Настольные игры – прибыльная ниша для бизнеса?
В последние годы в России активно набирают популярность настольные игры. Только за 2016 год оборот этого рынка составил 10 млрд руб. Как такое возможно в век информационных технологий, насыщенный мобильными приложениями и компьютерными программами для геймеров?
В качестве причин активного распространения настольных развлечений чаще всего называют:
- стремление людей отдохнуть от гаджетов, которые стали неотъемлемой частью современной жизни;
- возможность живого общения с близкими людьми в кругу семьи или друзей.
Справка! В мире на сегодняшний день создано и распространено более 50 тыс. разновидностей настольных игр.
Источник: РБК
В России 10 лет назад на рынке можно было встретить только детские игры с фишками и кубиками из советского прошлого, шашки, шахматы, лото, домино и несколько мировых бестселлеров – «Монополия», «Каркассон» и «Скрабл».
Рисунок 1. Каркассон – забава для любителей Средневековья. Источник: сайт Тесера.
Ситуация начала меняться с 2010-2011 гг., когда появились первые компании, которые начали производить западные образцы по франшизе и разрабатывать собственные варианты забав подобного рода.
В настоящее время покрыто всего 25-30% рынка настольных игр, значит на этом можно неплохо заработать. Важно учесть особенности этого сегмента российской экономики:
- Конкуренция между продавцами активна в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных регионах России она ощущается слабо.
- Игры чаще всего – это незапланированная покупка. Поэтому важно знать, сколько жители того или иного региона готовы потратить на товары вне списка. В Москве – это 1 000 руб., в Санкт-Петербурге – 700 руб., в небольших городах – 300-500 руб.
- В крупных городах такие развлечения продаются эффективнее в специализированных магазинах настольных игр, а в средних и небольших городах – в отделах игрушек, товаров для отдыха, подарков.
- Минимальный тираж одной игры составляет 500-600 шт. – в меньшем количестве выпускать такой товар нерентабельно.
Интересный факт! Сегменту характерен феномен «цепной рекламы»: из 10 игроков, прошедших несколько раундов в «Скрабл», «Уно» или другую настольную забаву, 2-3 человека приобретут отдельный экземпляр для себя.
Источник: Ведомости
Бизнес-модель: настольные игры как способ заработка
Почему идею производства и продажи настольных игр можно рассматривать как прибыльный вариант бизнеса в России?
- Во-первых, по статистике даже в кризисные 2014-2016 годы продажи компьютерных развлечений упали на 150 млн долл., рынок настольных игр продолжил свой рост.
- Во-вторых, при самостоятельной разработке и продаже их издателю рентабельность может достигать 200-300%.
- В-третьих, задаваться вопросом, где найти стартовый капитал, не придется – начать можно и с 5-10 тыс. руб.
- В-четвертых, важно понимать, что наибольшим спросом пользуются игры с простыми правилами.
Рисунок 2. Элиас – игра с простыми правилами для неограниченного числа игроков. Источник: сайт «Единорог»
Справка! Более высоким спросом на российском рынке пользуются игры средней сложности для детей и подростков в ценовом сегменте 100-500 руб. Дорогостоящие и сложные настольные забавы для взрослых (500-3 000 руб.) менее популярны.
Источник: РБК
Варианты организации бизнеса
Существует несколько вариантов организации бизнеса на базе настольных игр:
- Покупка франшизы. Способ для новичков, позволяющий быстро найти своих клиентов и добиться окупаемости за несколько месяцев.
- Самостоятельная разработка игр и их продажа при сохранении авторства специализированному издательству. Первоначально автор отправляет издателю прототип игры. В случае заинтересованности последнего заключается договор. Издание берет на себя все расходы по изготовлению и продаже игры и присваивает выручку, выплачивая автору 3-10% с каждой выпущенной коробки.
- Самостоятельная разработка, производство и продажа настольных развлечений. Такую рискованную и смелую идею можно в дальнейшем разнообразить печатью по прототипам сторонних авторов.
Примечание! Открыть торговую точку можно, зарегистрировав ИП. Также стоит рассмотреть возможности использования упрощенной системы налогообложения (УСН).
№ | Вариант | Инвестиции | Окупаемость |
---|---|---|---|
1 | Покупка франшизы на продажу продукта с мировым именем в России | От 50 тыс. руб. | 3-12 мес. |
2 | Самостоятельная разработка и продажа при сохранении авторства специализированному издательству | От 10 тыс. руб. | 1-2 мес. |
3 | Самостоятельная разработка, производство и продажа | От 100 тыс. руб. | 3-7 мес. |
Характеристика продукта – первые шаги в деле
Прежде чем начать бизнес на базе настольных игр, важно детально проработать ряд важных нюансов:
- Целевая аудитория. Важно понимать, на кого рассчитан продукт: на мальчиков 15 лет или на молодежь 25.
- Тематика. Любая настольная игра отличается тематикой – рыцари, войны, динозавры, кино и др. От этого зависит, на какую полку в магазине она попадет.
Важный момент! Тематика и целевая аудитория должны находиться в строгом соответствии друг с другом. Любой покупатель, рассматривая игру, всегда задаст себе вопрос: «Для меня ли она?» и «Почему я должен ее купить?».
Перед тем как начать продажу своей игры или продукта по франшизе, важно провести тест на «когнитивную сопротивляемость». Для этого необходимо собрать одну или несколько групп по 6-8 человек и по итогам игры ответить на такие вопросы:
- Понятны ли правила игры?
- Интересен ли сюжет?
- Есть ли недочеты и ошибки?
Если результаты теста окажутся неутешительными, то на базе выбранного варианта игры бизнес строить не имеет смысла.
Рисунок 3. Для теста на «когнитивную сопротивляемость» можно привлечь друзей и родственников. Источник: сайт «Словари и энциклопедии на Академке»
Важный момент! Технические вопросы имеют значение. Следует контролировать качество печати изображений, наличие составных элементов в пачках (фишки, кубики карточки и др.). Коробка с настольной игрой должна быть нарядной, аккуратной, устойчивой и иметь яркий и запоминающийся дизайн.
Техническая сторона
Закупка оборудования для печати, ламинации, упаковки игр требует колоссальных затрат. Именно поэтому можно воспользоваться услугами сторонних организаций.
№ | Страна | Качество | Минимальное число экземпляров | Цена | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 | Россия | Среднее | От 100 шт. | Средняя | Важно попросить выпустить пробный образец для проверки качества печати |
2 | Китай | Среднее | От 1 000 шт. | Низкая | Необходим человек для контроля процесса на месте |
3 | Финляндия | Высокое | От 1 000 шт. | Высокая | Заказ комплексных услуг обойдется дешевле (печать, ламинация, упаковка) |
Источник: сайт Хабрахабр
Как организовать продажи?
Открывая магазин настольных игр, можно выбрать один из 3-х вариантов:
- Комбинированная торговая точка. Наряду с основным продуктом тут продаются игрушки, товары для отдыха, хобби, досуга.
- Клуб досуга с точкой продажи. В этом случае плата взимается за партию в игре. К тому же игроки могут купить настольное развлечение домой, сделать ставки, получить приз, купить гамбургер и колу и др.
- Интернет-магазин. Самый надежный вариант, сокращающий риск вложений. Начать продажи можно с ходовых игр, а после – расширить ассортимент.
Совет! Первые партии игр можно продать и на базе договоренностей с отделами игрушек и товаров для отдыха в крупных супермаркетах.
Рисунок 4. Магазин с игровым залом. Источник: сайт «Хабрахабр».
Реклама – двигатель продаж
Важную роль в продажах играет реклама, основой которой выступают «сарафанное радио» и социальные сети. Листовки (POS-материалы) лучше всего распространять в торгово-развлекательных зонах. Реклама партнеров, состоящая в обмене литовками с магазинами игрушек и товаров для отдыха, также действует эффективно. Менее действенный вариант – реклама на билборде, транспорте, а также объявления в сети.
Рисунок 5. Формы рекламы бизнеса настольных игр. Источник: РБК
Основной сегмент покупателей – молодежь в возрасте 25-35 лет. В связи с этим представляется эффективной реклама близ кафе, образовательных учреждений, фитнес-клубов.
Персонал имеет значение
Продавец-консультант стола специфического товара должен отвечать ряду требований:
- детально знать не только состав коробок и прописанные правила игры, но и понимать ее с позиции игрока;
- понимать, что можно посоветовать покупателю, исходя из его возраста и интересов;
- уметь заинтересовать в игре, разъяснить ее суть и порядок.
Сколько можно заработать на продаже настольных игр?
Если автор передает игру издательству и рассчитывает на получение авторского гонорара, то его затраты составят порядка 5-10 тыс. руб. на создание прототипа игры. Обычно авторский гонорар платится с числа изданных, а не с числа проданных экземпляров. Если минимальная партия составляет 500 шт., то можно рассчитывать на выручку в 25 тыс. руб., поскольку:
- средняя стоимость игры составляет 1 000 руб.;
- средний процент авторского гонорара – 5% от стоимости.
В этом случае окупаемости можно достигнуть уже в первый месяц деятельности. С другими вариантами организации бизнеса дело обстоит иначе.
Статья затрат | Бизнес по франшизе | Самостоятельный бизнес |
---|---|---|
Аренда и ремонт помещения | 50 тыс. | 50 тыс. |
Закупка торгового оборудования | 50 тыс. | 50 тыс. |
Регистрация бизнеса | 1 тыс. | 1 тыс. |
Паушальный взнос по франшизе | 30 тыс. | -* |
Роялти по франшизе | 50 тыс. | -* |
Зарплата персоналу | 30 тыс. | 30 тыс. |
Рекламные мероприятия | -** | 15 тыс. |
Затраты на закупку или печать первой партии товара | 70 тыс. | 120 тыс. |
Создание собственного сайта | 30 тыс. | 30 тыс. |
ИТОГО | 284 тыс. | 296 тыс. |
* - Самостоятельный бизнес не требует уплаты роялти и паушального взноса
** - Франчайзер может обеспечить покупателя рекламными материалами и разместить объявления на сайте и в социальных сетях; затраты на дизайн и печать продукции он также отчасти берет на себя.
Справка! По статистике, в месяц можно продать в среднем 50-100 комплектов игры. Средняя выручка при этом составит 50-100 тыс. руб. При таком раскладе можно рассчитывать на окупаемость в течение 3-6 месяцев.
Источник: РБК
Примеры российского бизнеса по производству и продаже компьютерных игр
Издательство настольных игр Hobby World
Еще в начале 2000-х годов две компании – «Смарт» Михаила Акулова и «Мир фэнтези» Ивана Попова — пытались освоить рынок настольных игр. Однако бизнес развивался крайне медленно и нестабильно ввиду нехватки финансирования. В 2010 году владельцы двух конкурирующих фирм решили объединить свои активы и перейти к серьезному наступлению.
Рисунок 6. Иван Попов и Михаил Акулов. Источник: РБК
Первоначально Акулов и Попов разработали стратегию развития, которая предусматривала три направления деятельности:
- покупка лицензий у западных фирм и их адаптация к российскому рынку;
- доработка и издание игр российских авторов;
- продажа лицензий на выпуск российских игр за рубежом.
2011-2012 годы стали периодом становления новой компании Hobby World на российском рынке. В 2013 году фирма начала освоение рынков Запада. Активная деятельность партнеров принесла свои плоды – в 2015 году прибыль компании преодолела отметку в 1 млрд руб.
Справка! Стоимость одной коробки с игрой в компании Hobby World варьируется от 300 руб. до 10 тыс. руб. За 2016 год фирмой было продано свыше 1,5 млн российских и зарубежных разработок. Роялти автора составляет 4% от одного выпущенного экземпляра.
Источник: РБК
Сеть магазинов «Игровед»
Партнеры по танцам Александр Пешков и Екатерина Плужникова в 2006 году поехали с друзьями в Словакию, где им довелось познакомиться с увлекательной игрой «Уно». По приезду в Россию ребята приняли смелое решение – открыть на родине магазин настольных развлечений.
Они обратились к официальному дистрибьютеру фирмы «Mattel» в РФ и договорились о поставках игры «Уно». Так появился первый магазин «Play-Uno», в котором всю работу пришлось делать самим создателям бизнеса: организовывать поставки, отвечать на звонки и др. Складом была квартира Александра, а первый сайт он сделал самостоятельно.
Рисунок 7. Екатерина Плужникова и Александр Пешков. Источник: Ведомости.
- 2007 – на вырученные средства Екатерина и Александр открывают компанию «Игровед» и начинают заключать договоры на поставку других западных настольных развлечений, а также искать российских авторов настольных развлечений.
- 2008 – свет увидела разработанная Пешковым и Плужниковой игра «Корова 006».
- 2009 – начинается создание сети магазинов «Игровед».
Справка! В 2016 году выручка бизнеса составила 374 млн руб., а чистая прибыль – 29 млн руб.
Источник: РБК
Александр Ушан и его Spyfall
Уроженец Одессы Александр Ушан с детских лет интересовался настольными играми. Весной 2013 года на выставке «Игросфера» была презентована его собственная разработка – «Находка шпиона (Spyfall)». Прототип заинтересовал издательство Hobby World, которое предложило автору выгодный контракт.
Рисунок 8. Александр Ушан со своим детищем. Источник: GeekSter
- 2014 – пробная партия (2 тыс. экземпляров) была раскуплена в России за несколько месяцев.
- 2015 – 80 тыс. коробок продано в США.
- 2016 – 200 тыс. экземпляров выпустили только по предварительным заказам.
В настоящее время настольная забава переведена на 26 языков мира. Роялти автора составляет не менее 30 тыс. долл. в год.
Обзор популярных франшиз
Для того чтобы не просчитаться на запуске производства или продаже настольных игр, имеет смысл воспользоваться франшизой известной компании: таким способом начинали практически все нынешние крупные игроки рынка.
№ | Наименование франчайзера | Паушальный взнос, тыс. руб. | Инвестиции, тыс. руб. | Окупаемость, мес. |
---|---|---|---|---|
1 | Мосигра | 100-150 | От 1 500 | 12-18 |
2 | Активити.Рф | 80 | От 300 | 6-12 |
3 | GaGaGames | 100 | От 600 | 3-12 |
4 | Республика Игр | 120 | От 1 500 | 12-24 |
Список популярных настольных игр
Начиная бизнес, среди многообразия забав и развлечений стоит выбрать те, которые уже сумели снискать популярность и благоприятную оценку покупателей.
№ | Наименование | Число игроков | Возраст игроков | Уровень сложности (1-5) |
---|---|---|---|---|
1 | Каркассон | 3-6 | От 8 лет | 2 |
2 | Манчкин | 3-6 | От 10 лет | 4 |
3 | Монополия | 2-8 | От 8 лет | 3 |
4 | Элиас | Не ограничено | От 6 лет | 2 |
5 | Марракеш | 2-4 | От 6 лет | 2 |
6 | Дженга | Не ограничено | От 6 лет | 2 |
7 | Скрэббл | 2-4 | От 8 лет | 3 |
8 | Скотлэнд-ярд | 3-6 | От 10 лет | 3 |
9 | Уно | 2-10 | От 7 лет | 3 |
10 | Коллонизаторы | 3-4 | От 12 лет | 5 |