Серьезный подход к любому делу обеспечивает львиную долю успеха, а для того, чтобы он был таковым, нужно владеть информацией. Если есть желание открыть свой бар, то следует учитывать не только собственные пожелания, но и нормативные требования действующего законодательства в данной сфере

Любой бизнес – это риск. Но если все организовать со знанием дела, то риск значительно уменьшается. Напрашивается продолжение крылатой фразы: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского»…в собственном баре. Если знать все нюансы того, как отрыть бар, путь от желания до его реализации будет значительно ровнее и короче.

Что такое бар на языке закона?

Приказом №191-ст от 27 июня 2013 года Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) введен в действие ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения», который с 1 января 2015 года является национальным стандартом в РФ, в нем дано следующее определение:

Бар – предприятие (объект) питания, которое оборудовано барной стойкой и реализует, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, холодные и горячие закуски, блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары.

Ниже предоставлен перечень шагов, которые необходимо предпринять, чтобы открыть свой бар. С чего начать:

  1. Выбрать концепцию заведения;
  2. Произвести самостоятельно или заказать специалисту расчет бизнес-плана;
  3. Определиться с организационно-правовой формой: если в баре не планируется продавать алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 6%, то можно выбрать как ИП, так и ООО, в противоположном случае, имея статус ИП этой деятельностью заниматься нельзя;
  4. Выбрать помещение: выкупить или арендовать по договору на срок не менее чем один год;
  5. Придумать название для заведения, заказать вывеску;
  6. Оснастить помещение мебелью, барной стойкой, инвентарем, оборудованием;
  7. Уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности;
  8. Получить лицензию на продажу алкогольных напитков, в случае выбора соответствующей концепции;
  9. Заключить договора с поставщиками продукции, заказать;
  10. Нанять сотрудников;
  11. Организовать рекламную кампанию и другие маркетинговые мероприятия;
  12. Торжественное открытие.

Остановимся подробно на выборе концепции заведения, ведь от его правильности зависит половина успеха; и на общих нормативных требованиях к заведениям подобного типа, так как от их соблюдения напрямую зависит возможность длительного и успешного функционирования.

Выбираем концепцию:

Для того, чтобы знать как открыть бар с нуля пошаговая инструкция начинается с выбора концепции будущего заведения. Все бары подразделяются на:

  • специализированные;
  • неспециализированные.

Специализированные заведения – это те, в концепции которых заложена ориентация на профилирующий продукт, напиток, услугу. В зависимости от ассортимента, бывают следующие их разновидности:

Суши-бар – здесь повар-сушист готовит и подает суши, ролы и другие японские деликатесы за барной стойкой, интерьер и общий стиль выдержаны в восточных тонах, блюда сервируются специальными приборами. Может предлагаться как заказ блюд на вынос с обслуживанием только барменами, так и употребление за стойкой или столиками с обслуживанием официантами, либо и то и другое. Эти моменты необходимо продумать при выборе концепции. На фото представлены варианты оформления суши-баров.

Суши-бар с круговой стойкой, обслуживание барменом

Суши-бар с круговой стойкой, обслуживание барменом

Суши-бар со столиками, обслуживание барменом и официантами

Суши-бар со столиками, обслуживание барменом и официантами

пивной бар (паб) – заведения, профилирующим товаром в котором является пиво. Продавать можно также медовуху, яблочный и грушевый сидр (пуаре), сопутствующие товары к пиву: рыбу, креветки, снеки, несложные закуски. Осуществлять такую деятельность можно в статусе как ООО, так и ИП.  Если в меню будут присутствовать алкогольные напитки (водка, виски, коньяк и другие) с содержанием этилового спирта более 6%, обязательным будет оформление лицензии на продажу алкогольной продукции, и регистрация ООО;

Список 50 лучших баров мира в 2016 году по версии журнала Drinks International возглавил бар Dead Rabbit Grocery&Grog, открытый в 2013 году в Нью-Йорке выходцами из Белфаста. В список вошли заведения 20 стран, российские бары в него не попали.

На фото внутренний интерьер бара Dead Rabbit Grocery&Grog, получившего статус «лучшего бара в мире».

На фото внутренний интерьер бара Dead Rabbit Grocery&Grog, получившего статус «лучшего бара в мире».

Интересна необычная концепция питерского бара «Пивная библиотека», название которого говорит само за себя. Ценители пива могут не только отведать любимого пенного напитка, но и насладиться чтением размещенных на полках книг.

 Интерьер и внутреннее убранство питерского бара «Пивная библиотека»

Интерьер и внутреннее убранство питерского бара «Пивная библиотека»

так же, в зависимости от выбранной концепции, бар может быть: молочный, винный, кофейный, салат-бар, вэйп-бар, гриль-бар, спорт-бар, караоке-бар, рюмочная и другие. В этих заведениях, конечно, предлагаются и другие товары, но воронка потребительских предпочтений основана именно на его специализации и преимущество в ассортименте отдано профильному продукту, услуге, напитку. Например, в суши бар пойдут любители восточной кухни, в спорт-бар – любители спорта, в караоке – любители петь и так далее.

Интерьер спорт-бара на Новом Арбате в Москве

Интерьер спорт-бара на Новом Арбате в Москве

Вариант оформления караоке-бара

Вариант оформления караоке-бара

Неспециализированные заведения – это те, концепция которых не предусматривает конкретной специализации. В них могут присутствовать дополнительные услуги: кальян, телевидение, интернет, живая музыка и другие.

Пример интерьера неспециализированного бара

Пример интерьера неспециализированного бара

Нужны ли разрешения

В России процедура начала предпринимательской деятельности, в том числе и открытия заведения общественного питания формата «бар» максимально упрощена – разрешительный порядок заменен на уведомительный: чтобы открыть бар не нужно получать разрешения, а достаточно уведомить органы Роспотребнадзора о начале предпринимательской деятельности. Однако это не означает, что можно не соблюдать установленные законодательством требования.

 Плановая проверка Роспотребнадзора проводится через три года после открытия заведения. Что проверяют во время такой проверки? Это, пожалуй, главный вопрос, волнующий предпринимателей. Не позднее, чем за три дня до проверки контролирующие органы высылают распоряжение на проверку, в нем указаны все акты, по которым будет проводиться плановая проверка.

Внеплановая проверка проводится сразу после первой жалобы. Так что в интересах предпринимателей соблюдать все требования, чтобы посетителям и жителям близлежащих зданий не пришло в голову жаловаться.

Так Омскому гриль-бару «Дрова»  грозит закрытие ввиду того, что жители дома, в котором расположено заведение, пожаловались в Роспотребнадзор на очень громкую музыку. Проверка выявила нарушения. Теперь материалы будут передаваться в суд для решения вопроса о закрытии бара.

Также необходимо соблюсти противопожарные требования: сделать план эвакуации, обзавестись средствами пожаротушения и др. (см. Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

В интернете часто встречается информация о том, что соблюсти все требования и успешно пройти плановые проверки контролирующих органов чрезвычайно сложно. Однако не стоит забывать, что права предпринимателей защищены Федеральным законом №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Общие требования

 В таблице ниже отражены основные общие нормативные требования, которые помогут понять, что нужно, чтобы открыть свой бар.

Нормативный акт

Общие требования

«ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный

стандарт. Услуги общественного питания.

Предприятия общественного питания.

Классификация и общие требования»

 

Минимальные требования для баров:

  • вывеска;
  • отдельные входы для гостей и служебного персонала;
  • входная зона (вестибюль);
  • вешалки для одежды в зале или в холле;
  • зал для обслуживания;
  • оборудованные туалеты (с кабинами, умывальниками, зеркалом, электрической розеткой, мылом, бумажные полотенца или электросушилки для рук, корзина для мусора, крючки для одежды);
  • аварийное освещение на случай перебоев с электричеством (генератор или фонари);
  • горячая и холодная вода;
  • отопление (температура воздуха в помещении для посетителей должна быть 19-23 °C);
  • в спорт-барах, специализированных барах необходима система вентиляции;
  • в спорт-барах обязательно предоставление телевизионного вещания;
  • охранная сигнализация;
  • для баров, которые находятся в жилых зданиях, уровень шума не должен превышать более 35 дБ;
  • в видео-барах, варьете-барах, диско-барах, кино-барах, танцевальных барах, клубных барах, лобби-барах должна быть установлена система кондиционирования.

Постановление Главного государственного

санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31

(ред. от 10.06.2016) «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации

общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям общественного питания,

изготовлению и оборотоспособности в них

пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила».

 

Требования к размещению:

  • размещение возможно в отдельно стоящем здании, в пристройках к жилым зданиям, в их нежилых этажах, общественных зданиях, пристройках к ним. При этом должны соблюдаться установленные нормативы уровней шума, вибрации, электромагнитных полей и др.
  • прием продовольственного товара запрещено осуществлять с той стороны здания, где расположены окна и входы в квартиры жильцов;
  • территория должна быть благоустроенной и содержаться в чистоте.

В данном нормативном документе также содержатся требования к водоснабжению, условиям работы, устройству и содержанию помещений, инвентарю и посуде и другие.

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

Требования к помещениям:

  • общая площадь помещения (с учетом складских отделений) для торговли алкогольной продукцией должна составлять не менее 50 кв. м для городов и не менее 25 кв. м для сельских поселений;
  • для ИП, осуществляющих торговлю пива и пивных напитков при оказании услуг общественного питания требования к минимальной площади помещения не установлены.

Сколько стоит открыть бар

Сумма первоначальных вложений в открытие собственного бара может варьировать от нескольких сотен тысяч рублей до миллионов долларов. Все зависит от концепции заведения, его формата, категории (люкс, первый, высший), размера помещения, места расположения и других факторов.

Например, Андрей Фиалкин из Москвы, бывший банковский служащий открыл бар-магазин крафтового пива «Пивотека 456» (номер выбран неслучайно, в школе №456 учились Андрей и его партнер по бизнесу).

В интервью интернет-изданию РБК предприниматели озвучили следующие цифры: первоначальные вложения – 1 млн. 500 тыс. руб., в том числе аренда и депозит – 280 тыс. руб., ремонт помещения и оборудование – 700 тыс. руб., товар – 500 тыс. руб., реклама – 20 тыс. руб.