Российская социальная сеть «Одноклассники» была создана в марте 2006 года. По данным исследований в 2019 году, она заняла 6 место по популярности в России и востребована среди русскоязычного населения многих стран мира. Среднедневная посещаемость – более 71 млн в сутки. Всего зарегистрировано более 460 млн пользователей. «Одноклассники» как бизнес приносит Mail.Ru Group миллионные доходы.
Собственники
Владельцем соцсети «Одноклассники» является Mail.Ru Group. В свою очередь, ее хозяевами, т.е. акционерами, являются:
- медиахолдинг Naspers из Южной Африки. Ему принадлежит 27,6 % акций;
- компания «МегаФон» с ее 15,2 %;
- Tencent – китайская телекоммуникационная компания и ее 7,4 % капитала.
В той же мере все это распространяется и на «Одноклассники».
Основателем сети «Одноклассники» является Попков Альберт Михайлович, российский веб-разработчик, постоянно проживающий в Лондоне. С февраля 2017 года главным исполнительным директором является Андрей Рогозов.
Справка! Социальная сеть «Одноклассники» в 2008 году заняла 1-е место в премии Рунета «Народная десятка»
Структура бизнеса и нефинансовые результаты
Практически все соцсети зарабатывают на рекламе. Однако «Одноклассники» на этом не остановились. Главный доход им приносят платные услуги для пользователей.
«Одноклассники» вошли в ТОП-3 среди неигровых приложений, на которые тратят деньги жители России. На сегодняшний день одним из основных источников прибыли приложения является продажа виртуальных подарков. В 2018 году количество пользователей, отправляющих подарки, увеличилось на 19%. В этом же году, после обновления коллекции стикеров, их продажи увеличились в 13 раз.
Рис. 1. Подарки на «Одноклассниках»
Немаловажное внимание «ОК» уделяет новым разработкам. В 2018 году была улучшена возможность совершения голосовых и видеозвонков, что привело к увеличению вызовов в 7 раз, до 2,2 млн звонков в день.
В 2018 году упор был сделан также на расширение видеоконтента, загружаемого на сайт. В результате количество просмотров выросло на 80%, а аудитория видео потратила на 66% больше времени в социальной сети, чем остальные пользователи. Все это помогло «OK» остаться лидером по потреблению видеоконтента среди социальных сетей в России с более чем 870 млн просмотров ежедневно в начале 2019 года.
Основным трендом года для разработчиков социальных игр стало развитие мобильной игровой платформы «OK». За год платформа принесла доход более 300 млн руб. только создателям мобильных игр, с ежемесячной аудиторией, которая выросла на 107% до более чем 9 млн игроков. В целом игры (не только на мобильной платформе) принесли разработчикам 3,2 млрд руб. и 17 млн пользователей.
Рис. 2. Мобильное приложение «ОК»
В 2018 году «OK» успешно разветвилась на несколько новых направлений бизнеса:
- пользователи могут рекомендовать товары своим друзьям в «Ленте Новостей», оценивать их и смотреть видеообзоры;
- разрешено оплачивать бытовые и образовательные услуги, делать пожертвования в крупные благотворительные фонды и пополнять свой телефонный баланс;
в мае 2018-го в соцсети стартовал кэшбэк-сервис с промоакциями брендов: новый инструмент коммуникации между бизнесом и клиентами, позволяющий компаниям быстро тестировать новые продукты и позволяющий пользователям получать скидки от самых известных брендов и магазинов.
Рис. 3. Основные нефинансовые результаты соцсети «Одноклассники»
Наибольший рост наблюдается по количеству звонков, просмотров видео и участию в играх. Именно на эти сегменты бизнеса компания и делала акцент в 2018 году.
Финансовые результаты
Посмотрим, каких же финансовых результатов добилась соцсеть за 5 лет. До января 2016 года она была отдельным юрлицом. Сейчас «ОК», в отличие от «ВКонтакте», не просто входит в Mail.Ru Group, но и объединена с юрлицом Mail.Ru Group и отдельной отчетности не сдает. Однако из годового отчета компании известна сумма выручки и прибыли подразделения.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|
Выручка | 16 277 | 18 048 | 19 200 | 26 029 | 36 358 |
Чистая прибыль | 9 233 | 9 195 | 10 800 | 15 517 | 23 137 |
Источник: официальный сайт Mail.Ru Group
Выручка росла достаточно стремительными темпами. В 2018 году увеличение составило 32%, или 10 329 млн руб. В целом за 5 лет рост равен 123%.
Рис. 4. Динамика выручки и чистой прибыли ООО «Одноклассники», млн руб.
Рост чистой прибыли почти повторяет кривую роста выручки, и даже несколько ее превышает. За 2018 год увеличение было на 49%, а за все 5 лет – на 150%.
Если рассматривать доходы отдельных подразделений «ОК», то, как сказано в годовом отчете, только платные услуги для пользователей соцсети «Одноклассники» составили 11% всех доходов Mail.Ru Group.
Реклама стала самым быстрорастущим потоком доходов для «OK». В 2018 году команда продолжила работу над инструментами для удовлетворения различных потребностей рекламодателей, включая форматы, основанные на производительности. Эксклюзивные онлайн-шоу также успешно монетизировались в 2018 году. Выручка от видеорекламы выросла более чем в 2,5 раза, из нее более 85% приходилось на внепоточные виды рекламы (непосредственно от пользователей). Доход от мобильной рекламы также продемонстрировал рост на 80%.
Рассмотрим, увеличилась ли доля выручки от «ОК» в общей сумме выручки Mail.Ru Group.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|
Выручка Mail.Ru Group | 32 327 | 37 986 | 40 001 | 50 055 | 66 105 |
Выручка «ОК» | 16 277 | 18 048 | 19 200 | 26 029 | 36 358 |
Доля, % | 50,35 | 47,51 | 48,11 | 52,02 | 55,16 |
Источник: официальный сайт Mail.Ru Group
Выручка собственника «Одноклассников» Mail.Ru Group растет достаточно высокими темпами, но одновременно с этим растет и доля выручки «ОК».
Рис. 5. Доля прибыли в общей сумме выручки, %
Таким образом, доля выручки «Одноклассников» в 2017 и 2018 годах превысила 50%. За последний год она увеличилась на 3%. В целом рост составил около 8%.
Немного истории
Напомним основные этапы истории соцсети «Одноклассники»:
- 2006 – Альберт Попков занимается созданием новой социальной сети как хобби. Делает он это в марте, а уже к ноябрю количество зарегистрированных пользователей достигает 1,5 млн человек;
- 2007 – количество пользователей – 4 млн человек;
- 2008 – введена плата за регистрацию. Популярность сайта падает;
- 2010 – платная регистрация отменена. Количество пользователей выросло до 45 млн человек. На сайте появляются первые игры и видеочат;
- 2011 – появилась возможность привязывать к аккаунту до трех банковских карт;
- 2012 – мобильная версия приложения становится доступна в Узбекистане, а главная страница основного сайта переведена на узбекский язык. Появляется интернет-радио;
- 2013 – сайт становится доступен на армянском, таджикском и английском языках. Запущен онлайн-кинотеатр;
- 2016 – появилась возможность осуществления денежных переводов. Проведена интеграция «Одноклассников» с «Инстаграмом»;
- 2017 – соцсеть запрещена на Украине.
Итак, «Одноклассники» продолжают развиваться, что обеспечивает им неплохую выручку. Это теперь не просто место, где обмениваются фото и сообщениями. Здесь можно заказывать товары, делать звонки, играть, дарить подарки и многое другое.