Изначально проект Дениса «GUITAR COLLEGE» позиционировался как первая в центральном округе школа европейского типа по обучению игре на гитаре для всех желающих. За пять лет работы проект трансформировался в школу современной музыки, в которой выделяется несколько основных направлений: игра на барабанах, игра на акустической и электронной гитаре, бас-гитаре, игра на клавишных, обучение вокалу и актерскому мастерству. Также разработана авторская франчайзинговая программа, следуя которой можно открыть музыкальную школу в любом городе.
Основные тезисы интервью:
- Вид деятельности: частная школа современной музыки
- Местонахождение бизнеса: Россия, город Брянск
- Род занятий до начала предпринимательства: диспетчер, менеджер
- Организационно-правовая форма ведения бизнеса: ООО
- Размер первоначальных инвестиций: 100 тысяч в рассрочку и 6,5 наличных
- Формула успеха: «Стать экспертом в своем деле!»
Привет, Денис. Расскажи, когда и почему ты решил заниматься бизнесом?
Меня всегда привлекала музыка, я пробовал работать в рекламе и в автосервисе, но в моей жизни постоянно присутствовала музыка – я играл на гитаре. Как бы ни менялись мои вкусы, взгляды и настроение, я резонировал на одной волне с музыкой, это доставляло мне радость, в отличие от других занятий. В определенный момент я просто остановился и задумался, а тем ли я занимаюсь и решил попробовать направить свое увлечение в профессиональное русло.
Однажды я принял участие в конкурсе «Гитара для тебя» – выступил очень достойно, и после этого мне сразу обратились около 20 человек с просьбой научить их играть на гитаре. Я приступил к поиску места, где можно было бы найти помещение для частных музыкальных уроков. Обратился в городской ДК, но там меня все время обсчитывали через бухгалтерию, что денег оставалось только на маршрутку. Также обращался в «Единую Россию» за предоставлением муниципального помещения, но получил отказ. После чего я записался на бесплатную программу «Шаги успеха», сейчас эта программа называется «Ты – предприниматель», где лекции ведут действующие владельцы бизнеса. Тогда я смотрел на успешных предпринимателей снизу вверх, ведь они могли позволить себе многое в финансовом плане. По завершению программы я подал заявку на получение денежного гранта в размере 150 тысяч рублей.
Затем взял в рассрочку на 100 тысяч музыкального оборудования, часть денег вложил своих, отчитался по чекам и арендовал помещение. Для аренды пришлось скинуться по 6,5 тысяч с моим приятелем. Комната была небольшая, какое-то оборудование уже было, другое взяли в рассрочку, а стулья нам вообще достались бесплатно от друга. После этого я с энтузиазмом приступил к работе, но вскоре произошла одна неприятная вещь – мне отказали в гранте. Однако мотивации от этого только прибавилось, ведь надо было отрабатывать долг, а денег не было.
Вначале мне приходилось работать преподавателем, администратором, отвечать на звонки, заниматься рекламой, быть директором и уборщиком в одном лице. Некоторое время даже не было дивана и вешалок, но постепенно помещение наполнялось необходимой мебелью. Наш музыкальный магазин также расширялся, школой стали интересоваться многие люди. Это было связано во многом с созданием тематического паблика в соцсети Вконтакте (https://vk.com/denkihot), куда я выкладывал интересные новости, отчеты о концертах и мероприятиях. Через год я вновь подал заявку на грант и выиграл, но на тот момент у нас уже были оборотные средства, и мы вполне могли обойтись без грантовых денег.
Сколько времени прошло от возникновения идеи до ее реализации?
Полгода – в апреле 2011 я задумался над созданием школы, а в октябре мы уже работали.
Ты регистрировал себя в качестве ИП или ООО?
Два года я был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Но затем перешел на ООО – конечно риск в таком случае выше, но и возможностей больше. К ООО больше доверия, как со стороны клиентов, так и возможных покупателей франчайзинга.
Разрабатывался ли бизнес-план идеи?
Да, в самом начале составлялся бизнес-план, и в ближайшем времени он будет обновляться, так как за 5 лет уже полностью реализован. Кроме того, мы разработали собственные методические пособия для преподавателей и оригинальную систему обучения.
Через сколько времени ты смог выйти на самоокупаемость бизнеса?
Чтобы выйти на достойный уровень мне потребовалось около 12-15 месяцев, но это был лишь ориентир, после которого пришлось ставить новые цели и задачи. К тому же, на начальном этапе много заработанных денег приходилось тратить на покупку оборудования.
Если начинать сейчас, то для самоокупаемости потребуется больше времени – около 15-24 месяцев для запуска 4 классов при стартовом капитале 100-150 тысяч рублей.
Игра на электронной гитаре – это довольно редкое музыкальное направление, ты не опасался, что не удастся найти клиентов?
Да, у меня были сомнения, в разные периоды мне даже казалось, что моя школа может оказаться ненужной. Однако с момента создания прошло почти 5 лет, за это время у нас обучалось около 5 тысяч человек, что позволяет сделать вывод об актуальности и востребованности музыки.
В Брянске достаточно слабо развит музыкальный рынок, на моей памяти открывались 8-10 частных школ, многие уже закрылись, другие продолжают работать и сейчас. Но с каждым годом система образования в этой сфере становится все более совершенной, люди видят результаты и копируют мою систему.
Сколько учеников было на момент открытия школы?
Еще до открытия школы желание обучаться изъявили 20 человек. Пока искал помещение и закупал оборудование, прошло 3 месяца, я стал обзванивать потенциальных учеников – кто-то переехал, кто-то передумал, в итоге осталось всего 10 желающих.
А сколько сейчас людей обучается в твоей школе?
Постоянно занимается 115-120 человек – это люди, которые посещают индивидуальные занятия. Мы не делаем ставку на групповое обучение, так как считаем, что это ведет к потере качества.
Летом обычно наблюдается спад, ученики активизируются осенью и зимой, но наши двери открыты в любое время года. Стоит отметить, что к нам приходят клиенты из разных возрастных групп, разного статуса и профессии – студенты, офисные работники, чиновники и госслужащие, полицейские и работники ФСБ, есть и ученики пенсионного возраста. Мне очень приятно, что моя школа имеет социальную направленность, я чувствую полезность организации для города.
Раз в три месяца проводятся отчетные концерты, в котором каждый из учеников может продемонстрировать полученные музыкальные навыки публике.
По каким критериям ты отбирал специалистов для работы?
Я вращаюсь в музыкальной среде 17 лет и знаю самых опытных и профессиональных играющих педагогов, поэтому мне не составило труда сформировать отличный кадровый состав. Горжусь тем, что у меня работают преподаватели, окончившие академию им. Гнесиных в Москве – это образовательное учреждение №1 в российской музыкальной среде.
Какую рекламу ты считаешь наиболее эффективной в своей сфере?
Интернет – 90% людей приходят через социальные сети и сайты. Сейчас у меня запущено 8 рабочих сайтов и 1 сайт с предложением франшизы
Когда и почему ты решил продавать франшизу?
Моя модель бизнеса оказалась успешной и практически эксклюзивной в своей отрасли, поэтому через три года после открытия школы я запустил франчайзинговую программу. На данный момент мне удалось продать три готовых проекта по франшизе.
В 2014 году я одержал победу как лучший молодой предприниматель в номинации франчайзинг.
Какие сложности возникали во время деятельности?
Самая большая сложность быть первопроходцем – мне пришлось заниматься тем, что никто ранее не делал в городе и соседних населенных пунктах. Многое создавалось практически с нуля. Ездил в Москву изучал частные музыкальные школы, но они меня не вдохновили.
Также из сложностей можно выделить недостаток знаний, финансов и связей.
Сказывается ли как-то на работе экономический кризис?
На нашей школе кризис нисколько не сказывается, в январе даже наблюдался повышенный приток клиентов.
Что бы ты посоветовал тем, кто собирается открывать дело в кризис?
Все зависит от личности и характера. Нет плохих направлений, бывают плохие предприниматели. Если человек настойчив, верит в себя и свое дело, то у него все получится. Я еще не видел людей, которые бы действительно чего-то хотели и у них это не получилось.
В начале моей деятельности мне все пророчили полный провал и даже подшучивали: «Разве игра на гитаре может быть бизнесом? Ерунда какая-то!». Но когда я вышел на достойный уровень, шуточки прекратились. Чужое мнение может сильно задеть человека в психологическом плане, важно не обращать на это внимания и уверенно идти к своей цели.
Какие цели ставишь перед собой в ближайшем будущем?
Хочу масштабироваться, а именно создать федеральную сеть по России. В идеале, должна быть легкая и доступная технология, с помощью которой каждый человек смог бы погрузиться в мир музыки. Основная задача – это развитие, а музыка прекрасный способ для этого!
Также сейчас развиваю один интересный проект «Школа великих книг» – это самопознание и совершенствование внутреннего мира человека через мысли великих писателей.
Каждый ли сможет стать предпринимателем в музыкальной сфере?
Нет, далеко не каждый. Прежде всего, нужно любить музыку, гореть своей идеей. Это творческий бизнес-проект, а не просто математические расчеты. Открыть школу еще полдела, нужно идеально разбираться в музыкальной специфике, иметь опыт и вращаться в определенных кругах.
Что посоветуешь начинающим предпринимателям?
Сначала следует четко определиться с направлением, а затем нарабатывать профессионализм в этой области.
Любой бизнес – это продажи себя, товаров или услуг. Предпринимателю всегда нужно что-то продавать. А если человек является экспертом в своей сфере, то продать что-либо ему не составит труда. Грамотный специалист должен уметь презентовать свой бизнес и его достоинства за минуту.
Предпринимателю важно быть гибким и настойчивым, не сдаваться при первых неудачах. В любом деле, а в бизнесе особенно следует соблюдать договоренности и быть ответственным.
Также я бы посоветовал никогда не прекращать учиться и заниматься спортом.