В данной статье рассмотрим тенденции рынка мягкой мебели России, который не попал под санкции, однако активно борется с новыми вызовами и волнениями, возникающими из-за нестабильной экономической ситуации в стране.

Экономические показатели

В России находится около 60 крупных фабрик по производству мягкой мебели и большое количество средних и мелких производителей. В основном производство российских диванов сейчас сконцентрировано в сегменте средний и средний+.

С 2012 по 2014 гг. в России наблюдалось постепенное увеличение объема рынка мягкой мебели в денежном выражении. В 2013 году объем рынка по сравнению с 2012 годом увеличился в среднем на 5 % и составил $3,68 млрд. В 2014 году из-за сложной экономической ситуации в стране рост объема рынка замедлился до 2%.

Диаграмма 1. Объем российского рынка мягкой мебели  в 2012-2014гг, млрд. $ США

Диаграмма 1. Объем российского рынка мягкой мебели в 2012-2014гг, млрд. $ США

Около 80% производства мягкой мебели сосредоточено в трех федеральных округах: Центральном, Приволжском и Северо-Западном.

Диаграмма 2. Производство диванов по федеральным округам в 2014г., %

Диаграмма 2. Производство диванов по федеральным округам в 2014г., %

Диваны на российский рынок поставляется более чем из 27 стран мира. Основными мировыми производителями мягкой мебели, на долю которых приходится 70% производства, являются Италия, США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Канада, Польша, Китай.

Польша и Китай совсем недавно пополнили этот список и концентрируются на производстве недорогой мебели. Именно они составляют основную конкуренцию для российских производителей мягкой мебели. Необходимо заметить, что на сегодняшний день польские производители опережают китайских в предоставлении лучшего сервиса и ценового предложения.

Не стоит забывать и о ближнем соседе – Белоруссии, которая импортирует качественную мебель в Россию по более низким ценам, чем у отечественных производителей, однако уступает в дизайне.

Лидерами в производстве элитной мягкой мебели остаются Италия и Германия.

Тем не менее, доля импорта мягкой мебели в РФ невысокая и в 2014 году составила 7%, что соответствует $262,5 млн.

Диаграмма 3. Доля импорта и отечественного производства на рынке мягкой мебели России  в 2014г., %

Диаграмма 3. Доля импорта и отечественного производства на рынке мягкой мебели России в 2014г., %

Российские производители мягкой мебели сконцентрированы на внутреннем рынке России, экспорт занимает незначительную часть.

Диаграмма 4. Структура производства диванов в 2014 г., %

Диаграмма 4. Структура производства диванов в 2014 г., %

В сегменте мягкой мебели лидирующие позиции в производстве занимают диваны-кровати, далее идут кресла и диваны. Производство мини-диванов составляет 2% в производстве диванов.

Цены на мини-диваны в начале 2015 года выросли в среднем на 10–15%. Если ситуация на рынке не стабилизируется, то возможен и дальнейший рост цен. Подорожание отечественной мебели происходит из-за подорожания иностранных комплектующих – материалы для обивки, алюминиевые профили, красители, отвердители и т.д.

Производство мини-диванов

В 2015 году большинству изготовителей придётся переходить на производство под заказ. Проще всего это будет сделать малому бизнесу, когда мастер может в любой момент свернуть и развернуть своё небольшое производство.

Также помимо производства традиционной мебели мануфактурщикам стоит обратить внимание на небольшую рыночную нишу мини-диванов.

Как организовать мебельное производство рассказ от первого лица

Мини-диваны являются очень удобным элементом интерьера прихожей или офиса. Они занимают мало места, выглядят достаточно элегантно и успешно выполняют свои функции. Это оптимальный вариант для небольших помещений.

А для производителей ключевая выгода в производстве мини-диванов состоит в том, что такие диванчики изготовляются из остатков материалов от традиционной мебели, поэтому издержки незначительны.

Цены на такую продукцию являются довольно приемлемыми для потребителя, но при этом обеспечивают высокую прибыль производителям из-за низкой себестоимости и возможности делать наценку 40-50%.

Производство мини-диванов является интересным как уже существующим производителям мягкой мебели, так и новичкам, которые только задумываются над открытием собственного бизнеса. Существующие производители за счет мини-диванов смогут оптимизировать безотходность производства и получить дополнительную прибыль. Новички смогут с малым капиталовложением начать бизнес в сегменте мягкой мебели, однако необходимо внимательно просчитать все риски, ведь ситуация на рынке нестабильна и каждый день меняется в худшую сторону.

В мебельной индустрии очень заметно влияние кризиса, а 2015 год будет во всех отношениях тяжелым годом, особенно его четвертый квартал.

Выводы

Крупные производители сейчас диверсифицируют бизнес, с целью формирования комплексных предложений. Для предпринимателей, которые изготовляют мебель под заказ, наступило время, когда они могут конкурировать с крупными игроками. Поскольку розничные цены на мебель постоянно растут, из-за повышения цены на материалы, то мелкие производители могут уменьшить стоимость своей работы, что даст возможность выровнять их цены с ценами в рознице от крупных производителей.

Сегодня будет выигрывать тот, кто сможет обеспечить выполнение заказа потребителя качественно и по приемлемой цене. Наступило время, когда необходимо быть оригинальным и изобретательным, бороться за каждого клиента, чтобы в итоге услышать заветные слова: «Да, это то, что нам нужно. Мы готовы сделать заказ».


Материал подготовлен консалтинговой группой SuccessBrandManagement

Использованные источники:

  • Отчет КГ Success Brand Management – «Анализ рынка мягкой мебели России»
  • Федеральная Служба Государственной Статистики
  • Федеральная Таможенная Служба
  • Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России
  • Интервью с Натальей Чукалиной – руководителем по связям с общественностью ООО «Много мебели»
  • Интервью с Сергеем Шиферсоном – коммерческим директоров УК City&Malls PFM
  • Интервью с Михаилом Кучментом – совладельцем мебельной сети Hoff
  • Интервью с Марией Тихоновой – представителем компании IKEA
  • Интервью с Ириной Фадеевой – главным редактором журнала «Мебельный бизнес»