Немного истории
Городские общественные туалеты организовывались еще со времен античности. В России же подобные заведения появились в Москве около 300 лет назад с легкой руки Петра I, издавшего указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». В те времена они представляли собой выгребные ямы с сооруженными над ними деревянными помостами. Туалеты как бизнес в то время не рассматривались – в первую очередь решался вопрос санитарного состояния столицы. Другие российские города такими сооружениями похвастаться не могли еще несколько веков.
К началу XX века в Москве общественных туалетов насчитывалось всего около десятка. Революция, однако, уничтожила и их – коммунальная служба общественных уборных оформилась в самостоятельную организацию только в 1922 г. После ВОВ процесс развития сети общественных туалетов возобновился только в 1947 г., в основном рядом со значимыми объектами (Красная площадь, ВДНХ). Своего «расцвета» сеть заведений достигла в 1980 г. во время проведения Олимпиады. Начиная с 90-х гг. XX века число объектов пополнялось пропорционально росту количества массовых мероприятий (концертов звезд шоу-бизнеса, спортивных чемпионатов и т.д.). Однако как в столице, так и в провинциальных городах, недостаток общественных уборных ощущается и по сей день.
Это интересно: Самый старый действующий общественный туалет в Москве расположен в жилом доме 1906 г. постройки по адресу: Покровка,19.
Рис. 1. Интерьер общественного «Исторического» туалета в Московском ГУМе.
Какие существуют направления туалетного бизнеса?
Спрос на услуги подобных заведений есть всегда – и это безусловный плюс данной ниши. Пожалуй, это единственный вид услуг, который не нуждается в рекламе, и не услугодатель ищет потребителя, а наоборот.
В данной нише можно выделить несколько направлений:
- производство и продажа кабинок;
- услуги по содержанию и обслуживанию кабинок;
- сдача биотуалетов в аренду;
- собственно эксплуатация, с взиманием с посетителей платы за вход, а также со сдачей в аренду рекламных площадей на стенах сооружения.
В каждом из указанных направлений занято множество организаций, однако это не означает наличие жесткой конкуренции. Ниша, к большому сожалению потребителей услуги, остается малоосвоенной. Между тем цены на услуги платных общественных туалетов в столице довольно ощутимы и позволяют собственникам туалетного бизнеса легко зарабатывать приличные суммы.
№ | Наименование объекта | Цена |
---|---|---|
1 | Московский метрополитен | 60 руб. |
2 | Московские жд вокзалы | 50 руб. |
3 | Исторический туалет в ГУМе | 200 руб. |
4 | Платные биотуалеты | 50 руб. |
Для справки: На сегодняшний день в Москве работает около 5000 общественных туалетов (из них государственных бесплатных только 227). По санитарным нормам в расчете на душу населения их должно быть в 6 раз больше.
Насколько выгодно заниматься туалетным бизнесом?
Заработать в данной сфере можно в любом из указанных выше направлений. Для примера рассмотрим отчетность ООО «Авеню Индастриал Групп» – производителя знаменитых «золотых» московских городских туалетов, которые были установлены по городу в 2013 г.
Рис. 2. Московские платные «золотые» туалеты, установленные в 2013 г.
И хотя тендер на установку кабинок выиграла другая компания (ООО «Комхоз-Сервис»), а обслуживанием занимается третья (ООО «Орк»), производство кабинок тоже занятие прибыльное.
Рис. 3. Финансовые показатели ООО «Авеню Индастриал Групп» за 2015-2017 гг.
Источник: ФНС
На протяжении последних нескольких лет производитель клозетов демонстрирует стабильный рост выручки. Только в 2017 г. организация не смогла получить чистую прибыль по итогам года, в предшествующие же периоды бизнес приносил прибыль в 120-380 тыс. руб. ежегодно.
Основной поток выручки организация получает от участия в государственных закупках, оказывая услуги по оснащению биотуалетами общественных мест и учреждений (в основном – городских кладбищ). За 2016-2017 гг. организация выиграла несколько крупных тендеров.
Рис. 4. Государственные тендеры заключаются на солидные суммы
Источник: СИНАПС
Совокупная сумма по договорам, заключенным ООО «Авеню Индастриал Групп» с государственными учреждениями в рамках тендеров за 2016-2017 гг., составила около 24 млн руб.
В дополнение: узнайте, как открыть цех по производству туалетной бумаги.
Много ли вложений потребует вхождение в нишу?
Для старта, если рассматривать в качестве направления деятельности непосредственно установку и эксплуатацию кабинок, инвестиций потребуется немного. Государственное бюджетное учреждение «Доринвест», ведающее московскими общественными туалетами, предоставляет услугу аренды кабинок.
Рис. 5. Оборудование можно взять в краткосрочную аренду
Начинающий предприниматель может протестировать нишу, не вкладывая на первых порах существенные суммы на закупку собственных объектов. Стоимость аренды начинается от 900 руб. в сутки.
Рис. 6. Тарифы на аренду передвижных биотуалетов в г. Москва
Источник: сайт dorinvest
Желательно приурочить открытие бизнеса к крупному массовому мероприятию, например концерту на открытом воздухе. Предварительно необходимо получить разрешение городской администрации и Роспотребнадзора (СЭС).
Рассчитать необходимое количество арендуемых клозетов можно с помощью нормативов, установленных, исходя из планируемого потока посетителей мероприятия и его продолжительности.
Рис. 7. Расчет количества биотуалетов в зависимости от масштаба мероприятия
Для примера, на концерт с плановой посещаемостью 3 000 человек, длительностью 2 часа, потребуется 9 кабинок. Расходы на аренду с учетом доставки и обслуживания составят:
2 720 руб.* 9 кабин = 24 480 руб.
Также необходимо учесть оплату услуг работника, который займется взиманием платы и защитой арендованного оборудования от вандалов (условно – 1000 руб.)
Итого расходы: 25 480 руб.
Предположим, что из заявленных 3 000 человек услугой воспользуется 40% посетителей при плате за вход 50 руб.
3 000 *40% *50 руб. = 60 000 руб.
Итого доход: 60 000 - 25 480 руб. = 34 520 руб. за день (включая продолжительность мероприятия и время на доставку, монтаж и демонтаж). Рентабельность разовой аренды – 135%.
Также можно установить стационарные клозеты в наиболее «проходимых» местах. При средней посещаемости 100 человек в день и плате за вход 50 руб. ежедневная выручка составит около 5 000 руб., ежемесячная – около 150 000 руб.
Комментарии 1
Для 3000 чел в 9 кабинках нужно примерно 20 часов ))