Общественные туалеты, при всей несолидности этой ниши, – прибыльный вид бизнеса. В зависимости от «проходимости» места установки кабинки рентабельность вложений может достигать 150%. Основным источником дохода является плата за вход, а также сдача в аренду рекламных площадей на стенах. Бизнес не требует больших вложений, для старта достаточно 20-30 тыс. руб., оборудование можно взять в аренду. Но имеется недостаток – подверженность сезонным колебаниям и убытки, связанные с вандализмом.
 

Немного истории

Городские общественные туалеты организовывались еще со времен античности. В России же подобные заведения появились в Москве около 300 лет назад с легкой руки Петра I, издавшего указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». В те времена они представляли собой выгребные ямы с сооруженными над ними деревянными помостами. Туалеты как бизнес в то время не рассматривались – в первую очередь решался вопрос санитарного состояния столицы. Другие российские города такими сооружениями похвастаться не могли еще несколько веков.

К началу XX века в Москве общественных туалетов насчитывалось всего около десятка. Революция, однако, уничтожила и их – коммунальная служба общественных уборных оформилась в самостоятельную организацию только в 1922 г. После ВОВ процесс развития сети общественных туалетов возобновился только в 1947 г., в основном рядом со значимыми объектами (Красная площадь, ВДНХ). Своего «расцвета» сеть заведений достигла в 1980 г. во время проведения Олимпиады. Начиная с 90-х гг. XX века число объектов пополнялось пропорционально росту количества массовых мероприятий (концертов звезд шоу-бизнеса, спортивных чемпионатов и т.д.). Однако как в столице, так и в провинциальных городах, недостаток общественных уборных ощущается и по сей день.

Это интересно: Самый старый действующий общественный туалет в Москве расположен в жилом доме 1906 г. постройки по адресу: Покровка,19.

Рис. 1. Интерьер общественного «Исторического» туалета в Московском ГУМе.

Рис. 1. Интерьер общественного «Исторического» туалета в Московском ГУМе.

Какие существуют направления туалетного бизнеса?

Спрос на услуги подобных заведений есть всегда – и это безусловный плюс данной ниши. Пожалуй, это единственный вид услуг, который не нуждается в рекламе, и не услугодатель ищет потребителя, а наоборот.

В данной нише можно выделить несколько направлений:

  • производство и продажа кабинок;
  • услуги по содержанию и обслуживанию кабинок;
  • сдача биотуалетов в аренду;
  • собственно эксплуатация, с взиманием с посетителей платы за вход, а также со сдачей в аренду рекламных площадей на стенах сооружения.

В каждом из указанных направлений занято множество организаций, однако это не означает наличие жесткой конкуренции. Ниша, к большому сожалению потребителей услуги, остается малоосвоенной. Между тем цены на услуги платных общественных туалетов в столице довольно ощутимы и позволяют собственникам туалетного бизнеса легко зарабатывать приличные суммы.

Таблица 1. Цены на посещение общественного туалета в г. Москва

Наименование объекта

Цена

1

Московский метрополитен

60 руб.

2

Московские жд вокзалы

50 руб.

3

Исторический туалет в ГУМе

200 руб.

4

Платные биотуалеты

50 руб.

Для справки: На сегодняшний день в Москве работает около 5000 общественных туалетов (из них государственных бесплатных только 227). По санитарным нормам в расчете на душу населения их должно быть в 6 раз больше.

Насколько выгодно заниматься туалетным бизнесом?

Заработать в данной сфере можно в любом из указанных выше направлений. Для примера рассмотрим отчетность ООО «Авеню Индастриал Групп» – производителя знаменитых «золотых» московских городских туалетов, которые были установлены по городу в 2013 г.

Рис. 2. Московские платные «золотые» туалеты, установленные в 2013 г.

Рис. 2. Московские платные «золотые» туалеты, установленные в 2013 г.

И хотя тендер на установку кабинок выиграла другая компания (ООО «Комхоз-Сервис»), а обслуживанием занимается третья (ООО «Орк»), производство кабинок тоже занятие прибыльное.

Рис. 3. Финансовые показатели ООО «Авеню Индастриал Групп» за 2015-2017 гг. Источник: ФНС

Рис. 3. Финансовые показатели ООО «Авеню Индастриал Групп» за 2015-2017 гг.
Источник: ФНС

На протяжении последних нескольких лет производитель клозетов демонстрирует стабильный рост выручки. Только в 2017 г. организация не смогла получить чистую прибыль по итогам года, в предшествующие же периоды бизнес приносил прибыль в 120-380 тыс. руб. ежегодно.

Основной поток выручки организация получает от участия в государственных закупках, оказывая услуги по оснащению биотуалетами общественных мест и учреждений (в основном – городских кладбищ). За 2016-2017 гг. организация выиграла несколько крупных тендеров.

Рис. 4. Государственные тендеры заключаются на солидные суммы Источник: СИНАПС

Рис. 4. Государственные тендеры заключаются на солидные суммы
Источник: СИНАПС

Совокупная сумма по договорам, заключенным ООО «Авеню Индастриал Групп» с государственными учреждениями в рамках тендеров за 2016-2017 гг., составила около 24 млн руб.

В дополнение: узнайте, как открыть цех по производству туалетной бумаги.

Много ли вложений потребует вхождение в нишу?

Для старта, если рассматривать в качестве направления деятельности непосредственно установку и эксплуатацию кабинок, инвестиций потребуется немного. Государственное бюджетное учреждение «Доринвест», ведающее московскими общественными туалетами, предоставляет услугу аренды кабинок.

Рис. 5. Оборудование можно взять в краткосрочную аренду

Рис. 5. Оборудование можно взять в краткосрочную аренду

Начинающий предприниматель может протестировать нишу, не вкладывая на первых порах существенные суммы на закупку собственных объектов. Стоимость аренды начинается от 900 руб. в сутки.

Рис. 6. Тарифы на аренду передвижных биотуалетов в г. Москва Источник: сайт dorinvest

Рис. 6. Тарифы на аренду передвижных биотуалетов в г. Москва
Источник: сайт dorinvest

Желательно приурочить открытие бизнеса к крупному массовому мероприятию, например концерту на открытом воздухе. Предварительно необходимо получить разрешение городской администрации и Роспотребнадзора (СЭС).

Рассчитать необходимое количество арендуемых клозетов можно с помощью нормативов, установленных, исходя из планируемого потока посетителей мероприятия и его продолжительности.

Рис. 7. Расчет количества биотуалетов в зависимости от масштаба мероприятия

Рис. 7. Расчет количества биотуалетов в зависимости от масштаба мероприятия

Для примера, на концерт с плановой посещаемостью 3 000 человек, длительностью 2 часа, потребуется 9 кабинок. Расходы на аренду с учетом доставки и обслуживания составят:

2 720 руб.* 9 кабин = 24 480 руб.

Также необходимо учесть оплату услуг работника, который займется взиманием платы и защитой арендованного оборудования от вандалов (условно – 1000 руб.)

Итого расходы: 25 480 руб.

Предположим, что из заявленных 3 000 человек услугой воспользуется 40% посетителей при плате за вход 50 руб.

3 000 *40% *50 руб. = 60 000 руб.

Итого доход: 60 000 - 25 480 руб. = 34 520 руб. за день (включая продолжительность мероприятия и время на доставку, монтаж и демонтаж). Рентабельность разовой аренды – 135%.

Также можно установить стационарные клозеты в наиболее «проходимых» местах. При средней посещаемости 100 человек в день и плате за вход 50 руб. ежедневная выручка составит около 5 000 руб., ежемесячная – около 150 000 руб.