Презентация бизнес-модели: продажа лекарств по франшизе. Разбор условий 5 франшиз (Советская аптека, Горздрав, Эвалар и другие).
 

Аптека – это тот же магазин, только по продаже лекарств. Она работает по тем же законам экономики. Разумеется, есть отличия ввиду специфичности деятельности: торговля лекарствами и медикаментами жестко контролируется государством. В частности, требуется лицензирование. Однако нет существенных препятствий для открытия этого бизнеса, а по договору франчайзинга сделать это гораздо проще.

Рынок

Крупнейший фармацевтический рынок находится в США. Объем розничных продаж на 2013 год составил 252,8 млрд долл. (данные IMS Health Consulting). В России потребление лекарственных препаратов заметно ниже, чем в США или развитых стран в Европе. От США отставание на душу населения в 5 раз, от Европы – в 3 раза. В среднем каждый житель США в 2013 потребил лекарств на 779 долл., Японии – 660 долл., а России – 154 долл.

Рис. 1. Страны-лидеры по потреблению лекарств на душу населения

Рис. 1. Страны-лидеры по потреблению лекарств на душу населения

Российский фармацевтический рынок сильно зависит от импорта. Коммерческий сегмент в стоимостной оценке является самым крупным. В него входят в основном аптеки и другие пункты розничной продажи лекарств.

У розничного сегмента есть ярко выраженная сезонность. Увеличение спроса наблюдается в периоды роста заболеваемости, а это случается стабильно два раза в год – весной с марта и осенью с сентября. Однако лето и начало года считаются мертвыми периодами.

Аптеки работают в нескольких форматах:

  • «у дома»;
  • аптечные киоски;
  • интернет-аптеки;
  • дискаунтеры;
  • специализированные (например, гомеопатические).

Кроме того, они могут быть с традиционной системой обслуживания, где все лекарственные препараты отпускает провизор через окно, или с открытой выкладкой. Второй вариант, где предполагается самообслуживание, более популярен из-за увеличения скорости обслуживания. Такие аптеки предлагают более широкий ассортимент лекарственных препаратов. В классическом формате в основном работают государственные учреждения.

Несмотря на более узкий ассортимент закрытых аптек, они привлекательны с точки зрения инвестирования и окупаемости и потребуют вложений порядка 60 тыс. долл., при этом отбить средства получится через полтора года. На аптеку с открытой выкладкой площадью 90 кв. м нужнно минимум 80 тыс. долл., а окупится она не ранее 2 лет. В целом специалисты называют розничный фармацевтический рынок близким к насыщению, особенно в крупных городах. Сейчас основная конкуренция разворачивается вокруг форматов и цен. (по материалам РБК.research).

Рис. 2 Крупнейшие аптечные сети с открытой выкладкой

Рис. 2 Крупнейшие аптечные сети с открытой выкладкой

Лидеры рынка аптечная сеть «Ригла» и A.V.E. Group («Аптечная сеть 36,6») имеют доли рынка 3,3% и 3,2% соответственно и объем продаж 16 и 15,5 млрд. руб. за первое полугодие 2015 (по данным DSM Group).

Стоит отметить еще один формат аптечного бизнеса – это дискаунтер, на него приходится до 10% рынка розницы. Его характерной особенностью является низкая цена на лекарства и стабильно высокий чек. В кризис посещаемость дискаунтеров увеличивается до 40%. Их ассортимент не превышает 6 тыс. наименований, а наценка составляет всего 11-15%.

По данным РБК.research

По данным РБК.research

Эксперты говорят о хороших перспективах развития этого формата.

Большой рост наблюдается и у интернет-аптек. Однако он сдерживается законодательными ограничениями. Дело в том, что дистанционная продажа лекарств запрещена, а это значит, что покупатель должен см прийти за своим заказом в аптеку. Тем не менее, в крупных городах этот формат процветает.

Рассмотрим несколько франшиз, что понять стоит ли начать аптечный бизнес по готовой бизнес модели.

«Советской аптеки»

Эта аптечная сеть активно развивает направление франчайзинга – представлена в 36 регионах страны. Она работает в формате «У дома», располагается в спальных районах, где может быть много потенциальных покупателей. Нужно понимать, что за лекарствами человек не поедет на другой конец города, если они ему нужны здесь и сейчас. Этим и пользуются предприниматели.

Предприятие работает в низком ценовом сегменте. В среднем наценка составляет 20-22%.

Преимущества франшизы «Советская аптека»:

  • договор с дистрибьютором на выгодных условиях (оптовые цены вне зависимости от объема);
  • продукция закупается централизованно;
  • ассортимент более 7 тыс. позиций;
  • помощь в открытии бизнеса, в т.ч. предоставление лицензионного ПО.

У сети довольно демократичные условия сотрудничества. Отсутствие вступительного взноса – прямое тому доказательство. На открытие одной аптеки потребуется вложений от 1,5 млн руб., а бизнес окупится через 8-10 месяцев. Для старта нужно купить или арендовать помещение площадью от 34 кв. м, желательно в проходимом месте по возможности с витражными окнами.

В целом аптечный бизнес выглядит привлекательно для инвесторов: на лекарства всегда есть спрос. Независимо от политической и экономической обстановки, люди будут болеть и покупать медикаменты. А открыть аптечный пункт можно по франшизе.

«Горздрав»

Компания работает с 1989 года. Сегодня это крупнейшая аптечная сеть по продаже отечественных и импортных медикаментов компаниям и частным лицам.

Открыто франшиза аптеки «Горздрав» не продается. Условия по ней обсуждаются индивидуально.

Pharma Distribution

Открыть аптеку по франшизе можно, заключив договор с фармацевтической компанией. Pharma Distribution, поставщик лекарств, предлагает такой вид сотрудничества.

Основные положения:

  • размещение в прикассовой зоне или торговом центре Москвы или Санкт-Петербурга;
  • более 5 000 наименований продукции;
  • доставка заказов у поставщика на место продажи при заказе от 30 000 руб.;
  • инвестиции составят от 1,5 или 2,5 млн в зависимости от площади;
  • вступительный взнос и роялти отсутствуют.

Для открытия достаточно помещения площадью от 34 кв. м, наличия юридического лица и инвестиций.

Предприятие открывается под брендом «Советская аптека», однако франчайзинг в данном случае предлагает дистрибьютор, который не заинтересован в региональном продвижении и ограничивает территорию Москвой и Санкт-Петербургом.

«Эвалар»

Компания работает с 1991 года и представлена во многих городах России. В 2011-м сеть занимала 23% в доле рынка БАДов.

Основные показатели франшизы:

  • вступительный взнос 5 000 руб.;
  • роялти 0,1% при реализации продукции «Эвалар», для других марок роялти отсутствуют;
  • плата за использование объектов авторских прав – нет;
  • инвестиции на выкладку продукции на прилавке – от 75 000 руб.

Франчайзер помогает с открытием бизнеса. Партнеру предоставляется дизайн-проект аптеки, поставляется необходимое оборудование для демонстрации продукции. Франчайзи, в свою очередь, должен найти помещение, иметь лицензию и быть готовым обеспечивать оборот от 1 млн руб. Таких показателей выручки можно добиться, расположив аптеку в проходимом месте.

«Ригла»

«Ригла» – крупная аптечная сеть, в которой насчитывается 1387 в 46 регионах. Основана в 2001 году, входит в группу «Протек».

Особенности франшизы:

  • вступительный взнос – 200 000 руб. (без НДС);
  • роялти – 1,5% от оборота;
  • маркетинговый доход – 2% партнеру-производителю;
  • окупаемость – 2-3 года;
  • инвестиции – 2-5 млн руб.

Для открытия потребуется помещение площадью от 30 кв. м. Со стороны франчайзера будет всесторонняя поддержка партнеру.

Открыть аптеку по франшизе, на первый взгляд, проще. Спрос на лекарства стабилен, несмотря на сезонность, а основная конкуренция разворачивается вокруг форматов и уровней цен. Однако это довольно специфических бизнес со множеством нюансов, которые необходимо как минимум знать, чтобы выиграть в борьбе за «место под солнцем». И поддержка франчайзера может оказаться весьма кстати.