4 основные этапа создания своего бизнеса: изучение рынка, подбор бизнес-идеи, разработка бизнес-плана и старт.


Как открыть свое дело и не прогореть без опыта и специальных знаний? В отличие 90-ых, когда все начинали методом проб, сегодня в свободном доступе большое количество информации. Это облегчает процесс, но не всегда уберегает новичка от некоторых типичных ошибок.

С чего советуют начинать люди с опытом

  • изучить рынок, вычислить потенциальных клиентов – даже самая хорошая идея обречена, если услуга, продукт или товар окажутся не нужными;
  • целенаправленно подобрать бизнес идею – лучше не одну, а несколько близких вариантов: на последующих этапах часть из них отсеется;
  • составить бизнес план будущего предприятия – он устареет довольно быстро, но без него никуда: это ориентир для самого себя, требование инвесторов, банков;
  • начать работу, зарегистрировать дело официально – «бывалые» предприниматели советуют запустить «пробный шар», прежде чем платить налоги.

Возьмем за основу интересную статистику (рис.1) и рассмотрим каждый этап подробно. Зачем наступать на грабли, которые уже попали под ноги другим?

Рисунок 1. Часто встречающиеся причины закрытия бизнеса

Рисунок 1. Часто встречающиеся причины закрытия бизнеса

Причина № 1 лидирует с большим отрывом. Отсюда следует простой вывод: удачно то, что оказывается в нужном месте, в нужное время. Продумывая, как открыть свое дело, с чего начать – важно реально оценить окружающую обстановку. Бизнес в маленьком городке, мегаполисе, сельской местности – совершенно разный, при этом успешные примеры есть везде.

Пивот – это точка, в которой направление бизнеса круто меняется. На финансовых биржах – момент разворота цен, и переключения на противоположную стратегию. Пример. Предприниматель держит шашлычную, дела идут так себе. Заметил: клиенты часто интересуются – где он берет хорошее мясо? Продал заведение, и организовал службу по доставке свежатины на дом. Хлопот оказалось меньше, доход больше.

Этап 1. Поиск направления и ниши: где есть проблемы и чего не хватает

В первую очередь нужно искать будущих потребителей услуги, покупателей. Сколько их, за что они могут, готовы платить? Нащупать узкие местные потребности, нужды рынка – выявить потенциал будущей сбытовой сети, клиентуры. Оцениваются плюсы и минусы места расположения предприятия: география, транспортная доступность, уровень доходов населения.

Торговля, сфера услуг – насыщены, проявляется высокая конкуренция. При выборе этого бизнеса не помешает профессиональное маркетинговое исследование. Недостаточно представить хороший продукт: нужно, чтобы он был лучше, дешевле, чем у других. Такие варианты напрямую связаны с конечным потребителем – новички обычно ищут в этом направлении.

Материалы по теме:

7 успешных стартапов 2015 года

Но есть потребности и у предприятий, организаций – как у малых, так и крупных. Вечная проблема ЖКХ – вывоз и утилизация мусора; строительные фирмы – в постоянном поиске стройматериалов; школам и детским садам – нужна дешевая мебель, а магазинам – тара и упаковка. Предприниматели нуждаются в бухгалтерском, юридическом консалтинге, а предприятия-гиганты – охотно передают часть простых производственных процессов на откуп СМП. Самые простые методы поиска: наблюдение, сбор информации под видом клиента, анализ поисковых запросов, изучение отзывов, жалоб и предложений в СМИ и Интернете.

Теоретически все представляют, как открыть свое дело, практикум – однако показывает одни и те же повторяющиеся ошибки:

  • ориентация на себя, а не на потребителя: выбор дела, исходя из своих знаний, навыков, связей – это отлично, когда интересы сторон взаимны;
  • отказ от перспективного дела потому, что вы мало разбираетесь в теме: есть профессионалы, которые охотно работают при умелой организации;
  • ставка на пустующую нишу: полное отсутствие конкурентов еще не значит, что вы всех опередили – может, в этом месте просто отсутствуют деньги;
  • выбор по принципу: сосед (сват, брат, знакомый) занимаются, живут неплохо – никто не расскажет о реальных проблемах своего бизнеса;
  • недооценка конкурентов – если их много, потребуется эффективная отстройка,

сужение ниши: не просто «ремонт иномарок», а «ремонт автомобилей VIP-класса».

Этап 2. Выбор бизнес идеи: актуальность важнее новизны

Выбрав определенное направление, логично искать идеи, связанные с имеющимся опытом или знаниями. Конечно, в идеальном случае все совпадает, и в придачу – имеется оригинальная концепция. Но рассчитывать на это не стоит. Чаще деньги зарабатывают не на новинках, а на том, что уже делают другие – важно делать лучше, привлекая новую бизнес модель.

Даже крупный инвестор не всегда охотно финансирует новые проекты. Например, формат продажи «все по одной цене» а российском рынке предлагала одна компания «Бэст Прайс». С наступлением кризиса в эту сторону двинулись Магнит, Пятерочка – но свои крупные сети трудно перестроить. Быстро сориентировались новички: появилась сеть «ЗаОдно», будут и другие. Google и Facebook тоже использовали не оригинальные идеи, а кардинально улучшили уже существующие.

Абсолютно новые, креативные разработки требуют больших вложений на старте. Даже если они имеют перспективу – отдачи ждать долго, могут опередить другие. За то время, что уйдет на создание оригинального продукта, можно реализовать несколько простых проектов, и получить финансовую выгоду уже завтра. Бывают исключения из правила – но редко.

Из приведенного выше графика видно, что 20-30% предпринимателей заканчивают работу потому, что кончились деньги, была неудачно выбрана команда или конкуренты оказались быстрее. Это говорит о том, что при выборе идеи надо учитывать три важных момента.

  1. На чем будет построен бизнес: на материальных ресурсах, которые можно купить, или главное в нем – люди. Их гораздо сложнее мотивировать на работу с высокой отдачей, стоит это дороже.
  2. Нужно хорошо просчитать, хватит ресурсов для реализации всех задач в поставленный срок? Когда идея действительно перспективна – это видно не только вам, но и другим.
  3. С самого начала нужно думать о том, каких людей вы сможете нанять и где их найти. Не обязательно самому вникать во все тонкости бизнеса. Но хотя бы один из ключевых сотрудников – должен разбираться в нем досконально.

Конкурентные преимущества должны быть ясно выраженными, осознанными. Возьмем, например, сферу IT-технологий. Если компания предлагает недорогой продукт, индивидуальное обслуживание – она соберет клиентов из малых предприятий. Сложная программа с разграничением доступа, защитой информации – заинтересует крупные компании. Направление одно – разные ниши, идеи, покупатели.

Добавим оптимизма: несмотря ни на что, число малых и средних предприятий растет, и место им находится во всех отраслях экономики (рис.2).

Рисунок 2. Распределение СМП по разным видам деятельности

Рисунок 2. Распределение СМП по разным видам деятельности

Этап 3. Бизнес план помогает не отрываться от реальности

Планирование избавляет от иллюзий. Когда все разложено на плюс и минус – становится понятно, что реалистично, а что – нет. Сам по себе бизнес план как документ – устаревает быстро, и требует корректировки. Но те, у кого он есть – всегда выигрывают, независимо от того, как часто его нарушают.

Типовой вариант включает:

  1. подробный анализ рынка, конкурентов;
  2. описание сути проекта, его «изюминки»;
  3. маркетинговые мероприятия, планируемую отдачу;
  4. технический, производственный план (если нужно);
  5. финансовый расклад на 3-5-тилетний период;
  6. расчет рентабельности, оценку рисков.

Прежде всего, он нужен самому предпринимателю, шаблонный документ с отвлеченными цифрами не имеет смысла. Без него не получится взять кредит в банке или привлечь инвестора.

Нежелательные просчеты.

  1. Внимание акцентируется на прибыльности, в то время как для малых предприятий – важнее денежный поток. Прибыль считается с опозданием, по итогам периода. Свободные деньги нужны всегда: на зарплату, на товар, на возврат. Можно иметь на счету ноль – с положительным финансовым результатом на бумаге.
  2. Просят у инвестора деньги – и предоставляют бездефицитный проект, или еще интереснее – включают инвестиции в статью дохода. Никто не будет ссужать вас деньгами на покупку недвижимости или покрытие убытков от другого бизнеса.
  3. Если до выхода на окупаемость предполагается отрицательный кэш, например, нехватка 30% - эту сумму нужно включать в расчет займа. «Финансовая подушка» нужна – но учитывайте, какую долю бизнеса придется за это отдать.

Кэш (Cash flow) – денежный поток, то есть свободные средства в кассе, ликвидных актива, на руках. Эти же термином обозначают отчет о движении денег. Инвесторы и банки благосклонно относятся к плюсовым значениям.

Этап 4. Главное начать: вопросы решаются по мере поступления

Наконец приходит желанный момент: хватит думать – пора работать. Хочется поскорее зарегистрироваться, получать результат. Процесс оформления фирмы достаточно прост, занимает до 5 дней. Есть много специальных программ, очередей в ФНС нет. Техническая сторона не вызывает трудностей. Но они вскоре появятся – если не продумать заранее юридические вопросы:

  1. что открыть ИП или ООО, в чем разница?
  2. какие коды деятельности выбрать?
  3. что выгоднее: УСН, патент или ЕНВД?

Ответы на них дает проверенная методика открытия бизнеса. Получить их надо до регистрации. Поменять форму, вид налогообложения можно – но это потери времени, а стало быть – денег.

В заключение. Опытные предприниматели не советуют: хотеть много и сразу, бежать во все стороны одновременно. Сегодня думать, как открыть своё дело с нуля, а назавтра – ожидать высокой прибыли. «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники» - Эйнштейн высказался по другому поводу, но это универсальный принцип. Запускать несколько проектов в надежде, что хоть один из них «выстрелит» - проигрышный вариант. В каждом направлении найдутся конкуренты, которые вкладывают в него все силы – результат предсказуем.