Современные тенденции интерьерной моды диктуют очень внимательный подход к формированию обстановки, а популярная тема экологии вносит свои правила в дизайн дома, офиса или квартиры. Часто дополняется интерьер элементами живой природы: цветами, зимним садом, аквариумами с рыбами или экзотическими животными. Такие аквариумы, сделанные из прозрачного стекла, пластика, оргстекла имеют свойство загрязняться, на стенках образовывается естественный налет, прозрачности снижается, а запах стоит весьма неприятный. Поэтому такие изделия подлежат регулярной чистке и обработке. Провести самостоятельно чистку аквариума можно, но если он больших размеров или внутри очень много живых существ, то лучше такую работу доверить мастеру. Обслуживание аквариумов – прибыльное дело, поскольку не требует больших вложений и однозначно имеет высокую востребованность.

Обслуживание аквариумов относится к разновидности бытовых услуг. Эта работа подразумевает базовые знания мастера об устройстве пресноводных и морских емкостей, оборудовании, которое используется для них. А также мастер обязан разбираться в видах рыб и аквариумных животных, уметь подбирать для них соответствующую среду, работать с аквариумным грунтом, оценивать состояние воды и осуществлять контроль водных параметров.

В современном обществе аквариумы в интерьерах приобретают все большую популярность благодаря модным трендам эко-товаров. Аквариумом можно эффектно зонировать пространство, использовать его как акцент в оформлении офиса или гостиной, и даже включить в общий ансамбль освещения к комнате. Когда приходит время почистить аквариум, помощь мастера, осуществляющего все манипуляции на дому, оказывается неоценимой. Поэтому даже при малых начальных вложениях, такой сервис может стать очень прибыльным бизнесом.

Для того чтобы правильно организовать такое предпринимательство, надо в первую очередь, плотно заняться изучением самого продукта: аквариумов, их разновидностей, аквариумных рыб и животных, типов и вариаций использования, оборудования, оснащения, правил эксплуатации и ухода. Большую помощь в этом может оказать специализированная литература и ихтиологи.

Описание продукта

Основная идея данного вида бизнеса заключается в том, что каждый аквариум, независимо от его размера, жителей и места использования подлежит регулярной чистке и уходу. Многочисленные семьи, приобретающие аквариум с рыбками ребенку, ставят своему чаду основное условие: «Чистить будешь сам!», но уже через пару месяцев, заботы по уходу за подопечными ложатся на плечи родителей, которые зачастую не в восторге от такого занятия.

Офисный аквариум – отдельная история: вменить в обязанность офис-менеджеру или уборщице уход за аквариумом равносильно через какое-то время потерять всех живых рыбок или даже сам аквариум, т.к. человек, не умеющий это делать, скорее испортит среду, чем обновит ее.

Профессиональные видовые аквариумы и емкости в общественных местах – это, как правило, большие виды. Чистить их может только и исключительно профессионал.

Для решения этих задач существуют сервисные компании и частные специалисты.

Продуктом бизнес-идеи является чистый, эстетичный функционирующий аквариум, а инструменты производства этого продукта следующие:

  • чистка аквариума, удаление органики из грунта;
  • замена воды, контроль водных параметров;
  • прочистка и профилактика фильтрующего оборудования;
  • обработка стен аквариума и декоративных элементов;
  • уход за растениями, внесение удобрений, удаление старых отмерших листьев, своевременная подрезка (пересадка) и т.д.;
  • профилактика и проверка работоспособности всего аквариумного оборудования;
  • контроль за самочувствием рыб и животных, лечение, витаминизация, и подпитка, утилизация погибших организмов;
  • срочный аварийный ремонт или лечение.

Подобные услуги могут иметь несколько форм сотрудничества:

  • разовый вызов мастера;
  • абонентское обслуживание;
  • сегментарное обслуживание (к примеру, когда мастер специализируется только на встроенных аквариумах).

Целевая аудитория

Как уже описывалось выше, применение аквариумов можно условно разделить на несколько категорий:

  • домашние малые и крупные емкости;
  • офисные аквариумы;
  • емкости в общественных местах (кафе, ресторанах. торговых центрах и т.д.);
  • профессиональные аквариумы (зоопарки, музеи, развлекательные центры и аквапарки и т.д.).

Соответственно, целевая аудитория это:

  1. частные лица, имеющие аквариумы в домашнем пользовании;
  2. кафе, бары, отели, рестораны;
  3. частные офисы и коммунальные компании (лицом, осуществляющим вызов, скорее всего, будет офис-менеджер, секретарь);
  4. управляющие сервисные предприятия, которые осуществляют обслуживание зданий (лицом, взывающим мастера, скорее всего, будет менеджер проекта).

Среди широкой массы потенциальных клиентов, можно выделить ключевое покупательское ядро: корпоративные клиенты.

Совет маркетолога: заключайте договоры на абонентское облуживание

Чтобы бизнес был максимально окупаемым, важно удерживать постоянные отношения с 20-30 клиентами даже за счет отказа в разовом обслуживании. Чем более привлекательные условия вы предложите своему корпоративному сегменту аудитории, тем больше вероятности заполучить полугодовой или годовой контракт. Корпоративный сегмент интересней за счет большей наценки на услуги, зато частные клиенты способствуют распространению информации о вашей компании путем рекомендаций и отзывов (сарафанное радио).

Чтобы обеспечить себе длительный контракт на обслуживание, предложите клиенту бонусные выезды, дополнительные бесплатные услуги, скидку. Также скидку можно предлагать тем потребителям, которые привели к вам на обслуживание своих друзей.

Для профессиональной аудитории важна не цена, а качество услуги и гибкость графика (возможно, в аквапарке надо буде чистить аквариумы по ночам, чтобы не мешать работе днем)

Фактическая реализация идеи и ее формы

Чтобы ваше предприятие имело максимальную эффективность, надо правильно спланировать штат, рассчитать свои силы и выбрать нишу. Не стоит замахиваться на все виды услуг, т.к, к примеру, профессиональные аквариумы требуют работы дайверов со всем соответствующим оборудованием. Конечно, такая работа стоит недешево, но уверены ли вы, что сможете обеспечить регулярными заказами такого специалиста? Воспользуйтесь инструментом расчета сегментированной емкости рынка, чтобы понять, какой вид услуг выбрать в качестве ключевого предложения.

Чтобы не терять случайный заказ на чистку большого бассейна, можно иметь предварительную договоренность с частными исполнителями, которым в случае появления, можно будет делегировать такой вызов.

Нишевание может иметь следующий вид:

  • обслуживание домашних и офисных аквариумов;
  • обслуживание офисных емкостей и тех, что расположены в общественных местах (кафе, бары, отели, ТРЦ);
  • обслуживание больших аквариумов и емкостей в общественных местах.

Основные форматы осуществления бизнеса для такой компании это:

  • единый call-центр, где можно получить профессиональную консультацию и оставить заявку на вызов рабочего;
  • интернет-сайт, предлагающий потребителям ознакомиться с условиями сотрудничества, перечнем услуги и их стоимостью;

Совет маркетолога: при желании можно открыть магазин зоо-товаров, где в продаже может быть как оборудование для аквариумов, так и сами аквариумы, рыбки, растения, декоративные элементы.

В магазине можно проводить пиар-акции в виде мастер классов по уходу за рыбками для детей и их родителей.

Важные особенности бизнеса

В основе данного бизнеса лежит высокая ответственность за качество предоставляемых услуг. Речь идет даже не о личном профессионализме сотрудников, а об общем впечатлении, которое оставляет после себя подобное сотрудничество и готовности идти навстречу клиенту. Многие офисы предпочитают проводить технические работы до или после рабочего дня, а значит, что при специализации на офисном сегменте, в вашем штате должно быть сразу несколько мастеров, готовых работать во внеурочное время.

Конечно, важен и сам подход к клиенту. Наиболее высоким требование к сервису будет среди домашних владельцев аквариумов – тут мастер должен не просто уметь хорошо справляться с прямыми обязанностями, но и быть вежливым, услужливым, внимательным.

Совет маркетолога: обязательно необходимо отслеживать уровень удовлетворенности клиентов сервисом вашего предприятия.

Для этого достаточно ежемесячно делать контрольный обзвон тех клиентов, которые оформляли вызов в минувшем месяце и путем короткого интервьюирования по заранее составленной анкете, получать базу для анализа. Такой подход позволит понять свои сильные и слабые стороны, проконтролировать и оценить работу мастеров. Очень эффективным является построение системы мотивации на основании таких отзывов. Важно при работе с персоналом проводить разъясняющую работу, ввести стандарты качества обслуживания, систему сервис-менеджмента одновременно с финансовой мотивацией и контролем качества обслуживания:

Второй момент, о котором следует помнить – четкое формирование логистики обслуживания. Составление графика работы с клиентами на абонентском договоре, предусмотренные «окна» для срочных и разовых вызовов, контроль заказов – все это позволит осуществить организация диспетчерской службы (call-центр), через которую происходит планирование работ, непосредственный вызов и распределение заказов между мастерами.

В диспетчерской должны работать сотрудники, которые могут оказать полную устную консультацию по всем профильным вопросам – это одно из обязательных условий формирования лояльности клиентов.

Совет маркетолога: наравне в контролем уровня сервиса, уделяйте внимание формированию лояльного отношения к вашей компании среди населения.

Этого позволят добиться благотворительные акции, бесплатные услуги (клиент всегда должен получать чуть большее, чем то, за что заплатил), работа с детьми, безвозмездные акции по очистке городских водоемов и емкостей (что надо очень широко освещать) и т.д.

Каналы продвижения

Самым эффективным каналом продвижения такого рода бизнеса будет прямой контакт и презентация собственных услуг. Для этого надо получить информацию о владельцах аквариумов. Как это сделать – нужно решать по месту и возможностям, к примеру, можно заключить договор обмена клиентской базой с компанией, продающей аквариумы, с клининговой фирмой, обслуживающей офисы и частные дома, электриками и инженерами, которые могут сообщать наименования организаций, в офисах которых установлены аквариумы.

Широкомасштабная наружная реклама малоэффективна и будет своеобразной «стрельбой пушкой по воробьям». А вот контекстная реклама может быть вполне действенной:

Стоимость кампании для Москвы и области составит в прогнозе около 12 500 руб., что в среднем равно цене аренды двух биллбордов.

Также надо использовать все возможности социального медиамаркетинга (продвижение в социальных сетях), как, к примеру, делает вот эта кампания:

Собственная группа или аккаунт ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, таргетированная и баннерная реклама, ведение собственного блога, участие в тематических форумах – вот основные инструменты онлайн продвижения.

Размещение наружной оффлайн рекламы уместно в непосредственной близи от магазинов, торгующих аквариумами и оборудованием, рыбками.

Преимущества и недостатки концепта

Плюсы

Минусы

малые вложения в организацию бизнеса

Длительное время выхода на рынок и широкого информирования потенциального клиента; долгий поиск контактов с клиентом.

отсутствие необходимости аренды офисных помещений (call-центр может быть расположен в магазине зоо-товаров)

высокие затраты на контроль работ и постоянный мониторинг сервиса, уровня лояльности клиентов

бизнес не нуждается в лицензировании и может вестись в форме ИП

Важную роль играет профессиональный опыт и навыки мастеров, высокий уровень знаний

возможность подобрать клиентов на абонентское обслуживание, что исключает затраты на рекламу в дальнейшем

практическое отсутствие возможностей развития услуг, а при желании расширяться нужна будет диверсификация бизнеса

Франшизы подобного вида бизнеса фактически отсутствуют, т.к. это не массовая брендированная услуга, которую можно было бы подогнать под оригинальный концепт.

Анализ спроса

Для начала используем инструмент анализа спроса по ключевым онлайн-запросам:

Яндекс демонстрирует достаточно высокий уровень запросов, которых, однако, недостаточно, чтобы гарантировать высокую загрузку компании. Можно предполагать, что поиск мастеров по обслуживанию аквариумов происходит не только и не столько в интернете, а путем просмотра объявлений, обращений к сервисным предпритиям.

Оффлайн спрос следует анализировать, используя информацию о количестве конкурентов, о показателях продаж аквариумов в регионе, для чего используются:

  • городская статистика;
  • газеты объявлений;
  • личные наблюдения.

Примеры осуществления бизнеса

  1. Группа компаний Аква Лого, Москва.

    Крупнейший специализированный салон в Москве и России по производству и обслуживанию аквариумов

    Ссылка: https://www.aqualogo.ru/

    Компания предлагает достаточно высокую цену, декларируя безупречное качество обслуживания. Прайс-лист на разовые выезды включает лечение рыб и чистку пресноводного аквариума

    Наценка за удаленность более 10 км от МКАД - 70 руб./км

    Все расходные материалы оплачиваются отдельно по накладным

  2. Аквамарин, Новосибирск

    Компания предлагает полный комплекс услуг по изготовлению, установке, наполнению и дизайну морских и пресноводных аквариумов, а также обслуживание и поддержание жизнедеятельности аквариумов, установленных в офисах, учреждениях или дома.

    Ссылка:http://aquamarin.makkon.ru/

    Уровень стоимости аналогичных услуг в Новосибирске практически соответствует московскому, однако, градация объемов аквариумов более подробная, что позволяет клиенту сэкономить средства.

  3. Аквалайф55, Омск

    Компания оказывает комплексные услуги по оформлению аквариумов и террариумов,, подбору декоративных элементов, живого наполнения, кормов, обслуживанию и поддержке хобби.

Услуга

Компания

Город

Цена в руб.

Аквариумы до 100 литров

 

Москва

2400

 

Новосибирск

2200

 

Омск

1500

Аквариумы от 350 до 450 литров

 

Москва

5900

 

Новосибирск

8000

 

Омск

4000

В среднем столичные цены ненамного опережают региональные, которые между собой соотносимы. В стоимости работы с крупными объектами региональные компании могут даже демонстрировать более высокую стоимость, чем Москва, что говорит о недостатке квалифицированных специалистов.

Резюме проекта

Обслуживание аквариумов – очень специализированный бизнес и с ввиду этого, он весьма интересен и перспективен. Однако достичь хорошего финансового эффекта можно только при наличии прямых постоянных контактов с клиентами, договоров абонентского обслуживания, высочайшего уровня сервиса и грамотного рекламного продвижения.

Козырем в организации бизнеса будет наличие базы владельцев аквариумов, которую можно собрать как самостоятельно, так и при помощи партнеров.