Социальная сеть «Одноклассники» принадлежит Mail.Ru Group. Она занимает шестое место по популярности в России. Создателем «ОК» является Попков Альберт. Основную долю доходов компании составляет, наряду с рекламой, продажа виртуальных открыток и стикеров. Выручка за 5 лет выросла на 123% и составила 36 358 млн руб. Чистая прибыль за 2018 год – 23 137 млн руб. Доля валового дохода «ОК» в общей выручке Mail.Ru Group составляет более 55%.

Российская социальная сеть «Одноклассники» была создана в марте 2006 года. По данным исследований в 2019 году, она заняла 6 место по популярности в России и востребована среди русскоязычного населения многих стран мира. Среднедневная посещаемость – более 71 млн в сутки. Всего зарегистрировано более 460 млн пользователей. «Одноклассники» как бизнес приносит Mail.Ru Group миллионные доходы.

Собственники

Владельцем соцсети «Одноклассники» является Mail.Ru Group. В свою очередь, ее хозяевами, т.е. акционерами, являются:

  • медиахолдинг Naspers из Южной Африки. Ему принадлежит 27,6 % акций;
  • компания «МегаФон» с ее 15,2 %;
  • Tencent – китайская телекоммуникационная компания и ее 7,4 % капитала.

В той же мере все это распространяется и на «Одноклассники».

Основателем сети «Одноклассники» является Попков Альберт Михайлович, российский веб-разработчик, постоянно проживающий в Лондоне. С февраля 2017 года главным исполнительным директором является Андрей Рогозов.

Справка! Социальная сеть «Одноклассники» в 2008 году заняла 1-е место в премии Рунета «Народная десятка»

Структура бизнеса и нефинансовые результаты

Практически все соцсети зарабатывают на рекламе. Однако «Одноклассники» на этом не остановились. Главный доход им приносят платные услуги для пользователей.

«Одноклассники» вошли в ТОП-3 среди неигровых приложений, на которые тратят деньги жители России. На сегодняшний день одним из основных источников прибыли приложения является продажа виртуальных подарков. В 2018 году количество пользователей, отправляющих подарки, увеличилось на 19%. В этом же году, после обновления коллекции стикеров, их продажи увеличились в 13 раз.

Рис. 1. Подарки на «Одноклассниках»

Рис. 1. Подарки на «Одноклассниках»

Немаловажное внимание «ОК» уделяет новым разработкам. В 2018 году была улучшена возможность совершения голосовых и видеозвонков, что привело к увеличению вызовов в 7 раз, до 2,2 млн звонков в день.

В 2018 году упор был сделан также на расширение видеоконтента, загружаемого на сайт. В результате количество просмотров выросло на 80%, а аудитория видео потратила на 66% больше времени в социальной сети, чем остальные пользователи. Все это помогло «OK» остаться лидером по потреблению видеоконтента среди социальных сетей в России с более чем 870 млн просмотров ежедневно в начале 2019 года.

Основным трендом года для разработчиков социальных игр стало развитие мобильной игровой платформы «OK». За год платформа принесла доход более 300 млн руб. только создателям мобильных игр, с ежемесячной аудиторией, которая выросла на 107% до более чем 9 млн игроков. В целом игры (не только на мобильной платформе) принесли разработчикам 3,2 млрд руб. и 17 млн пользователей.

Рис. 2. Мобильное приложение «ОК»

Рис. 2. Мобильное приложение «ОК»

В 2018 году «OK» успешно разветвилась на несколько новых направлений бизнеса:

  • пользователи могут рекомендовать товары своим друзьям в «Ленте Новостей», оценивать их и смотреть видеообзоры;
  • разрешено оплачивать бытовые и образовательные услуги, делать пожертвования в крупные благотворительные фонды и пополнять свой телефонный баланс;

в мае 2018-го в соцсети стартовал кэшбэк-сервис с промоакциями брендов: новый инструмент коммуникации между бизнесом и клиентами, позволяющий компаниям быстро тестировать новые продукты и позволяющий пользователям получать скидки от самых известных брендов и магазинов.

Рис. 3. Основные нефинансовые результаты соцсети «Одноклассники»

Рис. 3. Основные нефинансовые результаты соцсети «Одноклассники»

Наибольший рост наблюдается по количеству звонков, просмотров видео и участию в играх. Именно на эти сегменты бизнеса компания и делала акцент в 2018 году.

Финансовые результаты

Посмотрим, каких же финансовых результатов добилась соцсеть за 5 лет. До января 2016 года она была отдельным юрлицом. Сейчас «ОК», в отличие от «ВКонтакте», не просто входит в Mail.Ru Group, но и объединена с юрлицом Mail.Ru Group и отдельной отчетности не сдает. Однако из годового отчета компании известна сумма выручки и прибыли подразделения.

Таблица 1. Выручка и чистая прибыль «Одноклассников», млн руб.

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

Выручка

16 277

18 048

19 200

26 029

36 358

Чистая прибыль

9 233

9 195

10 800

15 517

23 137

Источник: официальный сайт Mail.Ru Group

Выручка росла достаточно стремительными темпами. В 2018 году увеличение составило 32%, или 10 329 млн руб. В целом за 5 лет рост равен 123%.

Рис. 4. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «Одноклассники», млн руб.

Рис. 4. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «Одноклассники», млн руб.

Рост чистой прибыли почти повторяет кривую роста выручки, и даже несколько ее превышает. За 2018 год увеличение было на 49%, а за все 5 лет – на 150%.

Если рассматривать доходы отдельных подразделений «ОК», то, как сказано в годовом отчете, только платные услуги для пользователей соцсети «Одноклассники» составили 11% всех доходов Mail.Ru Group.

Реклама стала самым быстрорастущим потоком доходов для «OK». В 2018 году команда продолжила работу над инструментами для удовлетворения различных потребностей рекламодателей, включая форматы, основанные на производительности. Эксклюзивные онлайн-шоу также успешно монетизировались в 2018 году. Выручка от видеорекламы выросла более чем в 2,5 раза, из нее более 85% приходилось на внепоточные виды рекламы (непосредственно от пользователей). Доход от мобильной рекламы также продемонстрировал рост на 80%.

Рассмотрим, увеличилась ли доля выручки от «ОК» в общей сумме выручки Mail.Ru Group.

Таблица 2. Доля выручки «ОК» в Mail.Ru Group, млн руб.

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

Выручка Mail.Ru Group

32 327

37 986

40 001

50 055

66 105

Выручка «ОК»

16 277

18 048

19 200

26 029

36 358

Доля, %

50,35

47,51

48,11

52,02

55,16

Источник: официальный сайт Mail.Ru Group

Выручка собственника «Одноклассников» Mail.Ru Group растет достаточно высокими темпами, но одновременно с этим растет и доля выручки «ОК».

Рис. 5. Доля прибыли в общей сумме выручки, %

Рис. 5. Доля прибыли в общей сумме выручки, %

Таким образом, доля выручки «Одноклассников» в 2017 и 2018 годах превысила 50%. За последний год она увеличилась на 3%. В целом рост составил около 8%.

Немного истории

Напомним основные этапы истории соцсети «Одноклассники»:

  • 2006 – Альберт Попков занимается созданием новой социальной сети как хобби. Делает он это в марте, а уже к ноябрю количество зарегистрированных пользователей достигает 1,5 млн человек;
  • 2007 – количество пользователей – 4 млн человек;
  • 2008 – введена плата за регистрацию. Популярность сайта падает;
  • 2010 – платная регистрация отменена. Количество пользователей выросло до 45 млн человек. На сайте появляются первые игры и видеочат;
  • 2011 – появилась возможность привязывать к аккаунту до трех банковских карт;
  • 2012 – мобильная версия приложения становится доступна в Узбекистане, а главная страница основного сайта переведена на узбекский язык. Появляется интернет-радио;
  • 2013 – сайт становится доступен на армянском, таджикском и английском языках. Запущен онлайн-кинотеатр;
  • 2016 – появилась возможность осуществления денежных переводов. Проведена интеграция «Одноклассников» с «Инстаграмом»;
  • 2017 – соцсеть запрещена на Украине.

Итак, «Одноклассники» продолжают развиваться, что обеспечивает им неплохую выручку. Это теперь не просто место, где обмениваются фото и сообщениями. Здесь можно заказывать товары, делать звонки, играть, дарить подарки и многое другое.