чего вы достигли на данный момент? Насколько развита ваша сеть в городе, области, стране? А быть может, уже и российских соседей познакомили со своей продукцией?

Пока только земляков мы знакомим с результатами нашего производства. Зато с гордостью могу сказать, что наша продукция представлена в Караганде, Балхаше, Экибастузе и во многих магазинах столицы Казахстана — Астаны. В общей сложности мы сотрудничаем практически с 3000 магазинов. Есть у нас и три своих фирменных в Караганде. Причем на нас уже выходят и сами владельцы торговых домов, предлагая «запустить» точку именно у них.

Фото 9. Процесс - дело сложное

Фото 9. Процесс - дело сложное

Представьте, перед вами – потенциальный покупатель. Как вы можете прорекламировать свою продукцию? Почему из огромного количества представленных на рынке брендов выбрать нужно именно вас?

Потому что это вкусно. Потому что это сделано с душой. Мы постоянно пробуем новые рецепты и технологии, многие названия и продукты у нас авторские (хотя конкуренты пытаются повторять). Практически все технологии опробованы нами лично. Может, за это потребители нас и ценят?

Фото 10. Один из многочисленных дипломов награждения

Фото 10. Один из многочисленных дипломов награждения

Фото 11. В компании занимаются и благотворительностью

Фото 11. В компании занимаются и благотворительностью

А вот мы подошли к интересному вопросу: были ли случаи с происками недобросовестных конкурентов? Как вы из них выходили?

Конкуренты не дремлют никогда. Иногда на их полках появляются продукты с похожим названием и ингредиентами. Честно говоря, стараюсь не обращать на это внимание, хотя из поля зрения не упускаем. Мы не будем никому ничего доказывать, мы просто хорошо делаем свою работу. Да и потребитель ведь уже успел понять, что "Морская Империя" ведет с ними только честный диалог.

Фото 12. Эх, нелегкая это работа

Фото 12. Эх, нелегкая это работа

А у нас последний вопрос: посоветуйте нашим читателям – начинающим бизнесменам, как же все-таки добиться успеха? Откройте нам несколько собственных рецептов того, как быть впереди других?

Раз мы уже сегодня открываем секреты, то мой собственный, наверное, заключается в ... моем упрямом характере. Я по знаку Зодиака Овен и когда, мне говорят, что это нереально и не получится, меня, наоборот, это стимулирует на успех и положительный результат.

А еще я никогда не сомневалась в успехах нашей компании потому, что это наше детище, которое мы растим и лелеем вот уже второй десяток лет. Вот вы задали этот вопрос, а я вспоминаю время, когда мы открывались. Опять же возвращаясь к началу всей нашей истории, слышу, как тогда нас стращали, что у нас ничего не получится: мол, на всех полках стоит серьезный конкурент и очень рискованно открывать этот бизнес. Нас это не остановило: мы любили и любим то, чем занимаемся.

Наверное, мой успех зависит от того, что я перфекционистка. Люблю, когда все сделано идеально и проработано до конца. Если мои подчиненные не могут что-то выполнить, я, как и мой супруг, на собственном примере показываем, что нет нереальных целей.

Особенно смущает в этом вопросе молодежь, которая приходит на административное кресло. Все, они уже директора, которые не могут снизойти. Ребята, учитесь решать самые простые проблемы, даже если вы — первое лицо фирмы. Нет ничего постыдного в том, что на каком-то этапе вам придется делать ту или иную работу или показать, как ее правильно ее сделать.

Фото 13. Работа кипит

Фото 13. Работа кипит

Впереди еще очень много работы и, наверное, надо поменьше спать. А постоянно сомневаться в успехе своего предприятия, однозначно, не стоит. Мы тоже начинали свой бизнес в непростое время и достигли определенного успеха.