Бизнес на приемке автомобильных аккумуляторов работает по простой схеме: «купил отработанные устройства – отремонтировал или перепродал – получил прибыль». Для этого регистрируем фирму, получаем лицензию на работу с вредными отходами, ищем помещение и оборудование, формируем каналы сбыта. Итог – прибыль в течение полугода и рентабельность от 20%.

«Куплю старые аккумуляторы» –  за этим банальным на первый взгляд объявлением стоит прибыльное дело с рентабельностью более 20%.

Бизнес на приемке аккумуляторов – не только выгодный вариант предпринимательской деятельности, но и направление защиты окружающей среды от отходов человеческой жизнедеятельности.

1. Бизнес на колесах

1. Бизнес на колесах

Технически аккумулятор автомобиля способен прослужить от 1 до 5 лет, после чего требует замены или ремонта. Отработанные батареи могут быть разобраны на запчасти или восстановлены в рабочем виде. Как в первом, так и во втором случае продать их можно будет в 2-5 раз дороже цены приобретения.

Справка: В развитых странах мира прием и утилизация автомобильных аккумуляторов поддерживается государством ввиду высокой токсичности входящих в их состав свинца и серной кислоты. Например, в Норвегии фирмы, занятые такой деятельностью освобождаются от уплаты экологических сборов.

2. Утилизация аккумуляторных батарей – способ защиты планеты от загрязнения

2. Утилизация аккумуляторных батарей – способ защиты планеты от загрязнения

Модель бизнеса

Фирма по приемке аккумуляторных батарей – это способ получения дохода от переработки мусора.

 Почему  такая идея рассматривается в качестве выгодного бизнеса на вторсырье?

  • Во-первых, аккумуляторы выходят из строя раз в 1-5 лет и, чаще всего, отправляются автовладельцами на свалку ввиду невозможности дальнейшей эксплуатации;
  • Во-вторых, старые зарядные устройства для автомобилей включают в себя массу ценных веществ (свинец, серебро, гелий, кислоты и др.), которые могут быть использованы вторично;
  • В-третьих, если освоить навыки ремонта, то их можно продавать после восстановления по сниженной стоимости (спрос будет высоким, поскольку не все автовладельцы могут позволить себе новый прибор).
  • И, наконец, скупка аккумуляторов – это тот вариант бизнеса, который не требует внушительного стартового капитала
3. Миллионы автомобилей на дорогах России

3. Миллионы автомобилей на дорогах России

Справка: В 2016 году число автомобилей на дорогах России составило 56,6 млн. единиц. Если предположить, что аккумуляторы меняются в среднем через три года, то ежегодно на свалки попадает до 19 млн. таких устройств. 
Источник: ГИБДД

Характеристика услуги – с чего начать?

Приемка вышедших из строя автомобильных аккумуляторов может стать основой для построения двух вариантов бизнеса с возможностью их сочетания.

Таблица 1. Особенности двух вариантов бизнеса на скупке аккумуляторов. Источник: РБК

Вариант бизнеса

Потребность специального оборудования

Необходимость технических знаний

Прибыль на один аккумулятор

Стартовый капитал

Перепродажа в нерабочем состоянии

Отсутствует

Отсутствует

100-400 руб.

От 20 000 руб.

Перепродажа в восстановленном виде

Инструменты для ремонта, запчасти

Обязательны

5000-7000 руб.

От 140 000 руб.

Справка: Разбор устройства в целях выемки ценных веществ (свинца, соляной или серной кислоты и др.) и деталей проводится только на дорогостоящем оборудовании, что требует стартовых вложений от 1 млн. руб.

Скупка аккумуляторов – на что обратить внимание?

На стадии покупки вышедших из строя автомобильных батарей можно воспользоваться двумя проверенными методами:

  1. Организовать пункт приема б/у аккумуляторов в месте проходимости потенциальных клиентов (внутри гаражного кооператива, близ СТО и др.);
  2. Совершать выездные рейды на автомобиле по гаражам, СТО, местам парковки на предмет приобретения старых устройств.

Собираемые такими путями нерабочие механизмы могут иметь одну из пяти вариантов поломок, каждая из которых предполагает определенный порядок последующих действий.

Таблица 2. Виды поломок и их внешние признаки

Вид поломки

Внешние признаки

Вариант действий

Износ боковых пластин

Электролит имеет черный цвет

Замена электролита

Сульфатизация пластин

Устройство не заряжается

Промывание пластин

Замыкание пластин

Устройство не заряжается

Чистка или замена пластин

Замерзание

Вздутие корпуса

Добавление присадок и использование импульсивных токов

Механические повреждения

Внешние дефекты

Замена деталей и корпуса

Помещение и оборудование – что нужно знать?

Начать скупку автомобильных аккумуляторов следует с подготовки помещения. Здесь важно учитывать три нюанса:

  • Строение должно иметь статус нежилого объекта (удобнее всего использовать для этих целей гараж);
  • Обеспечение его защитой от несанкционированного проникновения посторонних лиц, а также обеспечено электричеством и водой;
  • Если речь идет о ремонте необходимо закупить оборудование, резервуары для хранения вредных отходов, спецодежда.

Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) выдает по результатам проверки помещения разрешение на деятельность.

4. Набор оборудования для ремонта автомобильного аккумулятора

4. Набор оборудования для ремонта автомобильного аккумулятора

Для проведения мероприятий по скупке аккумуляторов «с рук» необходимо также и собственное авто с багажником (перевозить отработанные устройства в пассажирском отсеке – вредно для здоровья).

Оформление бизнеса – какие потребуются документы?

Для бизнеса по приемке автомобильных аккумуляторов необходима лицензия Росприроднадзора (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ). Для ее получения необходимо зарегистрировать в налоговых органах ИП или ООО.

Таблица 3. Документы необходимые для регистрации ИП и ООО

ИП

ООО

  1. Копия паспорта владельца бизнеса;
  2. Копия справки о месте постоянной или временной регистрации на российской территории;
  3. Перечень видов деятельности с указанием кодов ОКВЭД;
  4. Квитанция об уплате госпошлины в размере 800 рублей;
  5. Согласие законных представителей частично дееспособного лица на создание им ИП (документ заверяется в нотариальной конторе по представлению паспортов законных представителей).
  1. Заявление по форме Р11001;
  2. Протокол собрания вкладчиков;
  3. Договор о создании компании в форме ООО с подписями всех учредителей;
  4. Устав ООО в двух экземплярах;
  5. Справка из банка о резервировании уставного капитала на депозитном счету;
  6. Квитанция об уплате госпошлины в размере 4 000 рублей;
  7. Гарантийное письмо собственника помещения для регистрации на его базе юридического адреса.

После того как фирма зарегистрирована (ее владельцы получили на руки выписку из ЕРГЮЛ или ЕГРИП) можно приступать к получению лицензии на сбор, транспортировку, хранение и переработку вредных и опасных отходов (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 29.06.2015 N 203-ФЗ). Для этого потребуются:

  • Учредительные и регистрационные документы компании;
  • Бумаги на недвижимые объекты и землю;
  • Соглашения на предоставление водо-и энергоснабжения;
  • Документы, подтверждающие профессиональное обучение сотрудников работе с опасными веществами (для фирм, ремонтирующих и разбирающих аккумуляторы);
  • Заключение от СЭС, касающиеся допустимых выбросов в воду, землю, воздух;
  • Детальный план территории, в рамках которых будут обрабатываться, храниться, размещаться отходы I-IV классов;
  • Список отходов, с которыми работает компания.
5. Образец лицензии Росприроднадзора

5. Образец лицензии Росприроднадзора

Справка: В составе аккумуляторной батареи содержатся вещества, которые могут быть отнесены к разным классам по степени их вредного воздействия на окружающую среду (кислоты – I класс, свинец, щелочи – II класс, гелиевые соединения – III класс, сульфаты – IV класс, пластик – V класс). 
Источник: Росприроднадзор

6. Различают гелиевые, свинцовые, щелочные аккумуляторные батареи

6. Различают гелиевые, свинцовые, щелочные аккумуляторные батареи

Нужен ли фирме персонал?

Начать бизнес можно с перепродажи старых аккумуляторных батарей. В этом случае персонал фирме не потребуется. По мере расширения бизнеса и перехода к ремонту устройств стоит нанять:

  • 1-3 технических специалиста;
  • Водителя;
  • Охранника.

Куда сбывать отработанные аккумуляторы?

Если перепродаются зарядные устройства в нерабочем состоянии, то можно заранее договориться со специализированной компанией по утилизации.

Справка: На начало 2017 года в России действовало 4 завода по переработке автомобильных аккумуляторов – Экорусметалл (Санкт-Петербург), Мегаполисресурс (Челябинск, Екатеринбург), Волгоградский аккумуляторный завод (Волгоград), Тюменский аккумуляторный завод (Тюмень). 
Источник: Росстат

Если продаются отремонтированные аккумуляторы, то существует два пути их сбыта:

  1. Размещение объявлений в местной газете или специализированных изданиях (журналы для автолюбителей и др.), а также на электронных досках объявлений в сети;
  2. Взаимодействие со станциями технического ремонта авто на предмет поставки им рабочих отремонтированных устройств.
7. Спрос на рынке вторичном рынке аккумуляторов в 2016 гг. Источник: Отраслевой аккумуляторный портал России

7. Спрос на рынке вторичном рынке аккумуляторов в 2016 гг. Источник: Отраслевой аккумуляторный портал России

Финансовый план бизнеса по скупке аккумуляторов – состоятелен ли проект?

Если фирма планирует скупать и перепродавать отработанные аккумуляторы, то для ее открытия потребуется порядка 25 000-35 000 руб. (при условии наличия собственного гаража).

Если предполагается проведение ремонта аккумуляторных батарей, то первоначальные расходы увеличатся до 100 000-150 000 руб.

Таблица 4. Первоначальные затраты. Источник: РБК

Аренда и ремонт помещения

20 000-30 000

Зарплата персоналу

20 000-30 000

Закупка инструментов и спецодежды

12 000-20 000

Приобретение расходных материалов (в т.ч. ГСМ для автомобиля)

3 000-5 000

Регистрация бизнеса и оформление лицензии

4 000-8 000

Маркетинговые мероприятия (объявления в местной газете)

500-2 000

Закупка первой партии аккумуляторов (30 штук)

15 000-18 000

Справка: В 2016 году продать отработанный аккумулятор в нерабочем состоянии специализированным предприятиям можно в среднем за 1 000-1 500 руб. На вторичном рынке в отремонтированном виде их сбывают по 6 000-8 000 руб. 
Источник: Отраслевой аккумуляторный портал России

Таблица 5. Выручка, себестоимость и прибыль в расчете на 30 ед. аккумуляторов

Вариант организации бизнеса

Средняя сбытовая стоимость

Выручка

Себестоимость

Прибыль

Перепродажа в нерабочем состоянии

1500 руб.

45 000 руб.

35 000 руб.

10 000 руб.

Ремонт и продажа

8 000 руб.

240 000 руб.

150 000 руб.

90 000 руб.

На основании приведенных выше значений рассчитываем рентабельность бизнеса по скупке отработанных автомобильных батарей.

В первом случае рентабельность составит 22,2%, а во втором – 37,5%. При таком раскладе окупаемость бизнеса достигается в течение 3-6 месяцев.